Новые требования к управдомам
Краткое содержание :
25.10.2023 г. были опубликованы изменения в жилищный кодекс, которые направлены на ужесточение требований к лицам, желающим получить лицензию, и осуществлять деятельность в качестве управляющей компании.
Чем были вызваны такие изменения и каковы перспективы их влияния, постараемся разобраться вместе.
Чем руководствовались законотворцы?
Проблемы с управляющими компаниями, наверно, возникали у всех жителей многоквартирных домов. Конечно, не всегда мы идем жаловаться или другими путями добиваться исполнения управдомами своих обязанностей. Но это суть проблемы не меняет.
Владельцы управдомов очень быстро поняли, что исполнить все обязанности достаточно сложно. Да и доходы совсем не совпадают с начислениями потребителям. Ведь платят далеко не все. Поэтому «чудо-схемы» заработка начали созревать как грибы после дождя.
Одна из самых распространенных схем следующая. Группа людей учреждают компанию. Получают лицензию для осуществления управления многоквартирными домами. Нанимают руководителя, сотрудников и запускают работу. Какое-то время компания существует даже оказывают ряд услуг. Параллельно учредителями получается максимально возможная прибыль. Деятельность компании неминуемо сопровождается возникновением долгов и зафиналивается это все банкротством. Через процедуру банкротства владельцы компании освобождаются от большинства обязательств и с новыми силами открывают новую компанию, получают лицензию, нанимают руководителя и все по кругу. Законодательство до сих пор позволяет учредителям проворачивать такое до бесконечности.
Внесенные изменения направлены на исправление пробела в нормативном регулировании и искоренении подобных ситуаций.
Помогут ли изменения?
Помогут ли эти изменения или нет покажет, конечно, только время. Сейчас мы можем теоретически оценить последствия. Но это сделать нам никто не запретит поэтому преступим.
Новшество предполагает, что с 01 сентября 2024 года при получении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, будут проверяться не только руководитель (как было до сих пор), но и учредители юридического лица.
Учредители будущей управляющей компании должны:
-не иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие,
-не быть привлеченными к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований в течении трех лет,
-не находиться в процедуре банкротства.
Ииии, самая очевидная проблема - реальные учредители могут и не появляться в документах. К сожалению, проблема регистрации организаций на третьих лиц никуда не ушла и до сих пор имеет место быть. В этом случае все эти изменения ни принесут никакой пользы. Хотя, безусловно, усложнят процедуру, потому что потребуют поиска подходящих кандидатур.
Описанная мной выше схема ведения бизнеса не гарантирует привлечение учредителей к уголовной или административной ответственности и уж тем более банкротство их как физических лиц. То есть на сто процентов не ограничит их участие в бесконечном получении лицензий. И вот оно еще одно слабое место - отсутствие фактической ответственности нарушителей. Новшества будут работать только во взаимосвязи с применением других нормативных актов. Пока такое большое количество людей смогут избегать ответственности за преступления и правонарушения, подобные ограничения в полной мере работать не смогут.
Решение проблемы работы управляющих компаний требует комплексного подхода и работы не только с жилищным законодательством, но и с улучшением эффективности работы надзорных органов по выявлению нарушений законодательства и привлечению виновных лиц к ответственности.
Нельзя не обратить внимание на то, что новшества содержат отсылки на другие нормы, другие правоотношения, то есть с одной стороны формулировки вроде бы охватывают всевозможных нарушителей, а с другой стороны «обо всем и ни о чем». То есть прямого запрета на многократное и непрерывное получение лицензии на осуществление одного вида деятельности с последующим банкротством - НЕТ. Отсутствие конкретики может вызвать проблемы и у правоприменителей со стороны надзора, и предоставит море возможностей нарушителям, желающим быстро и без лишних усилий заработать денег.
Итог
Изменения - хороши. И безусловно, их цель благая. Но вот будет ли она достигнута - большой вопрос.
Красивые, развернутые формулировки в пояснительных записках и публикациях инициаторов в сети не совсем совпадают с размытыми и отсылочными формулировками закона. В пояснениях много конкретики и пояснений. Чего не скажешь о тексте изменений.
И как следствие, остается надеяться на отличную работу надзора для того, чтобы нарушители неуклонно получали свою меру ответственности.
Как обстоят дела у Вас с управляющей компанией? Все ли обязанности исполняет?