В. Крапивин, «Дети синего фламинго» (отзыв на книгу) (фрагмент ещё одной моей книги)

Детально описан механизм невидимости и это далеко не сказка.
Напоминаю, этот отзыв часть моей новой публицистической книги «Были ли Владислав Крапивин и Михаил Ахманов членами тайного общества «Диск»?». Она сборник моих отзывов на книги указанных писателей с учётом их возможной конспирологической составляющей. Предыдущий отзыв будет на конечной заставке.
Вот как выглядит обложка книги:

Приобрести электронную версию книги можно будет по ссылке под публикацией.
Повесть «Дети синего фламинго» В. Крапивин написал в 1979 году. Впервые опубликована она была в журнале «Уральский следопыт» № 2-3 за 1981 год. Кстати, в 2010 году её экранизировали, под названием «Легенда острова Двид», но, но мой взгляд, если бы этой экранизации не было, было бы лучше. Самому В. Крапивину экранизация тоже не понравилась. Я, кстати, специально пересмотрел данную экранизацию прежде, чем сел за данный отзыв.
Вот как выглядит одна из обложек книги:

Произведение очень необычно, и можно только удивляться, как Крапивину удалось опубликовать его в СССР. Книга очень похожа на роман украинского фантаста Олеся Бердника «Звёздный корсар», изданный им в 1971 году, но Олесю Берднику, за этот роман, пришлось заплатить четырьмя годами тюрьмы. Владислава Петровича, к счастью, чаша сия миновала.
Прежде всего, сразу бросается в глаза, что остров Двид – это Советский Союз и, самое главное, тоталитарная система в Советском Союзе, ну, или на острове Двид «скотского», а не «звериного» образца. Что такое элита «скотского» образца отлично показал Александр Сергеевич Грибоедов, в пьесе «Горе от ума», на примере Фамусова и Молчалина, Скалазуб, кстати, у него «зверь». И Михаил Афанасьевич Булгаков в повести «Собачье сердце», на примере Шарикова и Швондера. Но вот изображение мира, в котором «скоты» получили абсолютную власть, я встречал в литературе всего дважды. И, как уже сказал, встречал только у Бердника и Крапивина.
Есть мнение, что Торманс, в «Часе Быка» Ивана Ефремова, это аллегорическое изображение Советского Союза, и это мнение правильное. Но тоталитарный режим Чойо Чагаса, на Тормансе, эквивалентен сталинскому или гитлеровскому. А вот тоталитарный режим, эквивалентный хрущёвскому или брежневскому, показан только в «Звёздном корсаре» и в «Детях синего фламинго».
В «Звёздном корсаре» он, понятно, показан лучше, это роман, а не маленькая повесть. И тем более в этом романе Советский Союз разросся до размера, минимум, Галактики, и его номенклатурный хозяин – Ариман, эквивалентен христианскому Господу Богу. Вернее, не эквивалентен, а это именно он и есть, в нашей вселенной, именно Аримана, по Берднику, в том числе и «православные люди», считают Господом Богом, а Ариман уже бессмертен. И понятно Ариман законченный «скот», перед которым Фамусов, Молчалин и Шариков «погулять вышли».
Так же хорошо показано, что «скотский» тоталитарный режим ещё хуже «звериного». Дело в том, что у «зверей» нет совести, но есть честь, и любой «зверь» боится позора. И позора боялись даже Гитлер и Сталин. А вот у «скотов» нет ни чести, ни совести, и их ничего не интересует кроме личного благополучия.
Но саму суть тоталитарного «скотского» режима, В. Крапивину, пожалуй, удалось показать даже лучше, чем Берднику на примере правителя острова Двид – Тахомира Тихо. Ему, для сохранения своей власти, нужно убивать детей. Убивать в прямом смысле слова. И убивать очень подло, заманив на этот остров, и перед убийством публично опозорив. И он легко идёт на это, как и любой «скот», впрочем. И, кроме того, остров Двид не целая вселенная, как у О. Бердника, а именно маленький остров. Но именно этот приём, так сказать, уменьшения, а не увеличения, как у О. Бердника, и позволил В. Крапивину очень многое показать лучше.
