Телефонные мошенники: откуда они берут ваши данные и как с этим бороться

Каждый день десятки людей становятся жертвами телефонных мошенников: у кого-то сняли с карты деньги, на кого-то оформили кредит под 1000% годовых, кому-то продали землю из-под окна по цене золота, кого-то пригласили на "медицинские процедуры", после которых потребовалось длительное и дорогостоящее лечение, кому-то обещали наследство от возникшего заграничного родственника, кому-то – списание долгов... Список можно продолжить.
Во всех названных случаях шансы вернуть украденные деньги стремятся к нулю.
Да, кредитный договор, заключённый мошенниками, через суд удаётся признать недействительным, и об этом я писал в одной из своих предыдущих публикаций.
Но мне не известно ни одного случая возврата денег от:
- недобросовестного кредитного брокера;
- псевдомедицинского центра;
- недобросовестной юридической фирмы;
- продавца земли по цене золота;
- просто мошенника, внаглую снявшего с карты деньги.
Все эти вещи проще предупредить, чем "лечить". Поэтому и рассмотрим самые распространённые источники Ваших персональных данных, из которых их и черпают мошенники.
Маркетплейсы
Да-да, именно Wildberries, "Озон", "Яндекс-маркет", Kazanexpress и все подобные им популярные маркетплейсы – это не что иное, как источник ваших персональных данных для мошенников.
Секрет прост: названные маркетплейсы практически не имеют собственных сотрудников, а для работы используют услуги "партнёров": самозанятых граждан в качестве рядовых сотрудников; самостоятельных продавцов; ИП – владельцев пунктов выдачи и самозанятых, работающих удалённо, граждан в качестве "службы поддержки клиентов".
Все названные личности полностью или частично имеют доступ к вашим персональным данным и какими-то обязательствами связаны исключительно со своим "работодателем", но не с вами. Естественно, в случае возникновения претензий все "шишки" свалятся на них, а вам получить с них будет нечего.
Методы "борьбы" и "лечения"
Используя то, что ни один маркетплейс не требует подтверждать свои персональные данные ни при оформлении, ни при получении заказа, регистрируясь на нём, укажите фейковые данные, а в качестве фото профиля поставьте котика или козла. Не привязывайте банковскую карту. Для оплаты заказа используйте внутренний кошелёк маркетплейса, который пополняйте через СБП.
Заведите специальный номер телефона для маркетплейсов и всех "товарищей", о которых будет рассказано ниже; сим-карту с этим специальным номером телефона установите в "кирпич-звонилку", наподобие Nokia-1280.
"Карты лояльности"
Наверное, не осталось в нашем государстве магазина, кафе или аптеки, в которой не было бы своей "программы лояльности". Мой опыт показывает, что даже в самом захудалом сельпо продавец спросит: "Наша карта есть?", – и в случае отрицательного ответа начнёт с упорством барана ее вам "впаривать". Где-то она бесплатная, а где-то стоит символических денег. Но, поверьте мне, отказ от карты лояльности не пройдёт для вас без последствий: лично я, выходя из такого магазина, либо обнаруживал обсчёт со стороны продавца, либо был "оплёван" продавцом до ужасной степени.

Между тем, обратите внимание: каждая "карта лояльности" требует либо предварительного заполнения анкеты в магазине или на сайте, либо её "активации", и обязательными элементами являются номер телефона, имя, дата рождения и "согласие на обработку персональных данных", в которое входит согласие на передачу таковых третьим лицам, т.е. "хоть чёрту лысому". Неисчерпаемый источник данных для мошенников!
Методы "лечения и борьбы
В большинстве аналогичны тем, которые применимы к маркетплейсам. Добавить к ним можно лишь одно: подумайте, нужна ли Вам каждая конкретная карта торговой сети? Иногда условия "программы лояльности" никакой выгоды не приносят, но пусть каждый сам для себя определит, какие условия выгодны ему лично.
Платные клиники и медицинские центры
Несметное количество раз после обращения за услугой платной или по полису ОМС, в рядовую районную поликлинику или частный медицинский центр я оказывался "жертвой" поступающих предложений "бесплатно проверить своё здоровье", "бесплатно пройти курс лечения", и др.
Заключая договор с клиникой, вы также даёте согласие на обработку своих персональных данных, и в их числе – на передачу их третьим лицам.
Среди медрегистраторов (которые, как известно, тоже в большинстве своём официально не оформлены) обязательно найдутся те, кто пожелает продать ваши данные.
Как "лечить": только "левым" номером телефона, как и в пункте про маркетплейсы. Увы.
Банковские карты
Вина банков в "сливе" данных своих клиентов, к сожалению, не доказана. Но в этой системе есть одно "очень слабое звено".

