Три поколения представителей коренных народов делятся своими взглядами на референдум в Австралии

Перед тем, как австралийцы в последний раз голосовали на референдуме о коренных народах в 1967 году, дядя Боб Андерсон поставил стол и стул на трамвайной остановке в центре Брисбена.
Из своего офиса на железнодорожном вокзале он рассказывал любому, кто останавливался и слушал, что Австралия считает своих лошадей, коров, овец и коз, но не коренное население. «Мой вопрос к вам: как вы думаете, так и должно быть?» он бы сказал.
Примерно 56 лет спустя старейшина Нгуги сидел в воскресенье на стуле под палящим солнцем Брисбена, его тонкие седые волосы были покрыты соломенной шляпой, его присутствие было знаком поддержки нового референдума, касающегося его народа.
Неподалеку тысячи людей собрались на митинги «Иди за да» в нескольких городах Австралии накануне голосования 14 октября.
В этот день около 17,5 миллионов зарегистрированных избирателей спросят, следует ли Австралии изменить конституцию, включив в нее постоянный орган, состоящий из представителей коренных народов, который будет консультировать правительство по вопросам, их затрагивающим.
Сейчас Андерсону 94 года, и он говорит, что голос "за" важен не только для него, но и для страны.
«Разговаривая и идя вместе как нация и как общество, мы разделим общую судьбу», — сказал он.

Голосовое Нет
Однако менее чем за четыре недели до голосования опросы показывают, что раскол между сторонниками и противниками расширяется в пользу отказа от внесения изменений в конституцию.
Ветеран массового активиста-аборигена Уэйн Уортон носил причину своих возражений на своей футболке, когда кричал сторонникам «Да» на мосту в центре Брисбена.
«Ты вор, лжец и привратник», — кричал он проходившим мимо представителям разных возрастов и рас. «Верни то, что украл, верни то, что украл, верни то, что украл».

62-летний мужчина из Кумы рассказал CNN по телефону, что по сути людям задают неправильные вопросы.
«В стране, действующей из лучших побуждений и в стране, стремящейся к справедливости, этот вопрос никогда бы не был поднят или поставлен на обсуждение. Вопрос, который был бы задан, был бы вопросом о договоре или просто оккупации», — сказал он.
Как и Андерсон, Уортон помнит комендантский час, из-за которого коренные народы оставались на окраинах города между закатом и восходом солнца, расовые оскорбления в адрес него и его семьи, жестокое обращение с его предками, вынужденными жить в миссиях, и кражи детей коренных народов. В рамках политики ассимиляции, которая позже вызвала национальные извинения.
Уортон заявил, что хочет «освобождения, свободы и реституции», достигнутых путем переговоров сотен аборигенов с людьми, оккупировавшими их землю.
«За свои 60 лет я видел, как многое изменилось, и по мере того, как белые фанатики, создавшие этот континент привилегий, умирают, у следующих поколений появляется большее чувство справедливости и справедливости», — сказал Уортон.
«Я верю, что во времена моих детей многое из этого будет преодолено. И именно поэтому я хочу быть уверен, что дверь возможностей всегда будет открыта для этих людей, когда появится возможность создать справедливую оккупацию, что механизм будет там и что его не смогут использовать какие-то отчаявшиеся люди. В 2023 году это изменило конституцию».
Да для перемен
Другие представители коренных народов видят это по-другому, в том числе Ник Харви-Дойл, который в 31 год вдвое моложе Уортона и втрое моложе старейшины аборигенов Андерсона.
Из своей нью-йоркской квартиры Харви-Дойл, житель Анайвы из Нового Южного Уэльса, в субботу стал одним из организаторов прогулки по Бруклинскому мосту, на которой присутствовало более 350 человек, в основном австралийцы, призывающих проголосовать «за».
«Я из очень маленького провинциального городка, в котором проживает около 10 000 человек, и я думаю, что в районе трех штатов Нью-Йорка проживает около 8 000 австралийцев. По моему мнению, это почти что голоса целого провинциального города», — сказал он.

Харви-Дойл — бывший юрист, который учится в Нью-Йоркском университете по стипендии Роберты Сайкс, которая обеспечивает финансирование студентов из числа коренных народов для проведения последипломных исследований за рубежом. Сайкс, который умер в 2010 году, был первым чернокожим австралийцем, который учился в Гарварде, и боролся за голосование «за» на референдуме 1967 года.
Этот референдум, по которому коренные народы учитываются в данных переписи населения Австралии, прошел с одобрением более 90%.
Харви-Дойл призвала австралийцев, живущих за границей, проголосовать за улучшение условий жизни коренных народов, которые на протяжении десятилетий отставали от некоренного населения страны по статистике здравоохранения и благосостояния.
«Мы, аборигены, не чувствуем, что мы вмешиваемся в наши самые интимные и важные личные дела», - сказал он.
«Я думаю, что образ жизни аборигенов действительно отличается от образа жизни некоренных людей, и нынешние структуры и институты, которые мы имеем, не всегда признают это и не всегда находятся в лучшем культурном положении для удовлетворения наших потребностей.
«На самом деле наличие существующего органа, закрепленного в конституции, который позволяет нам наделять полномочиями, давать советы по поводу нашей собственной жизни и наших собственных проблем, на самом деле очень важно».

По данным Австралийской избирательной комиссии, по состоянию на воскресенье более 96 000 зарегистрированных избирателей находились за пределами Австралии, включая тех, кто проживал за границей, и около 58 000, которые уведомили комиссию о том, что они поедут 14 октября.
Хотя голосование в Австралии является обязательным, пребывание за границей считается уважительной причиной не голосовать. По всему миру будут открыты более 100 избирательных центров, чтобы люди могли проголосовать лично или вернуть бюллетень по почте. Зарубежное голосование начнется досрочно, 2 октября.
Чтобы пройти референдум, необходимо большинство голосов по всей стране, а также большинство людей как минимум в четырех штатах.
Коренные народы не будут определять результат этого голосования – это будут миллионы других австралийцев, не принадлежащих к коренным народам, некоторые из которых возражают против предоставления коренным народам особого места над другими в конституции, называя голосование «вызывающим разногласия».
Уортон говорит, что концепция миллионов избирателей некоренного происхождения, решающих, что лучше для 3% населения, сама по себе является расистской.
Однако Харви-Дойл говорит, что он опасается того, что отказ от голосования пошлет сигнал в стране и за ее пределами.
«Если мы проголосуем против, это будет означать, что мы действительно счастливы быть безразличными к плохим результатам жизни, с которыми сталкиваются некоторые среднестатистические аборигены и жители островов Торресова пролива, и я чувствую, что это противоречит тому, что значит быть австралийцем, чтобы дать всем справедливую иди, — сказал он.
«Если мы проголосуем против», это будет очень печальное глобальное положение для нас