ООО "Дубинин & партнеры" / Юридический консалтинг
ООО "Дубинин & партнеры" / Юридический консалтинг Подписчиков: 1193
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 11.6к

Как защитить деловую репутацию юридического лица?

34 дочитывания
14 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Как защитить деловую репутацию юридического лица?

Деловая репутация юридического лица формируется годами и имеет большое значение для успешности бизнеса. Перед заключением серьёзных контрактов юристы изучают будущего контрагента и выясняют, насколько добросовестно он ведёт дела. Появление в публичном пространстве порочащих сведений может вызвать у потенциальных партнёров сомнения по поводу сотрудничества и негативно сказаться на развитии компании. Поэтому важно вовремя принять меры по защите деловой репутации.

Способы защиты деловой репутации

Гражданским кодексом РФ предусмотрены одинаковые способы защиты репутации для граждан и юрлиц, за одним исключением – на организации не распространяется возможность требовать компенсации морального вреда. Остальные способы, названные в ст. 152 ГК, в полной мере применимы при посягательствах на репутацию компании. Пострадавшее лицо, в частности, может потребовать от нарушителя:

  • опровергнуть порочащие сведения;
  • опубликовать свой ответ на ложную информацию в том же средстве массовой информации, где они были опубликованы;
  • заменить или отозвать документ, в котором содержатся порочащие сведения;
  • удалить информацию и пресечь её дальнейшее распространение путём уничтожения материальных носителей, на которых она содержится;
  • удалить информацию из сети Интернет;
  • возместить убытки, понесённые в связи с распространением сведений, и вред репутации.

Предъявлять требования допустимо как к автору материалов, так и к любому лицу, распространившему их. Если не известно, кто именно распространил информацию, подрывающую репутацию юрлица, пострадавшая организация вправе в судебном порядке потребовать признания её несоответствующей действительности.

По делам этой категории законом не предусмотрен обязательный претензионный порядок, поэтому обратиться за защитой прав можно сразу в суд. Но в большинстве случаев стоит сначала попробовать урегулировать конфликт мирным путём, это поможет сэкономить время и деньги. При грамотном юридическом сопровождении во многих случаях доводить дело до суда не придётся.

Если известно конкретное физическое лицо, виновное в распространении порочащих сведений, можно, одновременно с применением гражданско-правовых мер, инициировать возбуждение дела за клевету по ст. 128.1 УК РФ.

Защита деловой репутации, пострадавшей от СМИ

Чтобы принять меры по защите репутации, опороченной средством массовой информации, сначала необходимо зафиксировать факт распространения ложных сведений. Форма фиксации будет зависеть от способа распространения и вида СМИ.

В случае печатного СМИ достаточно сохранить экземпляр с нужной информацией.

При распространении сведений на радио или в телепередаче можно записать соответствующий выпуск на любой носитель или официально запросить запись в СМИ. Если оба этих варианта невозможны, при доказывании своей позиции в суде можно воспользоваться другими доказательствами, вплоть до свидетельских показаний о содержании передачи.

Если речь идёт об интернет-СМИ, содержание нужной интернет-страницы можно удостоверить у нотариуса.

После фиксации нарушения можно во внесудебном или судебном порядке потребовать от СМИ опровержения недостоверных сведений, размещения своего ответа или комментария к порочащему материалу, а также удаления информации с сайта СМИ. Для компенсации своих потерь можно заявить и имущественные требования.

При спорах о защите деловой репутации с участием средств массовой информации необходимо учитывать некоторые особенности, относящиеся именно к СМИ:

  • по общему правилу, опровержение публикуется в том же СМИ, которое разместило порочащие сведения. Однако, если оно уже не выходит, можно потребовать, чтобы нарушитель за свой счёт разместил опровержение в другом СМИ. Это относится и к публикации ответа или комментария пострадавшей стороны;
  • даже если информация в СМИ содержит не факты, а только оценочные суждения, порочащие репутацию юрлица, можно потребовать предоставления права на ответ. Другие способы защиты в этом случае не применяются;
  • если средство массовой информации распространило сведения, полученные из других СМИ, от информагентств, из официальных выступлений должностных лиц, оно не будет нести за это ответственности. Однако и в этом случае от него можно потребовать разместить опровержение.

Текст опровержения можно подготовить самостоятельно или доверить это редакции. При этом необходимо учитывать требования Закона о СМИ. В частности, из него должно быть понятно, какие именно сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены. Текст опровержения или ответа не может более чем в 2 раза превышать опровергаемый фрагмент.

Сроки размещения ответа могут быть определены в судебном решении. Если суд такой срок не определил, или конфликт урегулирован в досудебном порядке, СМИ должно руководствоваться сроками, установленными в законе (в ближайшем выпуске или в течение 10 дней).

Как поступить, если порочащие сведения попали в Интернет

В этой ситуации целесообразно действовать следующим образом:

  • обратиться к владельцу сайта с требованием об удалении недостоверной информации;
  • в случае отказа обратиться с соответствующим заявлением в суд;

если и при наличии решения суда информация с сайта не будет удалена, нужно обратиться в подразделение ФССП. Пристав вынесет постановление об ограничении доступа к информации и направит его в Роскомнадзор. После этого её заблокируют.