Вторая очень интересная деталь, это, то, что В. Крапивин детально описал здесь механизм невидимости, и это ну ни разу не сказка.
С позиций теории Роберта Бартини оптическая невидимость возможна. Более того, Бартини, в 30-х годах, в СССР, создал невидимый самолёт, невидимый не для радиолокаторов, которых, в 30-х годах, ещё и не было, а невидимый визуально, для глаз. Эта история, по какой-то причине, получила известность, лично я первый раз прочёл о невидимом самолёте ещё в 70-е годы, в журнале «Техника Молодёжи». Но вот объяснения, как Бартини удалось этого достичь, очень сложно считать научными.
И здесь, думаю, нужно сказать ещё кое-что, оптическая невидимость это проблема ой какого уровня. Ниже на этом остановлюсь детальнее.
Тем, кого заинтересовала эта тема, я бы рекомендовал посмотреть мой ролик «Роберт Бартини», в котором есть и сюжет о невидимом самолёте. Он будет на конечной заставке, ну, а в этой, текстовой, версии публикации, пусть он будет здесь:
У В. Крапивина, в данной повести-сказке невидима синяя птица фламинго, и несложно заметить, что невидима она по той же причине, что и самолёт Бартини. И, самое главное, невидим остров Двид. И это главное в механизме оптической невидимости.
В. Крапивин объяснил, почему невидима птица, и почему невидим остров. Вот эти объяснения, это почему невидима птица:
«Впрочем, трудно говорить о цвете: он всё время менялся. То отливал сталью, то словно отражал небо, то делался почти сиреневым. Вдруг Птица шевельнулась… и пропала! Это солнечные лучи отскакивали от блестящих перьев так, что Птица словно растворялась в воздухе.
Так вот почему она появилась будто из пустоты! Она умела становиться невидимой! Ну, правда, не совсем невидимой. Ярко-желтый клюв, сероватовые ноги, тёмный хвост и черную оторочку крыльев можно было разглядеть. Но только если сильно присмотреться. В общем, Птица исчезла, как исчезают изображения у картинок-переливашек на карманных календариках».
А это почему невидим остров:
«Чтобы сделать остров невидимым, я должен до конца изучить свойства больших синих птиц, которые похожи на фламинго, но гнездятся на деревьях».
«Прошло два года, и Учёный открыл секрет невидимости. Он рассеял в небе тонкую голубую пыль, и после этого скалы, берега и воздух стали так отражать солнечный свет, что остров перестал быть виден с моря. Никто теперь не грозил его мирной жизни».
А вот почему, якобы, был невидимым самолёт Бартини, это цитата из одной из статей:
«Основной особенностью машины-невидимки была её обшивка, изготовленная из прозрачного материала родоида — специального органического стекла. Плюс к этому при взлёте использовалась специальная дымовая завеса — газ голубоватого оттенка, который и делал самолет невидимым на фоне неба. Шавров пишет также, что прозрачная поверхность корпуса машины с внутренней стороны покрывалась слоем амальгамы».
Да вот только это маскировка, а не невидимость, а это разные вещи. А остров Двид невидим, и невидим настолько, что о нём уже даже полностью забыли в его мире. И самолёт Бартини тоже был невидим. Впрочем, здесь всё же правильнее будет сказать, что остров, птица и самолёт были почти невидимыми, и маскировка доводила меру этого почти до максимума.
И начать здесь нужно с того, что остров Двид, на который Тахомир Тихо заманил пятиклассника Женю Ушакова, находится не в нашем мире.
Город, в котором живёт Женя, не приморский, а остров находится в океане. Но на него можно попасть, плывя на лодке по озеру, рядом с городом. И именно по этой причине, а не потому, что «в небе рассеяна тонкая голубая пыль» остров Двид и невидим.
Кто всерьёз изучал концепцию шестимерной вселенной Роберта Бартини и творчество писателей членов тайного общества «Диск», тот знает, что такое нуль-пространство. Наиболее детально его, кстати, описал опять же Иван Ефремов в романе «Час Быка», в котором, кстати, подчеркнул, что нуль-пространство тесно связанно с высшими способностями сознания человека – способностями Прямого Луча. И именно через нуль-пространство, по Бартини, возможен «тоннельный квантовый переход» в другую вселенную, (именно его мы, кстати, и имеем в «Детях синего фламинго»), в другое время, как в прошлое, так и в будущее, и через огромные расстояния, до тысяч световых лет. У Ефремова Звездолёты Прямого Луча летают через нуль-пространство, а у Крапивина через него летают суперкрейсеры дальней разведки.
В нуль-пространство можно погрузиться полностью или частично. И именно частичное погружение и способно дать эффект оптической невидимости. Лучше всех, кстати, из «дисковцев» это описал Джон Толкиен, во «Властелине колец» и «Хоббите». Фродо и Бильбо у него, ведь, становятся невидимыми потому, что «погружаются в призрачный мир», и погружаются не полностью, а частично. Именно поэтому в нашем мире и видна их тень.
Я ожидал, что это поймёт С. Лукьяненко, поймёт, что его «сумрак» это и есть нуль-пространство. Но он, похоже, этого так и не понял. Правда он признал в одном из своих произведений, что «Кольцо Всевластья» у Толкиена погружает тех, кто его надел, «в сумрак», но признал вскользь. И я был вынужден сам описать нуль-пространство в своём научно-фантастическом романе «Тёмное Пламя». Сейчас я, кстати, заканчиваю работу над повестью, в которой разовью тему нуль-пространства, Способностей Прямого Луча, и их связи.
Это, кстати, и объясняет, почему Сталин свернул работы по созданию невидимой авиации. Наша наука и близко не готова к работе с нуль-пространством и работы с ядерным оружием, по сравнению с этим – это игрушки. В США аналогичная работа тоже была проведена в ходе, так называемого, «Эксперимента Филадельфия», в ходе которой эсминец «Элдридж» удалось сделать невидимым, корабль, а не самолёт, хотя, это детали. Но цена за это была заплачена страшная, и работы свернули. Понятно, что правительство США официально заявляет, что история с эсминцем «Элдридж» – «устойчивый миф», но он стал уже слишком «устойчивым» и от него не отмахнешься. Есть, кстати, три художественных фильм об эсминце «Элдридж», 1984 года, 1993 года и 2012 года. И в первом показано, что наша планета тогда не погибла только чудом.
Что бы там ни было, но «Дети синего фламинго» далеко не сказка, и поднятые в них проблемы, что социальные, что естественнонаучные очень серьезны.
Интрига, опять же, выше всех похвал, и события по-настоящему драматичны. Герои опять «дети койво», то есть дети, в которых не спят Способности Прямого Луча, как из нашего мира, так и из мира острова Двид. И которые, собравшись вместе, стали очень большой силой.
Безусловно, рекомендую книгу к прочтению.
Приобрести мою книгу как в электронном виде, так и на бумаге, на Ридеро, можно здесь.
Приобрести электронную версию книги на ЛитРес можно здесь.
Видео-версия публикации:
Если понравилась статья ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, делитесь статьёй в социальных сетях и на других ресурсах.
Продолжение следует.
Интересно. Нужно будет почитать
Буду рад, если Вам понравится!
Спасибо! Я вообще по натуре большой оригинал...
очень интересный отзыв
Спасибо! Рад, что Вы заинтересовались!
Спасибо автору! Возьму на заметку
И Вам, спасибо, за поддержку!
Очень интересное описание книги, но мне больше нравятся детективы.
Жаль. Я к детективам отношусь сдержанно. Наверное, и в жизни их хватает.