Верховный суд защитил покупателя маркетплейса

Картинка с nyafoto.ru
Статья о том, как покупатель пачки зеленого чая на OZON.ru дошел до Верховного Суда РФ и создал важный судебный прецедент в пользу потребителей.
Копейкин Максим Александрович (страна должна знать своих героев) заказал на OZON.ru пачку зеленого чая за 89 рублей со сроком доставки - 25 февраля 2022 года. Однако продавец 23 февраля 2022 года сам аннулировал заказ по причине отсутствия товара и деньги вернул.
Максим Александрович с таким решением не согласился и 26 февраля 2022 года подал претензию с требованием исполнить обязательства по договору и возместить убытки.
Продавец отказался, ссылаясь на Условия продажи OZON.ru, действовавшие в том периоде, и указал, что Максим Александрович может сделать заказ повторно. Но продавец даже не подозревал, что наш герой знаком с положениями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и просто так это не оставит.
Максим Александрович обратился в суд с требованиями:
«исполнить обязательства перед потребителем по договору, взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсацию за применение к нему Условий продажи товаров для физических лиц в OZON.ru в той части, в которой они ущемляют и нарушают его права как потребителя, компенсацию за неправомерное расторжение договора купли-продажи, неустойку за нарушение сроков передачи товара, компенсацию морального вреда, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя, возместить расходы на оплату юридических услуг, расходы на почтовые услуги, а также признать недействительными перечисленные в исковом заявлении пункты Условий продажи товаров для физических лиц в OZON.ru».
Решением первой инстанции, исковые требования удовлетворены частично: признан недействительным пункт 1.4.2 Условий продажи в OZON.ru, в части возможности аннуляции заказа продавцом, и с продавца взысканы компенсация морального вреда - 500 рублей, штраф - 250 рублей, почтовые расходы - 70 рублей 80 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Апелляция и первая кассация решение оставили в силе.
При этом суды руководствовались тем, что предварительная оплата возвращена, а значит, никакой другой компенсации покупателю не положено.
В поисках справедливости Максим Александрович обратился в Верховный Суд, который в своем определении от 5 сентября 2023 г. № 7-КГ 23-4-К 2 указал, что рассматриваемый договор является публичным договором розничной купли-продажи и необходимо руководствоваться Законом о защите прав потребителей.
Такой же позиции придерживались и предыдущие три судебные инстанции, однако ими была неверно истолкована норма статьи 23.1 указанного закона.
Пунктом 1 данной статьи предусмотрено:
В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
Таким образом, из указанного пункта следует, что право принимать решение в сложившейся ситуации принадлежало покупателю, а не продавцу!
Верховным Судом сделан вывод, что возврат продавцом уплаченных по публичному договору денежных средств в данном случае не влечёт юридических последствий и не прекращает обязательство продавца по передаче товара покупателю. Еще Верховный Суд обратил внимание и на то, что суды не дали оценку факту, что у продавца данный товар снова был в наличии и покупатель изъявлял желание его получить.
В результате Верховным Судом дело возвращено в апелляцию на новое рассмотрение.
Вот так из маленькой суммы получился шикарный судебный прецедент!
А Вы бы пошли в суд в таком случае?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
У меня на WB "зависла" часть заказа. Из заказанных 3шт мне за 2 раза привезти только две. В течение более 3 месяцев я периодически писала им, спрашивая где предоплаченный заказ. И мне всё время предлагали отменить и заказать снова. И это при том, что и за доставку было оплачено 200 р. В ответ я им писала, что отказываться не собираюсь. Товар и доставка оплачены, мне он нужен. И этот товар из продажи не исчезал, правда был немного дороже уже. В конечном счёте я им написала требование с расчетом неустойки и штрафа за отказ добровольно исполнить свои обязанности. Прислала ссылку на товар, который всё ещё продавался (до этого указывала артикль). И после нескольких часов переписки с несколькими разными менеджерами, они наконец-то согласились прислать товар. И прислали. Так что меньшими нервами и усилиями обошлось, чем по судам ходить.
Какая Вы молодец, что не уступили. Искренне восхищаюсь 👍🏼
Уважение Вам! На данный момент времени также имею проблемы с сбермегамаркетом, который самовольно отменил часть заказа, при этом, до отмены, перенося сроки доставки. Более того, заказ был осуществлен с применением промокода на первую покупку, который был перераспределен внутри заказа из двух товаров, один из коих был доставлен в срок, однако с изменением маркетплейсом места получения. Суть такова, что часть реальных денег, а также часть бонусов спасибо, перераспределенных внутри заказа между двумя товарами, маркетплейс мне вернул. Однако, вернувшиеся в совокупности средства составляли лишь 2/3 стоимости отмененной части заказа. Возможность применения промокода на первую покупку исчезла, тем самым поставив меня в убыточное положение.
Но самое смешное 🤣 🤣 🤣 в этой ситуации то, что сбермегамаркет предусматривает возможность *обязательного наличия товара*, т.е. замену продавца в случае отсутствия товара у искомого без переплат со стороны потребителя, а в случае более дешевого ценника возмещения разницы в пользу покупателя. Функционал сего инструментария осуществляется постановкой галки в соответствующем окне. Понятно, что аналогичные товары были в наличии и у других продавцов площадки, как дороже, так и дешевле, однако сбер не счел нужным исполнять свои же правила.
Но это еще не все 🤪 🤪 🤪 , после препирательства в чате со службой поддержки, мне был закрыт доступ к оному на несколько дней (т.е. как раз на период остывания эмоционального негодования), опосля чего восстановлен, однако история чата была удалена площадкой.
Но и это еще не все 😵 😵 😵 , маркетплейс продолжил третирование тем, что не позволяет списать бонусы спасибо в дальнейших заказах, при этом совершенно свободно разрешает оформлять покупки за живые деньги. И это не говоря об уничижительном общении со стороны операторов чата и колл-центра, последние так вообще обвинили меня в том, что именно я отменил заказ, хотя смс маркетплейса это прямо опровергает.
Так что вам еще повезло.
Отличная и очень полезная для граждан новость)))
Очень надеюсь, что пригодится кому-нибудь.
Настолько надуманный сюжет. А что Максим Александрович не мог пачку чая купить в магазине? Бред -идти в суд из-за пачки чая, даже правдолюб этого не сделает. Можно было правовую основу преподнести читателю просто в информационной форме, без Максимов Александровичей. А то как-то сюжет по детски читается.
😂😂😂 спасибо за Ваше внимание к моей публикации. Только это не выдумка, это реальный судебный акт Верховного суда и реальный человек. И статья написана по судебному акту. Кстати, в статье есть ссылка. Вы бы почитали ☺️
Он мог приобрести эту пачку чая и в розничном магазине, но сие не имеет значения, т.к. он согласился с наиболее выгодной для него публичной офертой. Суть есть не в пачке чая, а в нарушенных правах.
Сейчас я буду немного груб, однако это единственный способ разъяснить таким как вы всю суть. Допустим, вы подверглись оральному изнасилованию, при этом к вам не была применена физическая сила, только внушение и угрозы, более того преступник воспользовался резиновым изделием номер 1. На каком основании, вы тогда бежите в мусарню и строчите заявление, ведь по сути никакого ущерба вам нанесено не было. Понятно, что уголовное преступление и зозпп не одно и то же, но фактически нарушение оного является моральным изнасилованием потребителя.
Далее, вы смеетесь над пачкой чая, т.к. для вас эта сумма несущественна, для людей зарабатывающих 200 млн в месяц - 1 лям также должен быть несущественен, однако иски все равно строчатся.
Напоследок, коли мы говорим о пачке чая, то тогдась почему маркетплейс ворочающий миллиардами не исполнил столь копеечное обязательство не доводя дело до суда?
Интересный и важный момент - суды всех инстанций изначально рассматривают Озон как продавца, а не как торговую (информационную) площадку - определение, за которое пытаются спрятаться все эти так называемые 'маркетплейсы', нарушая ЗОЗПП.
Спасибо за комментарий. Верховный суд по этому делу, действительно, - защитник справедливости.
Молодец!Свои права нужно знать и защищать.
Я тоже этим покупателем восхищаюсь. От такой жизненной позиции всем польза