Несколько ловушек мышления, которые приводят к потере денег
Краткое содержание :
Несколько ловушек мышления, которые приводят к потере денег
Согласно традиционным экономическим теориям, люди ведут себя рационально и принимают решения, направленные на максимизацию выгоды. Но поведенческие экономисты полагают, что такой подход не учитывает особенности человеческой психологии. Работа мозга описывается своими законами, которые не всегда соответствуют экономической выгоде и логике. В данной статье обсуждаются распространенные ловушки, в которые попадает большинство людей, а также даются советы, как их избежать.
Страх убытков
Люди боятся потерять то, что у них есть, больше, чем радоваться новым покупкам. Например, часто отказываемся от ожидаемой премии в следующем году, в отличие от прибавки к текущей зарплате. Именно поэтому многие онлайн-магазины добавляют сообщения о том, что товар скоро закончится, чтобы склонить нас к спонтанной покупке.
Предубеждение в пользу статус-кво
Этот вид предвзятости подразумевает, что люди предпочитают сохранять текущую ситуацию, даже если она не является наилучшей, вместо того, чтобы выбирать более выгодные варианты. Например, мы редко меняем поставщика мобильной связи, даже если на рынке есть более выгодные тарифы. Это можно объяснить трудностями при переходе на другого оператора, но на самом деле причина кроется в страхе перемен и возможного стресса, что демонстрируют результаты психологических исследований.
Воздействие Барнума
Когда мы читаем гороскоп, некоторые его предсказания могут описывать нашу жизнь и личность достаточно точно. Это называется эффектом Барнума, и многие астрологи используют его для своих целей. Однако многие формулировки в гороскопе являются общими и могут подходить для любого человека, например, "вы обычный человек, который иногда ошибается" или "вы любите интересоваться жизнью". Чем более ярко и позитивно сформулирован гороскоп, тем проще найти в нем сходства.
Иллюзия денег
Мы часто фокусируемся на деньгах, которые у нас есть, и не учитываем покупательную способность. Например, когда мы получаем повышение зарплаты, мы очень рады, потому что зарабатываем больше денег. Однако мы не задумываемся о том, что инфляция может сократить покупательную способность нашей новой зарплаты. В результате мы можем купить меньше товаров, даже несмотря на то, что зарабатываем больше.
Эффект привязки
Мы часто оцениваем стоимость товаров и услуг на основе первоначальной цены, которую увидели. Например, если мы ищем квартиру и арендодатель называет нам цену, мы часто пытаемся торговаться, основываясь на этой цене, даже если она завышена. Это происходит потому, что мы застреваем в первоначальной цене, а не оцениваем ее по справедливой стоимости. Эффект привязки проявляется особенно сильно в стрессовых ситуациях.
Воздействие ощущения владения
Мы часто переоцениваем то, что мы считаем своим. Не имеет значения, владеем ли мы предметом или нет. Главное - чтобы мы ощутили его принадлежность к себе.
Мы, вероятно, сталкивались с этим эффектом, когда посещали рынок. Продавцы убеждают покупателей примерить и потрогать товары. Как только мы подсознательно ощущаем себя владельцами, мы готовы купить этот товар.
Тем не менее, есть исключение из этого правила - опытные коллекционеры. Они заботятся о максимальной пользе, осуществляют обмен и более рационально подходят к выбору покупок.
Ловушка поглощенных затрат
Одной из особенностей нашей психики является неизлечимое желание продолжать неудачный проект и не останавливаться на достигнутом. Нам психологически трудно признать свои потери, поэтому мы продолжаем вкладывать деньги и усилия в неудачные акции или проекты, потому что уже было потрачено столько средств.
Эффект поглощенных затрат проявляется как в бизнесе, так и в повседневной жизни. Компания General Motors является примером продолжающего выпуск убыточных автомобилей, несмотря на отрицательную обратную связь от продаж. Ситуация изменилась только после смены руководства.
Этот эффект также может проявляться в личной жизни, когда жена не уходит от нелюбимого мужа, потому что они "уже столько лет провели вместе". Это может привести к несчастному браку и нежеланию признать очевидное.
Воздействие ожиданий
Чем больше мы ждем чего-то, тем больше мы этого хотим. Само ожидание добавляет товару ценности в наших глазах.
Примером является представление новых моделей известной компании, производящей смартфоны, которые фанаты этой компании ждут не дождутся. Однако частые повторения этого события могут вызвать ослабление эффекта, и ажиотаж вокруг новых продуктов компании становится все менее выраженным. Некоторые люди раньше занимали места в очереди за несколько дней, но постепенно это событие начинается восприниматься все спокойнее и спокойнее.
источники: картинки yandex
mysite.com
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты