Духовное искусство возвращается, снова
Это Соединенные Штаты Америки в конце 19-го века, момент индустриализации и урбанизации, способствующий усилению заботы об умерших родственниках и осиротевших американцах, ставящих под сомнение загробную жизнь. Расширение послереволюционных свобод (хотя и ограниченных среди маргинализованных лиц) и рост числа иммигрантов также способствовали более широкому взгляду на мировые религии. В то время такие факторы вызвали тягу к альтернативным методам связи с духовным миром. Эти условия придали смелости росту спиритизма в Америке, а вскоре после этого и его появлению в Европе, где после Первой мировой войны и пандемии гриппа 1918 года движение продолжило процветать, предлагая убитым горем европейцам доступ к трансцендентальному эскапизму.
Этот период спиритизма процветал благодаря обилию медиумических и эзотерических практик. Медиум (роль, которую в подавляющем большинстве играют женщины) в широком смысле определяется как человек, обладающий подразумеваемой или предполагаемой способностью получать доступ к сущностям извне. Современная французская художница Табита Резер, чья мультимедийная практика использует духовные и гадательные системы для обращения к властным структурам, приравнивает общение с духами к “космическим загрузкам”, метафорически помещая человеческий сосуд в компьютер, а доступ к миру духов - в подключение к “божественному Интернету”.
Исторически сложилось так, что роль медиума стала радикальным и подрывным актом для женщин; их предполагаемые гендерные характеристики пассивности, хрупкости и эмоциональности в этом контексте были желательны. Спиритизм дал женщинам право голоса (для “высшей” силы) говорить о правах женщин и прогрессивных идеях, и все чаще отчетливый творческий голос, который включал поэзию, автоматическое письмо и выдающееся творчество решающих произведений искусства, приобретающих все большую актуальность сегодня.

На Венецианской биеннале 2022 года были представлены работы нескольких исторических медиумов, в том числе немецкой писательницы и художницы Уники Цюрн (1916-1970), испанской художницы Хосефы Толра (1880-1959) и захватывающие образы британской художницы и медиума-спиритуалиста Джорджианы Хоутон (1814-1884).). Хоутон пережила большую потерю в своей жизни, включая смерть четырех ее братьев и сестер в возрасте 37 лет. Возможно, именно эта тяжелая утрата побудила ее посетить свой первый сеанс в 1859 году. После этого она начала испытывать и развивать медиумические отношения — среди наставников были ее умершие родственники, дух по имени Генри Ленни и покойный Караваджо, — которые научили Хоутон создавать бесспорно глубокие композиции. Как описывает Дженнифер Хигги в книге “Другая сторона: путешествие в женщин, искусство и духовный мир" (2023), ее недавно опубликованной книге о женщинах-художницах и духовном мире, они "как будто ее мечты опутаны паутиной: основные цвета кружатся и танцуют под тонкой сетью избелые полупрозрачные линии”.
Публикация Хигги и Венецианская биеннале - это не единичные случаи изучения женщин-художниц и истории спиритуализма. Недавние институциональные выставки включают "Не без моих призраков " (2020-2021), разработанные галереей Хейворд и гостиной, Лондон; "Сверхъестественная Америка: паранормальное в американском искусстве " (2021-2022), куратором которой является Роберт Коззолино из Института искусств Миннеаполиса; и предстоящая выставка "Хилма аф Клинт и Пит Мондрайн: формы жизни вТейт Модерн.
Учитывая потери и травмы, связанные с пандемией нашего поколения, и продолжающиеся разрушения и насилие, наблюдаемые в условиях меняющегося социального ландшафта, наша нынешняя эпоха после COVID-19 перекликается с условными потрясениями, присутствующими во время подъема спиритуализма. Однако наши современные проблемы эволюционировали, чтобы критически рассматривать и всесторонне признавать истории — личные и культурные, духовные и политические. По мере того, как мы смягчаем наше изменчивое постпандемическое существование, сталкиваясь со сложными историями, которые кажутся скорее живыми, чем мертвыми, обращаемся ли мы снова к духовному запредельному, чтобы справиться и считаться?
