От Питера до Москвы. Николаевская железная дорога – самый протяжённый и совершенный проект своего времени.
13 февраля 1842 года Высочайшим повелением императора Николая I был издан указ о начале строительства железной дороги в направлении С-Петербург – Москва.

Портрет императора Николая I
На момент подписания указа о строительстве железнодорожного сообщения между Москвой и Петербургом в России уже действовала одна железнодорожная ветка – это была Царскосельская железная дорога. Её запуск в эксплуатацию наглядно показывал какие выгоды, могло принести развитие железнодорожного транспорта. Тем не менее многие чиновники высказывались против строительства новой ветки, которая бы соединила два важнейших города России, объясняя свою позицию дороговизной строительства и отсутствием каких-либо перспектив от этого предприятия в будущем. Высказывались опасения, о невозможности проложить пути из-за особенностей ландшафта.
Инженер-генерал Павел Мельников. Один из авторов-разработчиков проекта железной дороги.
Доводы министров не убедили императора. Он настоял на своём мнении и 13 февраля указ о начале строительства был подписан. Но прежде была проведена огромная работа на проектирование и создание маршрута, досконально изучен международный опыт по созданию железных дорог в других странах.
«Мы положили возвесть железную дорогу от Санкт – Петербурга до Москвы и, по примеру других держав, возвесть оную на счет казны, дабы удержать постоянно в руках правительства и на пользу общую сообщение, столь важное для всей промышленности и деятельной жизни государства».
В итоге был осуществлён грандиозный, для своего времени, проект по запуску магистрали, по которой прошёл первый поезд, доставивший пассажиров из Петербурга в Москву. Время следования составило чуть больше 21 часа – это даже меньше суток. Раньше чтобы преодолеть это расстояние понадобилось бы 4 или пять дней. Поезд отправившийся из Петербурга получил название «всенародный поезд», на нём отправилось в путешествие 192 человека. Самой же дороге дали название «Николаевская железная дорога».

Николаевский вокзал в Санкт-Петербурге, фото 1855-1864 гг. Архитектор Константин Тон
Правда история строительства затянулась почти на 9 лет. Отдельные участки начали эксплуатировать уже в 1846 году, но полностью направление было открыто только 13 ноября 1851 года (1 ноября по старому стилю). Дорога проходила через несколько губерний и составляла 664 километра. Она стала самой протяжённой и самой модернизированной магистралью в Европе и оставалась таковой на протяжении долгого времени.
Фото из открытых источников.
Благодарю вас за внимание, дорогие подписчики и гости сайта. Буду рада вашим отзывам и оценкам.
Вы любите путешествовать железнодорожным транспортом?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
надо помнить что эта дорога как и другие построена на костях
Предлагаете теперь по ней не ездить?
Ну тут уж никуда не деться. Бывает так, что и ребёнок на свет появляется ценой жизни матери.
101%
Как всегда на 5+
Мне очень нравится путешествовать поездом, а от Москвы до Питера и обратно я ездила, наверное больше 50 раз
"ОТ ПИТЕРА ДО МОСКВЫ" ( исполнитель песни Максим Леонидов)
Случайное видео
Благодарю Вас за высокую оценку. И за видео, как раз в тему. Без малого 2 столетия прошло, а Петербурго-Московское направление было и остаётся актуальным, популярным и по прежнему не утратило своего экономического и стратегического значения. Значит решение было верным и своевременным ))
101%
Интересно выглядит
Николай I особенно благоволил Константину Тону. Если инженер-генералу Мельникову была поручена техническая и инженерная часть строительства, то архитектору тону было поручено оформление всего пути, которое он решил выполнить в едином стиле.
Ниже Николаевский вокзал в Москве
Люблю. Можно выспаться и почитать, ещё плюс дни к отпуску
Вот на счёт выспаться это Вы в точку ))
Интересная информация, спасибо
Благодарю Вас.