Правительство России поддержало законопроект, защищающий карты граждан от скрытых списаний денег
Краткое содержание :
Предупредить извольте
Онлайн-сервисы и операторов связи обяжут напоминать пользователям, что у них подключена платная подписка, не менее чем за сутки до очередного списания средств. Обяжут уведомлять клиентов о предстоящем списании денег за подписку не менее чем за сутки. В первую очередь речь о подписках на аудио-и видеоконтент. В уведомлении должны быть дата списания платежа, информация о прекращении подписки и ссылка на платформу, где можно от этой подписки отказаться.
Время на адаптацию есть
Если законопроект примут, он вступит в силу с 1 марта 2024 года. У бизнеса будет достаточно времени, чтобы привыкнуть к новым правилам. Однако часть компаний уже следуют этим правилам, так что нововведения на них не повлияют.
В первую очередь новые нормы обязывают компании предупреждать клиентов о списании средств за платные подписки.
Это позволит человеку отслеживать, кому и за что он платит, и вовремя отписываться от ненужных сервисов. Кроме того, маркетплейсам запретят списывать деньги с карты, которую человек ранее регистрировал в магазине, но потом удалил их данные с площадки.
Подписался и не заметил
Сложность в том, что платные подписки прилипают к телефонам мгновенно, а убрать их непросто. Человек может и не узнать, что стал счастливым обладателем подписки на фильмы, которые не смотрит, музыку, которая ему не нужна, или игры, в которые не играет. Примерно в пятой части случаев владельцы сервисов не считают нужным уведомлять граждан о списании с их карт денег, ссылаясь на отсутствие этой обязанности.
Актуальность законопроекта объясняется минимум цифрами. Например, годовая прибыль от подписок на цифровой контент в России достигает 180 миллиардов рублей, но при этом почти у 20 процентов пользователей есть платные подписки, которыми они не пользуются. Происходит это отчасти потому, что нередко сервисы молча списывают деньги за услуги, давно не нужные людям, не уведомляя о продлении подписки. А даже если уведомили, то делают всё, чтобы пользователь подписку прервать не смог из-за технически сложных манипуляций.
Ловушка
В итоге люди попадают в ловушку подписок. Что не исключает моментов, когда оказываются они в ловушках по собственной невнимательности. Например, подключив льготный период подписки и вспомнив о ней, только когда подписка автоматически возобновляется на новый срок.
Парламентарии, исходя из этого, предложили закрепить в российском законодательстве обязанность для сервисов не позже чем за сутки предупреждать клиентов о списании средств за подписку.
Уведомление должно содержать дату списания платежа и информацию о том, как прекратить подписку, а также ссылку на платформу, где можно отказаться от подписки. За тем, чтобы путь отказа не был усложнен и информация о способах отписки была корректно прописана на сайте того, кто предоставляет услугу, будет следить Роскомнадзор. Также будет предложено запретить торговым площадкам списывать деньги с карт, данные о которых были удалены из личного кабинета до момента покупки.
Резюме
Со стороны закона, когда вы подписываете договор оферты, вы соглашаетесь с ежемесячным списанием денежных средств по той или иной подписке независимо от того, смотрите вы фильмы или слушаете музыку. На данный момент хотят принять законопроект о том, что прежде чем будут списывать ваши деньги с банковских карт, компания должна будет вас предупредить и только после вашего согласия списать денежные средства за подписки на те или иные услуги. На данный момент это делается по-другому: вы подписываетесь, а далее с вашей карты ежемесячно без предупреждения списываются денежные средства. В основном граждане об этом забывают и компания получает доход, списывая ежемесячно по 300-500 рублей, пользуясь забывчивостью или невнимательностью. А если данный законопроект рассмотрят и он вступит в законную силу, компании не смогут так просто списывать с вас деньги, они должны будут вас уведомить и только после вашего согласия смогут списать средства.