Если авария произошла по вине пассажира – как отнесётся к этому ОСАГО
Краткое содержание :
В аварии может оказаться виновным и пассажир машины
Например, если дверь автомобиля была не вовремя открыта. Тут большой вопрос в том, заплатит ли страховка и будет ли нести ответственность водитель автомобиля с нерадивым пассажиром.
Я видел довольно много аварий, когда клиент, сидящий на левом заднем сиденье такси или другого транспортного средства, выходил из машины, не оглядываясь. В таких случаях таксисту обычно приходится ремонтировать машину за свой счет, что наносит большой ущерб. Однако водитель автомобиля также несет ущерб, поскольку он или она не могли предвидеть, что дверь откроется перед ним или ней. Естественно, они будут требовать возмещения ущерба.
Так, гражданка Качабекова попала в неприятную аварию. Она ехала на своем автомобиле по своей полосе. Перед ней остановился автомобиль, пассажир которого открыл заднюю дверь прямо перед ее машиной и попытался выйти. Эту дверь она и снесла. В результате ее автомобиль был поврежден.
осаго
Страховая компания водителя машины с неосторожным пассажиром отказалась платить. И его причины понятны. Ведь водитель сам отвечает за свои действия. Но здесь, по сути, пассажир нарушил правила. Он открыл дверь автомобиля, не убедившись, что это безопасно. И гражданская ответственность пассажира совершенно не застрахована.
При остановке и стоянке запрещается открывать двери, если это создает помехи другим участникам дорожного движения, напомнил ВС
Долгая борьба - долгие хлопоты. Пострадавшему приходится много раз переписывать заявление в страховую компанию и доставлять документы. Следует еще раз напомнить, что существует определенная процедура рассмотрения подобных дел, и это процедура подачи жалобы. Сначала подается жалоба в страховую компанию, затем в Комиссию по финансовым услугам, и только потом в суд. Однако финансовый уполномоченный уже принял решение по делу на промежуточном этапе, когда не все документы были предоставлены страховой компании. Поэтому он отказался рассматривать дело. Дело было передано в суд.
Решение первой инстанции было вынесено в пользу владельца поврежденного автомобиля. Однако апелляционный суд отменил это решение, сославшись на то, что пассажир открыл дверь, когда автомобиль стоял на месте. Стоит напомнить о решении Полномочной комиссии Верховного суда. В решении говорилось, что под использованием транспортного средства понимается любое движение, связанное с движением транспортного средства по улице, прилегающей к улице, а также в местах, где возможно движение транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, автозаправочные станции и другие места, где возможно движение (проезда) транспортных средств. Ключевое слово - "движение".
И апелляционный, и вышестоящий суды пришли к выводу, что авария произошла, когда транспортное средство не двигалось. Следовательно, оно не подпадает под действие закона об ОСАГО.
Однако Верховный суд с этим не согласился. В своем заключении он указал, что под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим перемещением, а также любую другую эксплуатацию транспортного средства. Статьи 12 и 22 Правил дорожного движения устанавливают требования к остановке и стоянке транспортного средства, а также к перевозке пассажиров.
В частности, открывать двери во время остановки и стоянки запрещено, если это создает неудобства для других участников дорожного движения. Водители обязаны осуществлять погрузку и выгрузку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, начинать движение только при закрытых дверях и не открывать двери до полной остановки транспортного средства.
Исходя из вышеприведенных положений, использование транспортного средства в качестве источника повышенной опасности в дорожном движении будет включать в себя пассажирские перевозки, в том числе посадку и высадку пассажиров, о чем говорится в законе об ОСАГО.
На этом основании Верховный суд вернул дело в апелляционный суд, постановив, что эта история все еще может быть страховым случаем по ОСАГО.
Следует отметить, что, по мнению страховых компаний, вопрос о том, кто виноват в аварии, произошедшей из-за того, что пассажир открыл дверь, является достаточно серьезным и спорным.
Как рассказал "РГ" глава Союза автостраховщиков России Евгений Уфимцев, страховые компании, конечно, не будут оспаривать мнение Верховного суда. Однако есть нюансы. Согласно закону об обязательном автостраховании, водители получают страховку в случае аварии. В данном случае виновником аварии стал пассажир, не застрахованный по ОСАГО. Автомобиль остановился. Другими словами, он не двигался нигде и ни в какой области.
Уфимцев сравнил это с автомобилем, стоящим во дворе на ремонте, то есть полностью обездвиженным, например, без двигателя. У того, кто занимается ремонтом, может не быть страховки. Поэтому по неосторожности открывают дверь и разбивают автомобиль. Что должна делать страховая компания в этой истории?
По мнению одного юриста, в этом деле есть большой пробел. Первоначально Верховный суд не без оснований единогласно включил мнение о том, что дверь автомобиля, открытая пассажиром, не подпадает под действие ОСАГО. Однако затем эта позиция была смягчена. И теперь по конкретному делу было принято отдельное решение. Но это может быть только на руку водителям. Вопрос только в том, как долго они хотят получить такое решение. Дело, о котором идет речь, длилось пять лет.
➤ Как инспектор ДПС остановил пенсионера
➤ Как правильно... Советы автомобилистам из практики.
➤ Новшества в правилах и полезные советы для автомобилитов
источник https://rg.ru/2023/04/05/dvernoj-priem.html