Мечта о первом по-настоящему экологичном автомобиле

BMW, Mercedes и другие компании наращивают усилия по быстрому снижению воздействия на климат своих серийных моделей - иногда с помощью необычных идей. Для автопроизводителя Polestar сокращения недостаточно, шведы хотят устранить его - и представить полностью свободный от CO₂ автомобиль в 2030 году.
Две тонны стали, стекла, токсичных металлов для батарей, четыре колеса из каучука на основе сырой нефти - то, что автомобиль может стать действительно экологичным, на первый взгляд кажется рекламной ложью. Так же, как и "чистый дизель". И все же целая отрасль работает над тем, чтобы сделать важнейшее средство передвижения человека менее вредным для климата и в будущем производить его более экологичным способом.
Производители премиум-класса, такие как BMW и Mercedes-Benz, преуспевают в экологических проектах, которые также призваны польстить доброй совести их клиентов. Массовые поставщики, такие как Volkswagen и Stellantis, также любят напускать на себя "зеленый" вид - и крупные поставщики старательно присоединяются к ним.
Проект шведского производителя электромобилей Polestar, контрольный пакет акций которого принадлежит китайской Geely Group, звучит особенно радикально. Компания обещает, что к 2030 году появится автомобиль, при производстве которого не будет выбросов CO₂. Звучит невозможно - на самом деле.
Но глава проекта, Ханс Персон, настроен серьезно. "В проекте "Polestar 0" мы не используем термин "сокращение", когда говорим о выбросах CO₂. Скорее, мы говорим о ликвидации", - говорит Персон. Постепенное снижение выбросов при производстве автомобилей - это ежедневная работа его коллег из отдела разработок, говорит он.
"С каждым новым модельным годом они работают над улучшением показателя CO₂ и публикуют его", - говорит Персон. По данным компании, Polestar 2 в настоящее время производит около 25 тонн CO₂ за весь срок службы при условии, что автомобиль работает на экологически чистом электричестве.
Для аналогичного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания этот показатель составляет около 60 тонн. "Это хорошая отправная точка", - говорит Персон. "Но мы смотрим на это под другим углом".
С 2027 года автомобиль без CO₂ должен получить конкретное развитие.
А именно с очень фундаментальной точки зрения. На первом этапе до 2025 года инженеры Polestar проводили фундаментальные исследования вместе с партнерами из числа поставщиков и ученых. Они рассматривают все материалы, необходимые для автомобиля, и ищут способ добычи или производства каждого материала без CO₂.
Например, для стали, которую шведский производитель SSAB хочет производить практически без CO₂ уже с 2026 года. Вместо кокса в доменной печи будет использоваться водород. Компания уже подписала первые контракты с автопроизводителями на поставку этой стали.
В рамках проекта Polestar SSAB работает над последним шагом на пути к нулевым выбросам. В период с 2025 по 2027 год исследования должны быть перенесены на конкретные приложения, а с 2027 года начнется разработка автомобиля. В проекте также участвуют алюминиевые и химические компании, а также некоторые поставщики, такие как немецкие ZF и Vitesco.
В своей собственной компании Персон не имеет в своем распоряжении большого отдела. Polestar не называет количество своих сотрудников, но очевидно, что это управляемая группа. Polestar даже не может идти в ногу с инвестициями в развитие таких конкурентов, как BMW, Mercedes или Volkswagen.
Там тысячи инженеров и покупателей работают с материалами, которые практически не вызывают выбросов CO₂ и обходятся без ископаемого сырья. Mercedes, например, хочет в этом году начать серийное производство алюминия с повышенным содержанием лома, чей CO₂ след на 70 процентов ниже, чем у обычного алюминия.
BMW также использует такой материал. Как и Polestar, компания из Мюнхена совместно с поставщиками и учеными работает над проектом под названием "Устойчивые материалы для автомобилей будущего", чтобы радикально снизить CO₂-отпечаток металлов и пластмасс.
У производителей премиум-класса покупатели с удовольствием платят за экологичность
"Мы наблюдаем переосмысление и глобальную тенденцию среди производителей автомобилей двигаться в сторону CO₂-нейтральности", - говорит Бьорн Ноак, партнер консалтинговой фирмы Bain. Стимулом для этого являются не только требования правительства, но и все более критические требования водителей автомобилей.
"Производители автомобилей премиум-класса, в частности, сталкиваются с готовностью клиентов платить за экологичные материалы или соответствующее специальное оборудование", - говорит Ноак. Устойчивое развитие может стать прибыльным бизнесом в этом сегменте рынка".
Уже несколько лет Mercedes публикует довольно подробные оценки жизненного цикла своих автомобилей, которые сертифицируются TÜV. Например, у подключаемого гибрида C 300 e выбросы CO₂ составляют 26,7 тонны в течение срока службы автомобиля в 200 000 километров, если он часто ездит на электричестве и использует текущий состав электроэнергии ЕС.
Эта цифра также включает производство и переработку. Для более крупного, чисто электрического EQE, Mercedes рассчитал пробег в 250 000 километров и получил 30,1 тонны CO₂ при идентичных условиях. В пересчете на количество километров это меньше, чем у подключаемого гибрида.
Тем не менее, эти автомобили все еще далеки от нуля. Именно поэтому автопроизводители обязывают своих поставщиков использовать в производстве только экологически чистую электроэнергию и участвовать в разработке материалов с меньшим содержанием CO₂.
В случае с EQE, например, объем CO₂ рюкзака можно было бы сократить вдвое, если бы аккумулятор производился в Китае с использованием возобновляемой электроэнергии, и автомобиль также приводился бы в движение такой электроэнергией. Крупнейший в мире производитель батарей, китайская компания CATL, только что объявила, что ее производство должно стать CO₂-нейтральным по всей цепочке создания стоимости к 2035 году.
Переработка играет важную роль
Переработка отходов является ключевым рычагом для этого. Уже сегодня почти 80 процентов всех материалов из старых автомобилей используются повторно, но по большей части не в новых автомобилях. По оценкам Ноака и его коллег, в будущем эта доля вырастет до 97 процентов, а 59 процентов новых автомобилей в 2040 году могут быть изготовлены из переработанных материалов.
Только это позволит сократить выбросы CO₂ на 60 процентов. По мнению консультантов, европейские корпорации просто получают здесь конкурентное преимущество. "Толчком к этому послужили законодательные нормы. Тем временем, однако, было признано, что переработка отходов имеет и экономический смысл. С ее помощью легче планировать поставки материалов, а цены колеблются меньше, чем на первичном рынке", - говорит Ноак.
Возобновляемое сырье отличается особенно низким уровнем выбросов CO₂. В будущем они также будут использоваться в автомобилях. Поставщик Continental, например, разработал чехлы для сидений, которые на 65 процентов состоят из кофейной гущи.
"Ежегодно до миллиона тонн кофейной гущи попадает в наши органические отходы. И многие могут подумать: кофейная гуща - это уже не проблема. На самом деле все обстоит иначе, - говорит генеральный директор Conti Николай Зетцер, выступая на ежегодном собрании акционеров компании. При компостировании также образуются CO₂ и метан. "Мы связываем эти парниковые газы". Но даже этот материал для сидений еще не достиг целевого нуля.
Сможет ли небольшой производитель электромобилей, такой как Polestar, за семь лет создать автомобиль без CO₂? Консультант Ноак не считает эту цель реалистичной. "Вполне возможно существенно снизить выбросы CO₂ автомобилем по сравнению с сегодняшним уровнем. Однако в настоящее время я не вижу полностью CO₂-нейтрального производства без компенсации", - говорит он. Руководитель Polestar Персон попытается доказать обратное.