Сценаристы телевидения и кино борются за сохранение своих рабочих мест от ИИ. Они не будут последними.
По любым стандартам Джон Огаст - успешный сценарист. Он написал сценарий к таким фильмам, как “Крупная рыба”, “Ангелы Чарли“ и "Вперед”. Но даже он обеспокоен тем, какое влияние ИИ может оказать на его работу.
Новый мощный набор инструментов искусственного интеллекта, обученный работе с огромными массивами данных в Интернете, теперь может генерировать эссе, тексты песен и другие письменные работы в ответ на запросы пользователя. Хотя существуют четкие ограничения на то, насколько хорошо инструменты ИИ могут создавать убедительные творческие истории, эти инструменты становятся все более совершенными, заставляя писателей вроде Августа быть настороже.
“Сценаристы обеспокоены тем, что наши сценарии являются исходным материалом, который поступает в эти системы для создания других сценариев, обработок и написания сюжетных идей”, - сказал CNN Август, член комитета Гильдии сценаристов Америки (WGA). “Работа, которую мы выполняем, не может быть заменена этими системами”.
Август - один из более чем 11 000 членов WGA, которые объявили забастовку во вторник утром, что привело к немедленной остановке производства некоторых телевизионных шоу и, возможно, задержке начала новых сезонов других позже в этом году.
WGA требует от Альянса продюсеров кино и телевидения (AMPTP) целого ряда изменений, от увеличения заработной платы до получения четких рекомендаций по работе с потоковыми сервисами. Но в рамках своих требований WGA также борется за защиту своих средств к существованию от ИИ.
В предложении, опубликованном на веб-сайте WGA на этой неделе, профсоюз заявил, что ИИ следует регулировать, чтобы он “не мог писать или переписывать литературные материалы, не мог использоваться в качестве исходного материала” и что работа писателей “не может использоваться для обучения ИИ”.
Август сказал, что спрос на ИИ “был одной из последних вещей”, добавленных в список WGA, но что это “явно проблема, которой обеспокоены писатели”, и ее нужно решать сейчас, а не когда с ними снова свяжутся через три года. К тому времени, по его словам, “может быть слишком поздно”.
WGA заявила, что предложение было отклонено AMPTP, которая в ответ предложила проводить ежегодные собрания для обсуждения достижений в области технологий. (AMPTP не ответил на запрос о комментариях.) Август сказал, что ответ AMPTP показывает, что они хотят оставить свои варианты открытыми.
Попытка сценаристов договориться об искусственном интеллекте, пожалуй, является самой громкой трудовой битвой за все время, связанной с озабоченностью по поводу передовых технологий, которые привлекли внимание всего мира за шесть месяцев, прошедших с момента публичного выпуска ChatGPT.
По оценкам экономистов Goldman Sachs, до 300 миллионов рабочих мест с полной занятостью во всем мире могут быть каким-то образом автоматизированы новейшей волной ИИ. Ожидается, что больше всего пострадают "белые воротнички", в том числе занимающие административные и юридические должности. И последствия могут наступить раньше, чем некоторые думают: генеральный директор IBM недавно предположил, что ИИ может устранить потребность в тысячах рабочих мест только в его компании в ближайшие пять лет.
Дэвид Ганкель, профессор кафедры коммуникаций Университета Северного Иллинойса, который отслеживает ИИ в МЕДИА и развлечениях, сказал, что сценаристам нужны четкие рекомендации в отношении ИИ, потому что “они могут видеть надпись на стене”.
“ИИ уже вытесняет человеческий труд во многих других областях создания контента — копирайтинге, журналистике, SEO-написании и так далее”, - сказал он. “WGA просто пытается выйти на первый план и защитить своих членов от... ‘ технологической безработицы’”.
В то время как сценаристы кино и телепрограмм в Голливуде, возможно, в настоящее время лидируют, профессионалы в других отраслях почти наверняка обратят на это внимание.
“Безусловно, есть другие отрасли, которым необходимо уделять пристальное внимание этому пространству”, - сказал Роуэн Карран, аналитик Forrester Research, специализирующийся на ИИ. Он отметил, что цифровые художники, музыканты, инженеры, специалисты по недвижимости и работники службы поддержки клиентов - все почувствуют влияние генерирующего ИИ.
“Внимательно следите за забастовкой #WGA”, - написала Джастин Бейтман, сценарист, режиссер и бывшая актриса, в твите вскоре после начала забастовки. “Поймите, что наша борьба - это та же самая борьба, которая в следующий раз развернется в вашем профессиональном секторе: это обесценивание человеческих усилий, навыков и таланта в пользу автоматизации и прибыли”.
ИИ в кино и на телевидении
ИИ уже много лет занимает место в Голливуде. В фильме “Marvel Avengers Infinity Wars” 2018 года лицо Таноса – персонажа, которого играет актер Джош Бролин, – было создано частично с использованием технологии.
Массовые сцены и баталии в фильмах, включая “Властелин колец” и “Мэг”, использовали искусственный интеллект, а в последнем фильме "Индиана Джонс" использовали его, чтобы персонаж Харрисона Форда выглядел моложе. Он также использовался для цветокоррекции, более быстрого поиска отснятого материала во время постпродакшна и внесения улучшений, таких как удаление царапин и пыли с отснятого материала.
Но ИИ в написании сценариев находится в зачаточном состоянии. В марте эпизод “Южного парка” под названием ”Глубокое обучение" был написан в соавторстве с ChatGPT, и в сюжете особое внимание уделялось инструменту (персонажи используют ChatGPT для общения с девочками и написания школьных работ).
Август сказал, что писатели в значительной степени готовы играть в мяч с инструментами, пока они используются в качестве стартовых площадок или для исследований, а писатели по-прежнему получают кредиты и используются на протяжении всего производственного процесса.
“Сценаристы - не луддиты, и мы быстро применили новые технологии, которые помогли нам рассказать наши истории”, - сказал Август. “Мы с радостью перешли от пишущих машинок к текстовым процессорам, и это повысило производительность. ... Но нам не нужна волшебная пишущая машинка, которая сама печатает сценарии”.
Поскольку большие языковые модели обучаются на тексте, написанном людьми ранее, и находят шаблоны в словах и предложениях для создания ответов на запросы, также существуют опасения по поводу интеллектуальной собственности. “Для [чат-бота] вполне возможно сгенерировать сценарий в стиле определенного режиссера или сценариста без предварительного согласия автора оригинала или голливудской студии, которая владеет IP-адресом для этого материала”, - сказал Гункель.
Например, можно побудить ChatGPT создать драму о зомби-апокалипсисе в стиле Дэвида Мэмета. “Кому за это следует отдать должное?” Сказал Август. “Что произойдет, если мы позволим продюсеру или руководителю студии придумать трактовку, подачу или что-то похожее на сценарий, к которому не прикасался ни один сценарист?”
На данный момент правовая ситуация в этом вопросе остается очень неурегулированной, поскольку нормативные акты отстают от быстрых темпов развития ИИ. В начале апреля администрация Байдена заявила, что ищет публичных комментариев о том, как привлечь к ответственности системы искусственного интеллекта, такие как ChatGPT.
“Мы не можем защитить студии от их собственного неправильного выбора”, - сказал Август. “Мы можем защитить писателей только от злоупотреблений”.
Может ли ИИ пересечь линию пикета?
Забастовка и требования, связанные конкретно с ИИ, происходят в то время, когда и сценаристы, и студии испытывают финансовые трудности.
Стоимость акций многих компаний, представленных AMPTP, упала, что привело к резкому сокращению расходов, включая увольнения. Необходимость управлять расходами в сочетании с устранением последствий забастовки может только усилить давление на компании, вынуждая их прибегать к ИИ для написания сценариев.
“В краткосрочной перспективе это может стать эффективным способом обойти забастовку WGA, главным образом потому, что [большие языковые модели], которые считаются собственностью, а не персоналом, могут быть использованы для выполнения этой задачи, не нарушая линию пикета”, - сказал Гункель. Такой "эксперимент” мог бы также показать производственным студиям, возможно ли “обойтись меньшим количеством задействованных людей”, сказал он.
Но Джошуа Глик, приглашенный профессор кино и электронных искусств в Университете Барда, считает, что такой шаг был бы опрометчивым.
“Для студий было бы довольно агрессивным и враждебным шагом продвигаться вперед с сценариями, созданными ИИ, с точки зрения привлечения сценаристов за стол переговоров, потому что ИИ является таким важным камнем преткновения в переговорах”, - сказал Глик, который также был соавтором Deepfake: Unstable Evidence on Screen, выставки в Музее движущегося изображения в Нью-Йорке.
“В то же время я думаю, что результат этих сценариев был бы в лучшем случае довольно посредственным”, - сказал он.
Как бы ни реагировали студии, проблема вряд ли исчезнет в Голливуде. Контракты актеров кино и телевидения истекают в июне, и многие обеспокоены тем, как искусственный интеллект повлияет на их лица, тела и голоса, сказал Август.
“Как сценаристы, мы не хотим, чтобы инструменты заменяли нас, но у актеров те же проблемы с ИИ, что и у режиссеров, редакторов и всех остальных, кто занимается творческой работой в этой отрасли”, - добавил он.