Если информация распространилась на других сайтах, необходимо обратиться к их владельцам с приложением копии судебного решения и требованием об удалении недостоверных сведений. В случае отказа вновь придётся обращаться в суд.

Требование об удалении порочащих репутацию сведений не препятствует одновременно с этим потребовать разместить опровержение.

Возмещение репутационного вреда

Если к моменту распространения порочащей информации организация имела сформированную деловую репутацию в определённой сфере, которая пострадала от действий нарушителя, можно потребовать возмещения репутационного вреда. Это возможно при совокупности условий:

  • положительная репутация у юрлица существовала на момент распространения ложной информации;
  • вследствие противозаконных действий ответчика доверие к компании снизилось, она потеряла клиентов или понесла иные репутационные потери;
  • между действиями ответчика и последствиями имеется причинно-следственная связь.

Все перечисленные обстоятельства должны быть доказаны. Подтверждением ущерба репутации могут быть, к примеру, письма контрагентов об отказе от сотрудничества из-за обнародования порочащих сведений, резкое падение стоимости ценных бумаг и т.д.

Сумму репутационного вреда можно определить самостоятельно или с привлечением специалистов. Единой методики её расчёта не существует, так как в каждом случае он будет отличаться.

Закон содержит довольно обширный перечень способов защиты деловой репутации. Пострадавшая организация может использовать как один из них, так и несколько. Для выбора оптимального механизма действий стоит сначала определиться с основными целями и оценить перспективы досудебного урегулирования. Если очевидно, что мирно решить конфликт не получится, лучше сразу идти в суд, не дожидаясь ещё большего распространения порочащей информации.

14 комментариев
Понравилась публикация?
32 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юридическая фирма ООО "Дубинин & партнеры" / Юридический консалтинг
Комментарии: 14
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Споры о защите деловой репутации юрлиц, связанные с их экономической деятельностью, подведомственны арбитражным судам4. Исковые требования фирмы в части, касающейся защиты чести, достоинства и деловой репутации ее работников, арбитражному суду неподведомственны.

Деловая репутация компании подлежит защите по правилам о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда5. На практике это означает, что фирма не может обращаться в суд за компенсацией морального вреда. Она имеет право лишь на возмещение убытков.

В силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец должен доказать лишь факт распространения этих сведений и их порочащий характер6. При этом в случае, когда фирма оспаривает отказ руководства (редакции) СМИ, в котором размещены указанные выше сведения, опубликовать подготовленный ей ответ, придется доказать, что ущемляются права и охраняемые законом интересы фирмы7.

Судьи указывают8, что для них юридически значимым обстоятельством служит противоправный характер действий ответчика, который выражается в сообщении хотя бы одному лицу (посредством публичного выступления, размещения в СМИ или Интернете) определенных сведений об истце, носящих порочащий (направленный на формирование негативного общественного мнения о деловых качествах) и не соответствующий действительности характер.

Для подтверждения наступления неблагоприятных последствий в виде нематериального вреда деловой репутации истца необходимо сначала установить факт ее наличия, а потом — факт утраты доверия к ней. Следствием такой утраты может быть, например, сокращение числа клиентов, потеря конкурентоспособности и прочее. При выявлении причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением неблагоприятных последствий на стороне истца суды будут учитывать наличие реальной возможности влияния действий ответчика на формирование мнения об истце у третьих лиц.

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Интересно

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Очень полезный материал. Большое спасибо автору

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Все перечисленные обстоятельства должны быть доказаны. Подтверждением ущерба репутации могут быть, к примеру, письма контрагентов об отказе от сотрудничества из-за обнародования порочащих сведений, резкое падение стоимости ценных бумаг и т.д.

В одном из дел оппонент-истец приобщил данные о падении рейтинга, как раз сразу после публикации (из яндекс-директ). Суд не принял их как достоверные.

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся данные сведения. При этом с юридической точки зрения не считаются не соответствующими действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях, приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или официальных документах. Для их обжалования и оспаривания предусмотрен иной законодательно установленный порядок. Например, в апелляционных и кассационных судебных инстанциях судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (14)

Бесплатная пицца только в мышеловке. В компании Deloitte уволили 60 сотрудников, заманив их на 24-й этаж под предлогом бесплатного угощения

Весьма оригинальным способом увольнения своих сотрудников воспользовалась аудиторская компания Deloitte в США. Всем им на электронную почту разослали письма о том, что их ждёт бесплатная пицца.

Экологический бизнес: Как устойчивость становится конкурентным преимуществом 🌍

Экологический бизнес: Как устойчивость становится конкурентным преимуществом 🌍 В последние годы устойчивое развитие перестало быть просто модным словом и стало важным аспектом бизнеса. Компании,...

Стопка, стакан, бутылка или литр? 🥃 В день Рождения водки! Спасибо Менделееву! С Улыбкой!!!

Знакомая ситуация, да? Сидишь дома, скучновато, а тут на глаза попадается бутылочка. И сразу же в голове мелькают мысли: "А может, стопочку?" 🤔 "Если выпить стопку крепкого алкоголя, то будет аппетит...
01:20
Поделитесь этим видео

Люксовый бункер за 300 миллионов долларов. Роскошь и безопасность в одном

Американская компания представила экстравагантный комплекс бункеров на случай конца света стоимостью 300 миллионов долларов, призванный защитить сверхбогатых людей от глобальных катастроф. По данным Forbes,