Почему нас всех притягивает "токсичное" очарование "Титаника"
Непрекращающееся увлечение всего мира катастрофой “Титаника” привело на этой неделе к новой трагедии, когда пять человек погибли в результате "катастрофического взрыва" подводного аппарата, направлявшегося к месту последнего упокоения корабля.

"Титаник" - всего лишь одно из многих затонувших судов, лежащих в глубоких и враждебных водах Атлантики. Бурлящий океан является причиной гораздо большего числа морских катастроф, чем столкновение с айсбергом, которое затонуло "Титаник" и привело к гибели 1517 человек во время первого рейса судна в 1912 году.
Тем не менее, людей часто тянет к "Титанику", снова и снова. Историческая трагедия вдохновила романы, фильмы и процветающую индустрию туризма в виде музеев и выставок, которые ежегодно посещают сотни тысяч посетителей.
И, конечно, неизбежно, для тех, у кого есть бюджет, который можно потратить, были поездки, чтобы увидеть само место крушения. Расходы и экстремальный риск, по-видимому, стоят того, чтобы некоторые потратили всего несколько мгновений, вглядываясь сквозь черные воды в разлагающуюся морскую посудину.
Так почему же "Титаник" обладает таким мощным очарованием? Душераздирающее положение пятерых погибших на борту подводного аппарата, несомненно, стало еще более захватывающим для зрителей новостей по всей планете из-за пункта назначения их злополучного путешествия.
Большая часть магнетизма "Титаника" проистекает из высокомерия и гламура, присущих оригинальной трагедии, говорит Брент Маккензи, профессор Канадского университета Гвельфа и автор готовящейся книги “Темный туризм: остается ли средство передачи послания”.
“Тот факт, что погибло так много жизней, и что корабль был "непотопляемым", и знаменитые люди на борту, кажется, обеспечивают постоянный интерес”, - говорит Маккензи.
“Кроме того, тот факт, что это было более века назад, означает, что больше нельзя получать новые сведения из первых рук, и будущим поколениям становится все труднее понять истинную трагедию ужасных событий или даже позаботиться о них”.
Туризм на "Титанике" - одна из наиболее устоявшихся отраслей в так называемом “темном туризме”.
“Правильно это или нет, но все больше туристов привлекают места и достопримечательности, связанные со смертью, трагедиями и страданиями”, - говорит Маккензи.
“На это есть ряд причин. Одной из них является расширение выбора и возможностей посещения этих мест из-за более широких возможностей для путешествий. Также на это повлияло увеличение числа СМИ, которые фокусируются на темном туризме”, - говорит он.
Война в Украине может подогреть интерес к Чернобылю или “к сожалению, к новым местам смерти и трагедии”, размышляет Маккензи, но также “будет интересно посмотреть, как пандемия Covid повлияет на теневой туризм, поскольку люди захотят более традиционного отдыха”.
Процветающая индустрия

Для большинства обычных людей, заинтересованных в изучении истории "Титаника", существуют стандартные туристические варианты: музеи "Титаника" в Белфасте, где был построен корабль; в Ливерпуле, где он был зарегистрирован; в Саутгемптоне, где пассажиры отправились в плавание; и в Кобе, последнем порту захода.
В Галифаксе в Новой Шотландии кладбища, где похоронены жертвы, привлекают туристов, а на Кейп-Рейс в Ньюфаундленде историю спасательной операции рассказывают в Центре беспроводного перевода Мирика.
Маккензи указывает на достопримечательности, связанные с "Титаником", в местах, не имеющих явного отношения к трагедии, таких как Флорида и Теннесси, и на круизные туры, которые повторяют первоначальный маршрут.
Существует давно отложенный проект австралийского бизнесмена Клайва Палмера по созданию полноразмерной копии “Титаника II”, о котором время от времени появляются свежие новости.
А еще есть экспедиции. Расположенный в паре часов езды к северу от кладбищ "Титаника" Сент-Джонс, штат Ньюфаундленд, стал отправной точкой для восьмидневных поездок OceanGate Expeditions стоимостью 250 000 долларов, включая спуск на 12 500 футов к месту крушения "Титаника".
OceanGate начала организовывать поездки на "Титаник" в 2021 году. Согласно судебным документам, по меньшей мере 28 человек посетили место крушения вместе с компанией в прошлом году, несмотря на юридические обвинения в немореходности и сомнения по поводу необычного дизайна подводного аппарата OceanGate.
Тот факт, что существует такой аппетит, что люди готовы рисковать опасными глубинами ради того, чтобы взглянуть на обломки, способствовал созданию нездорового спроса на впечатления от "Титаника", говорит эксперт по "Титанику" Дик Бартон.
“Этот мир ”Титаника" токсичен", - говорит Бартон, который совершил 22 экспедиции к месту кораблекрушения "Титаника" и является бывшим вице-президентом по операциям RMS Titanic, Inc., американской компании, обладающей исключительными правами на спасение затонувшего "Титаника". (Поль-Анри Наргеоле – ветеран французского флота, погибший на борту подводного аппарата "Титан", – был директором по подводным исследованиям в ходе операции.)
Бартон говорит, что для него “большая честь” посетить место крушения, и с отвращением указывает на случай в 2001 году, когда пара спорно поженилась в подводном аппарате, плавающем на носу потерпевшего крушение корабля.
“Давайте посмотрим правде в глаза, если бы кто-нибудь построил травелатор на вершину Эвереста”, люди поднялись бы на него, - говорит Бартон. “Если есть способ, есть возможность уйти, то так или иначе, кто-то пойдет, потому что они могут себе это позволить или это доступно”.
Но теперь, после неизбежного расследования этой недавней трагедии, “людям придется переосмыслить это. Факторы риска, законодательные и регуляторные аспекты этого. Я думаю, это также может распространиться на туристические поездки на Луну, в космос и все остальное ”.
Потеря подводного аппарата “Титан" "меняет правила игры”, - говорит Бартон. “Это значительно заставит пересмотреть две вещи. Одна из них - глубоководные операции, соблюдение требований, сложность и обязанность убедиться, что мы не только в безопасности, но и соблюдаем законные, нормативные требования ”.
Вопрос об артефактах

Жажда впечатлений от "Титаника" также помогла создать процветающую, хотя и противоречивую индустрию по извлечению предметов с борта судна.
Работая в RMS Titanic, Inc, Бартон принимал участие в восстановлении артефактов, которых, по его оценкам, сейчас насчитывается около 10 000. После трагедии на этой неделе возникает вопрос, будут ли еще подобные спасательные операции в будущем.
Все артефакты будут тщательно очищены, сохранены и кропотливо расписаны по пунктам; Бартон говорит, что это было “одним из мандатов компании”, когда он работал там, проявлять максимальную осторожность в хранении и относиться к артефактам с уважением.
Более половины экспонатов – около 5500 – принадлежат RMS Titanic, Inc. и выставлены повсюду от Лас-Вегаса до Парижа. Они даже, как утверждается, распространились в цифровом мире NFT.
Растворяющиеся обломки

Музей "Титаник" в Белфасте, который при поддержке Роберта Балларда, первооткрывателя кораблекрушения, был частью несостоявшейся заявки в 2018 году на покупку 5500 экспонатов, составляющих коллекцию RMS Titanic, Inc. На его веб-сайте говорится, что “на сегодняшний день мы решили не включать артефакты с места крушения ”Титаника" и поля обломков по этическим соображениям".
“"Титаник” - это очень разрозненная, очень капризная и очень эмоциональная тема, а братства "Титаника" - тем более", - говорит Бартон, указывая на широкий спектр позиций по связанным с этим этическим вопросам. Есть те, кто рассматривает сайт как братскую могилу, другие, которые видят в нем просто место кораблекрушения на море; те, кто считает, что сайт следует оставить в покое и что посещения только ускоряют его распад, другие, которые считают важным, чтобы мы документировали сайт и содержимое затонувшего судна настолько, насколько это возможно.
С чем, однако, невозможно поспорить, так это с тем, что обломки корабля однажды исчезнут вместе со всеми артефактами, которые остаются на дне океана.
Оценки того, сколько времени потребуется бактериям, поедающим металл, чтобы полностью уничтожить останки, варьируются от семи до 50 лет, но “никто не знает”, - говорит Бартон.
“Прочность конструкции судна, в основном в носовой части, рухнет сама по себе”, и как только эта структурная целостность будет подорвана, оно “буквально превратится в огромную кучу ржавчины”.
Однако наземная индустрия, которая окружает катастрофу, интерес к которой еще больше возродился в связи с трагическими событиями на этой неделе, надолго переживет последние физические следы крушения.
Вы бы хотели посетить Титаник?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты