Клиенту банка подняли процент по кредиту, но Верховный суд России встал на защиту клиента. Подробности дела

Многие граждане России прибегают к услугам российских банков по кредитованию, чтобы осуществить быстрее свои цели или мечту. Кто-то из россиян мечтает о собственной квартире, кто-то о новом автомобиле, например.
Но, при отсутствии денежных средств в необходимом количестве, для воплощения планов в жизнь, невозможно обойтись без кредитов: кому уровень заработной платы не позволяет, а кому размер пенсий и пособий. И тогда, граждане России, отважившиеся мечту перевести в реалии, шагают в банки за кредитами.
Более того, многие граждане России оформляют кредитные карты. Иметь в наличии кредитную карту удобно, потому как в любой момент можно по ней оплатить покупку нового холодильника, если вдруг старый неожиданно выйдет из строя.
Банковские "нежданчики"
Однако, банки могут преподнести пользователям банковских услуг и неприятные сюрпризы. Например, как это произошло в городе Екатеринбург, где клиентку банка уведомили о том, что процентная годовая ставка по кредитной карте с 36 увеличивается до 43%. И что любая проведённая операция по банковской карте будет расцениваться банком как согласие клиентки с данным банковским "новшеством".
Операцию по кредитной банковской карте клиника, конечно же, совершило. Однако, когда дело дошло до судебных тяжб, в суде она заявила, что никакого согласия на повышение кредитной ставки она не давала.
Суть дела
Клиентка оформила в 2011 году кредитную карту в Банке под 36% годовых. В подписанном ею договоре было указано, что Банк имеет право изменить этот %, если заранее уведомит клиентку, что собственно и сделал через 4 года. В адрес женщины было отправлено письменное уведомление, в котором было отмечено, что любая операция по списанию или пополнению денежных средств по кредитной карте онлайн, например, будет расцениваться как согласие с новой годовой ставкой по кредиту в 43%. Пополнить кредитку, чтобы факт пополнения не означал согласие, можно было лишь через кассу Банка или почтовым переводом.
Письменного ответа Банку на данное уведомление женщина не дала, но после пополнила карту через банкомат. Банк расценил данный факт, как согласие на новые условия кредитования.
Позже у нашей героини начались материальные трудности и она не оплачивала минимальные ежемесячные платежи каждый месяц. Через 1,5 года долг у клиентки составил 120 тысяч рублей. Банк выставил требование вернуть полностью долг до определённой даты. По истечению сроков Банк обратился с исковым заявлением в суд.
Клиентка Банка в суде первой инстанции категорически не соглашалась с выставленной в её адрес задолженностью финансового учреждения. Она настаивала на судебных заседаниях, что Банк не имел права в одностороннем порядке без ее согласия изменить % по кредиту. Однако в районном суде в этом деле победу одержал Банк.
С решением суда 1-ой инстанции целиком и полностью согласились как в апелляции, так и в кассации.
Женщине осталась одна дорога – обжалование судебных решений в Верховном суде России.
Верховный суд России: анализ ущемления прав потребителя при повышении ставки по кредиту
Судебная коллегия по гражданским делам ВС России разъяснила своим коллегам из нижестоящих судов следующие важные моменты.
Она сказала, что акцепт (согласие на предложение) д.б. полным и безоговорочным. Ведь, именно так записано в ст. 438 ГК РФ. И добавила - под согласием с офертой нельзя понимать неоднозначные действия, которые могут совершать с другим умыслом. Так, банк предусмотрел в качестве акцепта любую операцию, кроме пополнения счета через кассу банка и почтовым переводом. Клиентка внесла деньги через банкомат, а это действие подходило под согласие на новые условия.
В итоге ВС РФ пришел к выводу, что в деле нашей героини процедура принятия предложения по изменению тарифного плана ущемляла права потребителя. А это запрещено статьей 16 Закона "О защите прав потребителей". Статья эта так и называется - "Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя".
Итог
ВС РФ не согласился с мнением нижестоящих судов и все принятые по данному гражданскому делу судебные решения отменил. Теперь районный суд будет заново рассматривать спор, но с учетом всех разъяснений самого главного вышестоящего суда России.
Обложка публикации – стоковое фото.
*Определение Верховного суда N 45-КГ21-24-К7.
Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №62(9007)
вы всегда на высоте Татьяна Дмитриевна!
Хорошо, что можно всё это выяснить. действительно навязывание, становится, непосильным для людей.
Более того, банки сразу начинают угрожать, что откажут в получении кредита, если не принимаешь условия ИХ кредитования. И точно, могут не дать кредит. Таких случаев полно.
Не уже ли у нас суды стали вставать на защиту простых людей.
Вот, и меня, Алла, это ОЧЕНЬ удивило!!! Но, думаю, что связано это всё с геополитической обстановкой... Наверное... Возможно я ошибаюсь.
Рад что ВС РФ встал на сторону клиента банка. Хотели конечно подвести под операцию с банкоматом, хорошо что не вышло.
Правильное решение Верховного Суда. есть договор, "который дороже денег". То, что нижестоящие суды поддержали банк - а когда у нас суды поддерживают простого человека. Это тоже очевидно.