Для Хейли Миллар Бейкер, художницы из Гундитджмара Джабвуррнг из Мельбурна, внедрение женского спиритуализма в ее воспитание в сообществе аборигенов - это метод привития реального и осязаемого наследия ее личного опыта. В ее недавней видеоработе “Nyctinasty” (2021), как и медиумы прошлого, она использует свое тело как сосуд для связи с нефизическим миром, но, в отличие от Хоутон и женщин до нее, Бейкер может как взять на себя роль медиума, так и сохранить прямое влияние, смело принимая ее женскую и артистическую индивидуальность. Подрывная деятельность присутствует на фоне видео в домашней обстановке, кивая зрителю чувством уверенности и обычной практикой для Бейкера действовать в сфере духовного промежуточного состояния.
Бейкер начала использовать спиритические акты в своей работе, находясь дома во время пандемии карантина 2020 года. Изолирующие условия, вызванные ограничениями, вызванными коронавирусом, перекликаются с уединенной обстановкой многих творческих людей, которые общались наедине. С 1920 по 1958 год плодотворная практика Мэдж Гилл, возглавляемая ее духовным наставником Мирнинерестом (переводится как “мое внутреннее я покоя”), была преимущественно активной, когда она была одна поздно ночью в своем доме в Восточном Лондоне. Часто эти вечерние сеансы, проводимые духом, создавали монохромные рисунки тушью на открытках, в которых стилизованные женские лица были окружены вихрем архитектурно выполненной эктоплазмы, иногда даже подписанные: Myrninerest.
Исторически сложилось так, что роль медиума стала радикальным и подрывным актом для женщин; их предполагаемые гендерные характеристики пассивности, хрупкости и эмоциональности в этом контексте были желательны. Спиритизм дал женщинам право голоса (для “высшей” силы) говорить о правах женщин и прогрессивных идеях, и все чаще отчетливый творческий голос, который включал поэзию, автоматическое письмо и выдающееся творчество решающих произведений искусства, приобретающих все большую актуальность сегодня.
На Венецианской биеннале 2022 года были представлены работы нескольких исторических медиумов, в том числе немецкой писательницы и художницы Уники Цюрн (1916-1970), испанской художницы Хосефы Толра (1880-1959) и
захватывающие образы британской художницы и медиума-спиритуалиста Джорджианы Хоутон (1814-1884).). Хоутон пережила большую потерю в своей жизни, включая смерть четырех ее братьев и сестер в возрасте 37 лет. Возможно, именно эта тяжелая утрата побудила ее посетить свой первый сеанс в 1859 году. После этого она начала испытывать и развивать медиумические отношения — среди наставников были ее умершие родственники, дух по имени Генри Ленни и покойный Караваджо, — которые научили Хоутон создавать бесспорно глубокие композиции. Как описывает Дженнифер Хигги в книге “Другая сторона: путешествие в женщин, искусство и духовный мир" (2023), ее недавно опубликованной книге о женщинах-художницах и духовном мире, они "как будто ее мечты опутаны паутиной: основные цвета кружатся и танцуют под тонкой сетью избелые полупрозрачные линии”.
Поскольку экология искусства загадочным образом влияет на более широкий культурный климат, в котором мы живем, кураторская критика обращения и изменения взглядов на историю искусства с помощью узкого взгляда активна, что отражает более широкие вопросы о том, как мы обращаемся к несовершенному прошлому. Пересмотр и повторное знакомство женщин с творческими практиками в контексте исторического подъема спиритизма устраняет ключевые пробелы в истории искусства, в котором доминируют мужчины, а также представляет нарративы, подкрепленные подрывной деятельностью, которые тревожно актуальны для разговоров сегодняшнего дня.
Колледж психических исследований, ранее известный как Лондонский спиритуалистический альянс, был создан в 1884 году для поддержки и поощрения исследований в области эзотерики. Их куратор, Вивьен Робертс, также организовала несколько значительных выставок в колледже. Совсем недавно в Creative Spirits (2022) приняли участие 100 художников-медиумов за последние 165 лет. В разговоре с Робертс об этом возрождении медиумического творчества и появлении современных художников, занимающихся спиритизмом, она сказала: “Идея врат находит отклик как в [конце 19-го / начале 20-го века, так и в наши дни], где технология делает невидимое видимым. Исторически достижения в области телескопов и микроскопов позволяли визуализировать мельчайшие частицы и галактики. В 21 веке Интернет как шлюз также делает видимым каждый наш поиск, отвечая на вопросы, которые мы не могли раньше ”. От эфира к ethernet это наблюдение возвращает к метафоре Резайра о духах, являющихся божественным Интернетом, где контакт с духовным миром позволяет нам подключаться, справляться, исправлять и создавать за пределами наших внутренних жестких дисков.
