Злотникова Любовь Геннадьевна
Злотникова Л.Г. Подписчиков: 49156
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 82.7М

Направил претензию в магазин — злоупотребил правом

442 дочитывания
38 комментариев
Эта публикация уже заработала 22,80 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 03.10.2023 эта публикация заработала 250,00 рублей
Зарабатывать

Направил претензию в магазин — злоупотребил правом

Источник фото: https://2-kartinki.ru/kartinki/рисунок-на-тему-права-потребителя

Странное, на мой взгляд, Определение ВС РФ попалось мне на днях. Совершенно не в пользу потребителя в части взыскания с ответчика штрафа и неустойки. Хоть и было удовлетворено основное требование и часть дополнительных.

Ответчик — "Связной"

Салон, который закрыл все свои магазины в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку решил банкротиться…

В этот раз Верховный суд РФ поддержал апелляционную и кассационную инстанции.

Потребитель предъявил претензии магазину в связи с обнаружением недостатков в приобретенном телефоне. Была экспертиза, все недостатки подтвердились, суд признал требования о возврате денег законными.

Странность заключается не в этом. А в том, что суд апелляционной инстанции посчитал, что потребитель злоупотребил правом. В чем это выразилось? Да, в том, что претензию потребитель направил не по юридическому адресу организации, а по фактическому адресу покупки.

А суд кассационной инстанции указал следующее:

Отменяя решение суда в части взыскания неустоек и штрафа, суд апелляционной инстанции указал, что 14.01.2020 г. Х. в адрес ответчика было направлено претензионное письмо о возврате уплаченных за товар денежных средств и возмещении убытков, причиненных истцу вследствие продажи товара ненадлежащего качества, которое было направлено по адресу нахождения магазина.
Однако данный адрес не является юридическим адресом ответчика и направление на указанный адрес корреспонденции не обеспечивает ее получение. При этом по адресу регистрации юридического лица претензия истца от 13.01.2021 г. не направлялась.
Таким образом, ответчик был лишен возможности в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, что исключает возможность применения штрафных санкций в отношении продавца.

То есть, как не обеспечивает?

Там же магазин находится, в котором потребитель приобрел товар. Именно там он может попросить о замене товара или сдать его продавцу для обеспечения ремонта или проверки качества. Претензию можно принести лично, например, вместе с товаром. А как предоставить товар по юридическому адресу? Да, и откуда потребителю знать, что магазин закрылся (если это так).

Относительно недавно было введено требование о том, что в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес организации в пределах места ее нахождения. А до этого момента, точнее, до 2015 года организация могла и не находиться по юридическому адресу.

Но в данном-то случае магазин находится по указанному адресу, и эта информация указывается в чеке. Почему туда претензию не направить?

Откуда дует ветер, понятно

Видимо, суд применил аналогию с налоговой инспекцией, которая должна всю корреспонденцию направлять на юридический адрес компаний.

Но откуда злоупотребление правом? До сих пор большая часть претензий направлялась именно на адрес магазина. Да и законодательство о защите прав потребителей не содержит конкретных требований о направлении претензий. По этому поводу нет даже никаких разъяснений Пленумов – вообще ничего.

Однако в данном деле представлено все так, как будто потребитель сознательно направил претензию не по тому адресу, чтобы в дальнейшем взыскать в судебном порядке неустойку и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований. Суд ссылался на положения гражданского законодательства о добросовестности сторон и на положения о юридически значимых сообщениях и сделал такой вывод:

Таким образом, суд апелляционной инстанции, установив факт злоупотребления правом истцом, обоснованно отказал во взыскании неустойки и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, поскольку применение данных мер ответственности возможно лишь в случае виновного поведения импортера и уклонения от добровольного исполнения требований потребителя.

Здесь надо отметить, что «история умалчивает» некоторые обстоятельства, о которых невозможно узнать из апелляционного определения и последующих судебных актов, поскольку существо дело подробно в них не изложено.

Поэтому есть маленькая надежда, что суд вынес такое решение, исходя из конкретных обстоятельств дела, а потребитель, действительно, уклонился от предоставления товара заинтересованным лицам. В деле указано, что покупатель самостоятельно обращался для проведения экспертизы. То есть, видимо, лишил продавца возможности сделать это самому, а, значит, и удовлетворить требования в добровольном порядке.

Бизнес, конечно, в восторге от такого решения, поскольку это поможет в борьбе с потребительским экстремизмом.

