Спор со страховой компанией по ОСАГО и роль финансового омбудсмена.
Нередки случаи, когда при наступлении страхового случая – дорожно-транспортного происшествия, страховая компания может выплатить неполную стоимость ущерба, либо вовсе отказать в выплате по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Для того чтобы начинать путь по защите своих прав и законных интересов необходимо ответить себе как минимум на два вопроса: хватит ли терпения и будет ли конечный результат оправдывать потраченных сил и средств.
В реальности спор со страховой компанией занимает определенное время и начиная с момента нарушения прав владельца транспортного средства (потребителя) и до дня получения выплаты в полном объеме может пройти от 6 месяцев до одного года. При этом, будут возникать различные траты, например: оплата услуг специалистов, автостоянки.
Предположим, что Вы положительно ответили на указанные вопросы и решили восстановить свои нарушенные права, тогда необходимо выполнить определенный порядок действий.
Во-первых, необходимо провести независимую оценочную экспертизу по установлению стоимости причиненного ущерба. В случае если страховая компания полностью отказала в выплате, то необходимо еще проведение трасологической экспертизы, устанавливающей причинно-следственную связь между ущербом и ДТП.
Также хотелось бы отметить, что перед назначением экспертизы можно самостоятельно произвести примерный расчет стоимости запасных частей, нормочасов и материалов, воспользовавшись официальным сайтом РСА (https://autoins.ru/osago/proverka-sredney-stoimosti-zapasnykh-chastey-normochasov-i-materialov/).
Во-вторых, необходимо подготовить и направить страховой компании претензию с требованием возместить разницу между стоимостью ущерба, выявленной экспертом и суммой выплаты, уже произведенной страховой компанией.
В-третьих, в случае неудовлетворения страховой компанией заявленных требований, владелец транспортного средства, для разрешения данной ситуации обращается к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг (финансовому омбудсмену). Для этих целей разработан сайт (https://finombudsman.ru/?ysclid=lfpq9ktv270828159), на котором в электронном виде можно будет подать обращение для досудебного урегулирования спора.
В-четвертых, если финансовым омбудсменом будет принято решение не в пользу потребителя, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением об оспаривании решения финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.
На двух последних этап остановимся подробнее.
И так, после того, как страховая компания не удовлетворяет требование, изложенное владельцем транспортного средства, он вправе обратиться к финансовому омбудсмену. Такое обращение может быть подано в течении трех лет с момента как лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Если обращение соответствует требованиям, изложенным в Федеральном законе «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», в течение трех дней потребителю сообщают о принятии жалобы к рассмотрению.
Затем, финансовый омбудсмен направляет страховой компании данное обращение и запрашивает недостающие документы, которые последняя должна предоставить в течении 5 дней.
Обращение должно быть рассмотрено финансовым омбудсменом в течении 15 дней, начиная со дня его получения. По окончании срока рассмотрения уполномоченным выноситься одно из трех решений: об удовлетворении, о частичном удовлетворении, либо об отказе в удовлетворении обращения.
Законом предусмотрено, что решение финансового омбудсмена, в отличии от судебного решения, вступает в силу в течении 10 дней. Данное решение обязательно для исполнения страховой компанией в сроки, которые указаны в самом решении. Фактически, оно заменяет судебное решение. Более того, если страховая компания в добровольном порядке не исполнит возложенные на нее решением требования в пользу потребителя, уполномоченный выдает последнему удостоверение, которое имеет силу исполнительного документа.
В случае несогласия потребителя с решением уполномоченного, он вправе обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении. В возбужденном потребителем финансовой услуги процессе он выступает истцом, а финансовая организация – ответчиком. Финансовый омбудсмен в такой ситуации в процесс не привлекается.
Таким образом, финансовый омбудсмен при осуществлении возложенных на него полномочий по урегулированию в досудебном порядке возникшего страхового спора действует независимо, дополняя существующие средства защиты финансовых прав и свобод граждан, не подотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. По сути, деятельность финансового уполномоченного в таком формате представляется автономной вне зависимости от формы разбирательства спора.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: