Седьмое путешествие или совершенство приходит с проблемами
Вселенная бесконечна, но ограничена, поэтому луч света, в каком бы направлении он ни шел, через миллиарды лет вернется в исходную точку, если у него будет достаточно мощности; то же самое и с новостями, циркулирующими среди звезд и планет.

Однажды, например, откуда-то издалека до ушей Трурля дошла весть о том, что есть два могущественных и доброжелательных инженера, умнее и совершеннее всех во вселенной; он тут же бросился к Клапанчушу, который объяснил ему, что новости не о каких-то таинственных соперниках, а о них самих, просто он первым облетел космос. Но у славы есть свойство удерживать неудачи в основном тактично, даже если они были вызваны чрезмерным совершенством. Для тех, кто сомневается в этом, подумайте о седьмом и последнем путешествии Трурля; он начал это в одиночку, так как Клапанчушу нужно было работать, и поэтому он не мог поспевать за ним.
К этому времени Трурл был слишком самоуверен и считал само собой разумеющимся знаки уважения, которыми его окружали. Он полетел на север на своем корабле, потому что знал этот регион меньше всего. Он долго летал в космосе, одну за другой проходил мимо громко звучавших или замерших в мертвой тишине от шума боя планет, пока случайно не заметил маленькую, почти микроскопическую планету, которая на самом деле была похожа на клочок материала.
По поверхности этого щебня кто-то бегал вверх-вниз, прыгая и странно размахивая руками. Трурль подивился этому одиночеству, встревоженный этими странными жестами отчаяния или гнева, и быстро спешился.
Его встретил огромный мужчина, с ног до головы сделанный из иридия и ванадия. Он сказал громким голосом, что он Изгнанный король Тартара, правитель земель Намарски и Фенебеледа; но жители обеих стран были одержимы яростью вероломного убийцы королей, сброшены со своих тронов и изгнаны в эти развалины, чтобы циркулировать в черных вихрях гравитации до скончания времен.
Узнав, с кем он имеет дело, изгнанный король стал требовать, чтобы Трурл, как своего рода профессиональный благодетель, немедленно восстановил его на троне. При одной мысли о возвращении его глаза загорелись сладким предчувствием мести, а стальные пальцы сжались, словно сдавливая глотки его и без того верных подданных.
Трурл не мог и не желал исполнить желание Изгнанника, так как это повлекло бы за собой неисчислимые беды и грехи, но ему как-то хотелось утешить обезумевшее величество. После долгих раздумий он понял, что выход есть: он может устроить дело так, что король будет доволен, а его подданные останутся.
Он засучил рукава и построил для короля совершенно новую страну с его знаменитыми инженерными способностями. Он был полон городов, рек, гор, лесов и ручьев, в нем были небеса, облака, армии, поля сражений, бастионы, замки, богато украшенные замки; он включал солнечные, красочные еженедельные ярмарки, утомительные дни, танцы всю ночь, вечеринки, которые длились до рассвета, и яркие казни. Он установил в стране великолепную столицу, всю мраморную и горный хрусталь, он установил совет мудрецов, зимние дворцы и летние резиденции, заговорщиков, заговорщиков, нянек, тайную полицию, чистокровных вьючных лошадей и качающиеся на ветру красные перья: тогда он соткал воздух страны своими серебряными нитями труб и пушечных выстрелов, своим трескучим ревом добавил горстку предателей, горстку героев, горстку борцов за свободу и пророков, частичку мессии и поэта с большой потенциал для вдохновения, затем сел рядом с готовой страной и начал опытную эксплуатацию. Между тем, мастерски обращаясь со своими крошечными инструментами, он также дал женщинам страны острие красоты, мужчинам - щепотку мрачного молчания и угрюмости, а чиновникам - надменность и раболепие, астрономам, опьяненным созерцанием звезд, детям, хныкающим. И все это вместе, аккуратно собранное и отполированное, помещалось в не слишком большой ящик, достаточно большой, чтобы Трурл мог легко его поднять. После этого он отдал все Изгнанникам, и пусть они правят им во веки веков; конечно, он показал ему, где находятся выходы и входы королевства Пикури, как программировать войны, подавлять восстания, как взимать и собирать налоги, он также научил его, где критические переходы миниатюрного общества, сколько стоит допустимый максимум дворцовой революционной и социальной напряженности и сколько минимум.
Он так хорошо это объяснил, что король, давно испытавший тираническое правление, тут же усвоил урок и тут же, на глазах у инженера, издал несколько указов в качестве пробы, правильно отрегулировав управляющие сопла, украшенные имперскими орлами и львами. .
Декретами он ввел статуи, комендантский час и особый налог; затем, по прошествии года в крошечном государстве, а всего лишь минуту по времени короля и Трурла, он проявил свою высшую государеву милость, т. налог, и предложили распустить скульптуру, — и из ложи послышался счастливый благодарственный возглас, как будто мышки чирикали, когда те дергали себя за хвосты, и сквозь выпуклое стекло крыши ложи было видно, как люди радуясь светлым, пыльным улицам, лениво извивающимся рекам, в воде которых отражались пушистые облака, и как они восхваляли благородную душу своего правителя и его несравненную доброту.
Выгнали его, который сначала обиделся на подарок Трурла, сказав, что эта страна слишком мала для него, и что она все равно выглядит детской игрой, теперь же, видя, каким большим все в ней выглядит, когда он смотрит сквозь толстое мансардное стекло, и даже смутно почувствовав, может быть, что порядок величин не имеет особого значения, так как дела государственные не измеряются метрами и килограммами, а чувства одни и те же, испытывают ли их великаны или карлики, он наконец поблагодарил инженер, хотя и несколько кисло и напряженно. Он с большим удовольствием приказал бы дворцовой страже надеть на Трурля наручники и замучить его до смерти, так как лучше всего было бы пресечь в зародыше любые слухи о том, что его величество, так сказать, является каким-то подозрительным импеллером; он получил свою империю в подарок от бродяги-ремесленника. Но у Киругтака хватило здравого смысла, чтобы понять, что он был вынужден положить ее из-за размеров — блохи могли затащить собаку в тюрьму раньше, чем королевская армия затащит в тюрьму Трурла. Поэтому он кивнул еще раз, затем схватил скипетр и королевское яблоко, с некоторым усилием поднял коробку с его королевством и отнес ее в свой скромный особняк в изгнании. Затем, пока над его головой восходило и заходило солнце попеременно со скоростью вращения планетарной крошки, царь, которого его подданные считали величайшим в мире, правил с великим удовольствием, повелевал, возвышал, награждал и со всеми этим он непрестанно призывал своих подданных к совершенной верности и поклонению трону.
Трурль вернулся домой и с гордостью рассказал своему другу об инженерном подвиге, с помощью которого он примирил монархические устремления Изгнанников с республиканскими наклонностями своих бывших подданных. Однако, что удивительно, Клапанчуш совершенно не похвалил его за шедевр.
Наоборот, Трурль прочитал упрек в глазах своего друга.
"Я вас правильно понял?" — взревел Клапанчуш. — Вы сдали целое общество этому кровожадному негодяю, этому прирожденному крейсеру рабов, этому чудовищу-садисту? И скажите, какой ликующий шум вызвала отмена некоторых декретов, убивавших народ?! Как ты мог это сделать?!
"Ты шутишь, что ли?" — выпалил Трурль. «Ведь вся страна может поместиться в коробку, всего один метр в длину, семьдесят сантиметров в ширину и шестьдесят пять сантиметров в высоту». Это всего лишь модель...
— Модель чего?
"Как для чего?" Ну, для общества, уменьшенного в сто миллионов раз.
— А откуда вы знаете, что общества в сто миллионов раз больше нашего не существует? Или наш просто модель тех гигантов? И вообще, какое значение имеет размер? В этой коробке или стране путь от столицы до границы может не занять месяцы: для жителей? Может быть, они не страдают, не работают в поте лица, не умирают?
— Ну, старик, как ты знаешь, все эти процессы происходят потому, что я их запрограммировал, так что на самом деле они не происходят...
"Что не реально?" Вы хотите сказать, что шкатулка пуста, а все факельные шествия, пытки и казни — всего лишь иллюзия? Чувственное разочарование?
«Это не разочарование в том, что это действительно имеет место, а только из-за определенных микроскопических явлений, которые я заставил делать атомные рои», — пояснил Трурль. — В любом случае, рождение, любовь, героизм или предательство — это всего лишь хоровод крошечных электронов в пространстве благодаря точности моего искусства программирования, которое...
«Хватит самовосхваляться!» — прервал Клапанчуш. — Вы говорите, что это самоорганизующиеся процессы?
-Конечно!
— И они происходят среди крошечных электронных облаков?
"Ты знаешь очень хорошо!" — А создание рассветов, закатов и кровавых сражений — всего лишь результат взаимодействия сущностных переменных?
-Абсолютно верно.
— А мы сами, если рассматривать с физической и каузальной точки зрения, не являемся ли мы облаками танцующих электронов? Разве положительные и отрицательные заряды не установлены в пространстве? Может быть, наше существование не является результатом столкновений частиц, хотя сами мы воспринимаем всплески электронов как тревогу, желание или мысль? Так что же еще происходит в вашей голове, когда вы мечтаете, кроме бинарной алгебры связей и непрекращающегося танца электронов?
— Но Клапанчуш! Вы бы отождествили нашу жизнь с жизнью игрушечной страны, заключенной в стеклянный ящик?! – усмехнулся Трурль. — Слушай, это слишком! Ведь я только построил симулятор государства, совершенную кибернетическую модель, не более того!
— Разве ты не понимаешь, Трурл? Совершенство — это наше проклятие, которое давит на все наши творения, потому что делает последствия непредсказуемыми! — решительно сказал Клапанциуш. — Если бы несовершенный подражатель захотел кого-то помучить и сделал себе какой-нибудь бесформенный пень или восковую куклу, внешне чем-то напоминающую разумное существо, он легко мог бы реализовать на ней свои садистские наклонности, и все! Но подумай, мой друг, что происходит в ходе совершенства! Подумайте о следующем скульпторе, который уже вживляет патефон в чрево манекена, чтобы его творение стонало под ударами кнута; подумайте о следующей марионетке, которая из марионетки превращается в гомеостат, подумайте о плачущей, истекающей кровью марионетке и, наконец, о марионетке, которая боится смерти, хотя в то же время жаждет, чтобы покой небытия освободился от его мучает! Разве вы не видите, что благодаря совершенству симуляции видимость становится реальностью, притворство становится правдой? Вы отдали целую массу способных на страдания существ кровожадному тирану, тем самым вы совершили гнусное преступление...
"Это все просто тарабарщина!" — яростно прервал его Трурль.
Слова друга ранили его в лицо, но он, конечно, только еще больше разозлился. — Электроны скачут не только в наших головах, но и в граммофонной пластинке. Из общности этого факта не следует ничего, что давало бы ему право на такие гипостазированные аналогии! Субъекты жестоких Уволенных действительно пропадают, они плачут, они борются, они любят, потому что так я определил параметры, но мы не знаем, чувствуют ли они что-нибудь, Клапанчуш, потому что электроны, прыгающие в их головах, не чувствуют. Не говорите нам ничего!
— Если я размозжу тебе голову, я не увижу в ней ничего, кроме электронов, — спокойно ответил Клапанчуш. «Ты притворяешься, что не понимаешь, о чем я говорю, но я знаю, что ты не настолько глуп!»
Ничего не проси у грампластинки, пластинка не станет молить о пощаде и не упадет на колени! Вы говорите, что невозможно узнать, вопят ли они во время ударов кнута, потому что электроны в них прыгают туда-сюда, как скрипит тележное колесо от недостатка смазки, или они действительно чувствуют боль и поэтому они воют? Ну и где разница? Ведь страдалец не тот, кто отдает свое страдание тебе в руки, чтобы ты его пощупал и взвесил, а тот, кто ведет себя так, как будто он страдает. Докажи мне, что они ничего не чувствуют, что они не мыслят, что они несознательные существа, что они живут запертыми между двумя промежутками небытия, в промежутке между небытием до рождения и небытием после смерти, докажи мне это, тогда я больше не буду тебя ругать! Докажите немедленно, что вы только имитировали страдание, а не создавали его!
— Ты знаешь, что это невозможно, — тихо ответил Трурль. — Ведь когда я брал инструменты в руки, когда ящик был еще пуст, я должен был все это предусмотреть. Создавая страну изгнанников, я должен был быть осторожен, чтобы не создать у короля впечатления, что ему дали марионеток вместо настоящих подданных. Я не мог по-другому, пойми! Ведь все, что поколебало бы иллюзию полной реальности, разрушило бы серьезность царствования, превратило бы все дело в механическую игрушку...
— Я понимаю, я очень хорошо понимаю! — крикнул Клапанчуш. — Ваше намерение было благородным; вы только хотели отредактировать состояние, максимально похожее на реальное, настолько похожее, что его невозможно отличить, и я поражен, что вам это удалось! Прошло всего несколько часов с тех пор, как вы вернулись домой, но для тех, кто живет там, запертые в ящике, прошли века. Сколько существ должно было погибнуть, чтобы надменные Изгои продолжали пыхтеть, как жаба?
Трурль больше не мог ответить на это. Он тихо подошел к своему кораблю и увидел, что его друг следует за ним. Космический корабль молниеносно взмыл в небо, Трурл направил нос корабля между двумя большими огненными шарами и молча оперся на руль, пока Клапанчуш не сказал: «Тебя уже не починить». Вы всегда сначала делаете, а потом думаете.
Что ты хочешь делать теперь, когда мы туда доберемся?
«Я заберу у него страну».
— И что ты с ним делаешь?
"Ну, я уничтожу его!" Трурл хотел бы закричать, но слова застряли у него в горле.
Он не мог ответить и, наконец, пробормотал: «Я провожу выборы». Выбирайте себе справедливых правителей.
— Вы запрограммировали их как наемников и крепостных. Что вы хотите от выборов сейчас? Что бы они изменили в своей судьбе? Во-первых, вам придется демонтировать всю структуру государства и заново соединить все звенья...
— Но где заканчивается изменение структуры и начинается трансформация сознания?! – взорвался Трурль. Клапанций ничего не ответил, и они летели в мрачном молчании, пока не увидели планету Изгнанных. Перед посадкой они несколько раз облетели круг, и перед их глазами предстало удивительное зрелище.
Планета была покрыта бесчисленными признаками разумной активности. Крошечные мостики выгибались над тонкими, пульсирующими венами, спины луж, отражающих звезды, были полны кораблей. В темной ночной полусфере планетарных обломков сверкали огни поселений, а в дневной полусфере отчетливо были видны города, хотя самих жителей невозможно было обнаружить даже в самый мощный бинокль, настолько они были крошечными. Выгнали царя, и ни вести, ни пепла, как будто его поглотила земля. — Он ушел… — изумленно прошептал Трурль. — Что они с ним сделали?
Им удалось расколоть стенку ящика и захватить всю мини-планету…
"Искать там!" — воскликнул Клапанчуш, указывая на крошечное грибовидное облако, которое медленно рассеивалось в атмосфере, размером не больше дерева автостопщика. — Они уже знают атомную энергетику... А вон там видишь вон то стеклянное здание? Остатки коробки! Они построили из него какую-то церковь...
-Я не понимаю. Ведь это была всего лишь модель. Просто процесс с большим количеством параметров, запрограммированный на монархию, симулятор обратной связи, переменное мультисостояние... - пробормотал Трурль в изумлении и шоке.
-Да. Но вы совершили непростительную ошибку, сделав симуляцию слишком идеальной. Вы не хотели строить простой часовой механизм, а потому нечаянно, из одной заботы, построили то, что можно и нужно, и то, что противно механизму...
— Не говори так до конца! — воскликнул Трурль. И они смотрели, смотрели вниз, пока вдруг что-то не ударило их корабль, к счастью, просто задело их: они оглянулись и ясно увидели этот объект, потому что за ним тянулась полоса света. Это был космический корабль, а может быть, просто искусственная луна, но он был удивительно похож на один из стальных ботинок, которые носил тиран Вышибленный. И когда они посмотрели вверх, высоко над маленькой планетой, они увидели сияющее небесное тело, которого раньше не было; и они узнали его стальные черты на его ледяной, круглой поверхности Они уволили его, который таким образом стал луной планеты людей микромини.
Интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Когда мы сталкиваемся с проблемами, мы вынуждены искать решения и преодолевать трудности. Это заставляет нас быть творческими и инновационными в поиске путей достижения своих целей.
Проблемы помогают нам стать более устойчивыми и гибкими. Они тренируют нашу способность адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и развивают нашу стратегическую мысль.
Проблемы также являются отличным учебным материалом. Они позволяют нам извлечь уроки из своих ошибок и использовать эти знания для наращивания опыта и улучшения наших навыков.
Кроме того, преодоление препятствий и проблем стимулирует наш рост и развитие. Оно позволяет нам проявить наш потенциал, узнать о наших сильных сторонах и научиться справляться с трудностями.
Таким образом, хотя проблемы могут быть вызовом, они также могут быть ценным источником совершенства. Они помогают нам стать лучше, сильнее и мудрее, и делают нас более компетентными и успешными в достижении наших целей.
хорошая статья
хорошая статья