Но с другой стороны обычный потребитель, права которого, действительно, нарушены, остается незащищенным в такой ситуации, поскольку чаще всего не разбирается в тонкостях и не может знать, что, оказывается, при обнаружении в товаре недостатков претензию необходимо направлять на юридический адрес продавца.

Мой канал в Дзен: Подробнее ➤

Интересная статья?

Проголосовали: 68

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

38 комментариев
Понравилась публикация?
60 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Злотникова Любовь Геннадьевна
Комментарии: 38
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Для избежания подобных ситуаций потребителям необходимо отправлять претензии и по фактическому, и по юридическому адресу нахождения ответчика, тогда у судов не будет претензий

+8 / -1
картой
Ответить

Согласна. Обычно, так советую своим клиентам - отправлять по всем известным адресам претензию

+3 / -1
Ответить

И, до кучи, в прокуратуру - нехай проконтролируют :)

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
02.10.2023, 17:24
Новосибирск

Странное решение. Получается действительно - написал жалобу и злоупотребил правом. Бизнес бъёт в ладошки.

+8 / 0
картой
Ответить

А потом они утверждают, что потребитель - это экономически более слабая сторона в споре, поэтому нуждается в особой защите

+4 / -1
Ответить

Ситуации разные бывают. Действительно, потребитель экономически слабая сторона в споре. Но здесь потребитель злоупотребил

+1 / -3
Ответить

Если он уклонился от предъявления товара, то да. Но на это решение теперь везде будут ссылаться.

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества или возврате денег за товар, в любом случае носит имущественный характер. Если оно не будет удовлетворено продавцом, изготовителем в добровольном порядке, спор может быть разрешен только судом (статья 11 ГК РФ, п.1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В соответствии с п.2 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить иск в суд по месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. Перед тем как обратиться в суд, воспользовавшись правом на судебную защиту, Вам необходимо:

- убедиться в соответствии Ваших требований действующему законодательству;

- представить доказательства своей правоты и реальность Ваших требований;

- собрать документы, подтверждающие нарушение Ваших прав, в том числе Ваш экземпляр претензии с отказом выполнить Ваши требования (если таковой имеется);

- продумать, кто может быть Вашим свидетелем.

- Перед обращением в суд Вам необходимо составить исковое заявление.

+5 / 0
картой
Ответить

Благодарю за подробный комментарий

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

• Верховный суд РФ поддержал апелляционную и кассационную инстанции в деле о взыскании с ответчика штрафа и неустойки.

• Потребитель предъявил претензии магазину в связи с обнаружением недостатков в приобретенном телефоне.

• Суд признал требования о возврате денег законными, но апелляционная инстанция посчитала, что потребитель злоупотребил правом.

• Претензию потребитель направил не по юридическому адресу организации, а по фактическому адресу покупки.

• Суд кассационной инстанции указал, что потребитель не обеспечил возможность продавцу удовлетворить требования в добровольном порядке.

• В данном случае магазин находится по указанному адресу, и эта информация указывается в чеке.

• Потребители часто не разбираются в тонкостях и не знают, что при обнаружении недостатков претензию необходимо направлять на юридический адрес продавца.

+5 / 0
картой
Ответить

Благодарю за отзыв

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Обязанность направить претензию продавцу на потребителя также не возложена.

Поэтому в суде продавец, обосновывая отказ в возврате денег за товар или отказ в выполнении иных законных требований покупателя, не может ссылаться на отсутствие письменной претензии от потребителя.

+4 / 0
картой
Ответить

Потом только в суде не взыскать неустойку и штраф.

+1 / -1
Ответить

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (38)

Переобулся — и попал на ремонт. Кто виноват?

Сезон “переобувки” — как экзамен для водителей и шиномонтажей одновременно. Кто-то спешит, кто-то экономит, кто-то клянётся “мы всё сделали по ГОСТу”, а потом начинаются сюрпризы: царапины на дисках,...

Как страховые делают вид, что бампер стоит 3000 рублей — и что с этим делать

Если вы хоть раз попадали в ДТП, то знаете этот квест: сначала авария, потом экспертиза, потом — долгожданная СМС от страховой. И вот вы стоите рядом с помятым бампером, с этой цифрой в телефоне и чувством,...

Запрет навязывания дополнительных товаров и услуг без отдельного согласия потребителя

В 2025 году российское законодательство о защите прав потребителей при онлайн-покупках претерпело важные изменения. Это напрямую затрагивает всех, кто совершает заказы в интернет-магазинах и на маркетплейсах.