Пенсионная Система В России

Пенсионная система
За последние годы российская пенсионная система претерпела серьезные структурные изменения, превратившись из единой распределительной системы, управляемой государством, в многоуровневую пенсионную систему. С 1999 года было принято несколько законов, изменивших действующую систему, которая в нынешнем виде была реализована в 2002 году.
Внесенные изменения привели к переходу от системы с установленными выплатами, финансируемой исключительно по мере использования, к смешанной системе, которая состоит как из распределительных, так и накопительных элементов в сочетании с элементами с установленными взносами. Рынок пенсионных фондов в России находится на ранней стадии развития: в 2006 году совокупные активы составляли около 1,5% ВВП.
Государственные пенсии
Государственная пенсия распространяется на всех работников государственного и частного сектора, а также государственных служащих. Работодатели должны платить единый налог на социальное обеспечение, который составляет 26% от фонда заработной платы. Эта ставка распределяется между различными частями системы. Предельная ставка взносов снижается с ростом доходов, что приводит к снижению средней ставки взносов. Шкала ставок является регрессивной с пределом расчета взносов в размере 600 000 рублей (16 600 евро).
Первый столб состоит из двух частей
1. Базовая пенсия
Эта часть государственной пенсии финансируется по мере использования и имеет сильный перераспределительный элемент в пользу лиц с низкими доходами, поскольку она обеспечивает фиксированную ставку пособия. Шесть процентов единого налога на социальное обеспечение делятся на базовую пенсию. Базовая пенсия индексируется с учетом инфляции.
2. Страховая часть
С введением страховой части впервые в российской пенсионной системе был реализован накопительный элемент. Взносы учитываются на условных счетах, что означает, что страховая часть финансируется по принципу «оплата по факту», но выплаты привязаны к доходам и основаны на учете виртуальных взносов.
Ставки взносов различаются в зависимости от возраста работника. Родившиеся в 1966 году и ранее вносят в страховую часть от единого социального налога 14%. Те, кто моложе, вносят только 7%, потому что еще 7% выплачиваются в обязательную вторую ступень. Работники 1966 года рождения и ранее исключены из обязательной второй ступени. Их взносы сосредоточены в страховой части, которая индексируется с учетом инфляции и отражает динамику средней заработной платы.
Законный пенсионный возраст
Законный пенсионный возраст в России составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, хотя досрочный выход на пенсию является серьезной проблемой для пенсионной системы, поскольку для ряда отраслей и профессий существуют широкие исключения. Предыдущее правительство обсуждало повышение пенсионного возраста на пять лет. Однако в краткосрочной перспективе от нового правительства не ожидается никаких новых предложений. Повышение пенсионного возраста было бы непопулярно среди избирателей, особенно если учесть, что ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляет примерно 59 лет.
Налоговый режим взносов и пособий
Взносы полностью не облагаются налогом как расходы компании. Пособия первого уровня выплачиваются в виде пожизненных выплат и не облагаются налогом.
Профессиональные пенсии
В ходе пенсионной реформы 2002 года в России была введена обязательная вторая ступень, так называемая накопительная часть, которая дополняет базовую и страховую часть как третий элемент обязательной пенсионной системы. Для работников, родившихся в 1967 году и позже, в накопительную часть перенаправляется до 7% единого социального налога. Лицам 1966 года рождения и ранее накопительная пенсия не формируется.
Каждый работник имеет право выбирать, будут ли отчисления направляться в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Негосударственным пенсионным фондам разрешено участвовать в обязательной системе как отдельные юридические лица с 2004 года. Раньше они могли участвовать только в добровольной системе. ПФР играет центральную роль в сборе пенсионных денег и инвестировании накопленного капитала до распределения отчислений на лицевой счет работника. Сотрудники, выбравшие ПФР, должны выбрать управляющего активами с возможностью инвестирования, в противном случае применяется вариант по умолчанию, который означает перевод денег государственному управляющему активами Внешэкономбанку.
Управляющим компаниям, желающим участвовать в обязательной системе, необходима соответствующая лицензия на оказание услуг и управление активами как ПФР, так и НПФ. Отбор инвестиционных управляющих ПФР организуется на конкурсной основе, при этом НПФ могут выбирать среди управляющих компаний, соответствующих требованиям законодательства, предъявляемым к инвестированию в ПФР. Для участия на этом рынке иностранным компаниям по управлению активами необходима специальная лицензия.
Портативность
В России каждый работник имеет страховое свидетельство с идентификационным кодом, который решает многие проблемы идентификации, обычно связанные с децентрализованным пенсионным обеспечением второго уровня. В этом случае взносы напрямую привязаны к работнику, независимо от вкладчика.
Распределение
Поскольку выплаты по второму уровню еще не начались, вопросы, касающиеся структуры выплат, все еще обсуждаются. Как правило, для ПФР не разрешены никакие единовременные выплаты или поэтапное снятие средств. Аннуитеты должны применяться с номинальной нормой доходности, принятой равной нулю.
Соответственно, НПФ не имеют права предоставлять единовременные выплаты, но допускается поэтапное их изъятие. К сожалению, фонды часто не четко определяют доступные способы оплаты.
Налоговый режим взносов и пособий
Взносы полностью не облагаются налогом как расходы компании. Пенсионные выплаты остаются необлагаемыми налогом.
Добровольные профессиональные пенсии
Помимо обязательной пенсионной системы, добровольные профессиональные пенсии доступны государственным и частным корпорациям и частным лицам. Поставщиками добровольных профессиональных пенсий являются негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Предлагаемые схемы могут иметь форму установленных выплат или установленных взносов, хотя схемы DC являются преобладающими. Регулирование деятельности НПФ достаточно мягкое – в некоторых сферах требования к заключению договоров устанавливает сам НПФ. Например, законом не установлены минимальные требования к финансированию – НПФ имеет право потребовать от спонсора дополнительных взносов или снизить уровень выплаты пенсионеру.
Портативность
В случае добровольных профессиональных пенсий работодатель напрямую заключает договор с НПФ. Взносы могут осуществляться крупными партиями от работодателя на счет работодателя или участником на личный счет. Закон не регулирует перенос пенсионных прав. Переход прав и переносимость зависят от соглашения между НПФ и работодателем.
Распределение
Как и в случае с обязательной системой, единовременные выплаты не допускаются. Вместо этого предлагаются аннуитеты с фиксированным периодом или пожизненно.
Налоговый режим взносов и пособий
Как правило, взносы работодателя в размере до 12% от заработной платы остаются не облагаемыми налогом при условии, что пособие выплачивается в форме аннуитета. Доходы от инвестиций, превышающие ставку рефинансирования Центрального банка, подлежат налогообложению. Пенсионные выплаты будут облагаться НДФЛ.
Перспективы
Россия не избежала тенденции старения населения. Как и в большинстве промышленно развитых стран, население трудоспособного возраста в России в ближайшие десятилетия значительно сократится. Факторами, способствующими этому, являются снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни (по крайней мере, среди некоторых слоев населения). Государственная пенсионная система также пострадает от выхода на пенсию когорты бэби-бумеров, что приведет к значительному пенсионному дефициту в ближайшие десятилетия. Это не будет смягчено доходами от нефти, которые в настоящее время находятся на исторически низком уровне.