Это так называемые "курьеры" или "выездные представители" банка. Они, как правило, - "самозанятые граждане" или представители одной из посреднических фирм, например, "Финдоставка". Эти самые "самозанятые граждане" и "финдоставки" не связаны перед вами никакими обязательствами и "слить" вас могут кому угодно.
"Лечение": стараться изыскать возможность получать банковские карты в офисах банков.
Анкеты "работодателей"
Когда я искал работу по найму, до того как полностью посвятить себя частной юридической практике, я каждый день проходил по несколько собеседований. В четырёх случаях из пяти "собеседование" начиналось с заполнения анкеты. Насколько полна эта анкета – полностью зависело от "фантазии" потенциального "работодателя"; в большинстве случаев требовалось рассказать всю подноготную о себе и ближайших родственниках.

Практика привела меня к следующим выводам:
- ни один из "работодателей", у которых я заполнил "анкету соискателя" или "анкету кандидата", впоследствии не то что не пригласил меня на работу, но и даже не соизволил предоставить обратную связь о результате рассмотрения;
- именно после заполнения первого десятка таких "анкет" ко мне посыпались "предложения" от мошенников. Но я, как законченный хам, сволочь, пессимист, душнила и брюзга, быстро их "отшил";
- на нормальную работу я всегда попадал именно к тем работодателям, которые никаких анкет не просили заполнять вообще, а на собеседование приглашал директор или потенциальный непосредственный руководитель.
А отсюда – "метод лечения": если работодатель подсовывает Вам анкету – разворачивайтесь и уходите, работу вам здесь не предложат.
Что делать тем, кто уже распространил свои данные?
Да, я верю: подавляющее большинство сограждан свои данные уже распространили: получили банковские карты через курьеров, сделали заказы на маркетплейсах, получили "карты лояльности" и т.п.
И здесь есть метод "лечения", хоть и болезненный:
1. Изменить номер телефона. Для родственников и знакомых - одна сим-карта, для работы - вторая... А ту сим-карту, которой пользуетесь сейчас - выбрасываете. Договор на неё расторгаете. Покупаете новенькую сим-карту, вставляете её в "звонилку"... И все "учётки" переводите на неё. Номер никому не сообщаете.
2. Заменить паспорт. Для замены паспорта всегда есть основание, которому нечего противопоставить - "существенное изменение внешности".
3. Провести "ревизию" банковских карт и карт лояльности. Отказаться от тех, которыми точно не пользуетесь. "Отказаться" – это не просто выбросить карту, а по всем правилам: расторгнуть договор с банком, владельцу "карты лояльности" направить по почте заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных с требованием уничтожить Ваши персональные данные.
4. Вспомните, куда Вы обращались: в медцентры, риелторские фирмы, юридические фирмы, брокерские фирмы... Если Ваши отношения с ними прекращены - направьте им заявление об отзыве согласия на обработку Ваших персональных данных и требование сообщить информацию, предусмотренную пунктом 7 статьи 14 Федерального закона "О персональных данных".
Этих четырёх пунктов для начала уже достаточно.
С каким из перечисленных видов мошенничества Вы сталкивались? Можно выбрать несколько вариантов ответа.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Большое спасибо за столь подробную инструкцию! В качестве "памятки" её необходимо всем иметь под рукой.
Памятка - последний пункт статьи.
бред
Недавно столкнулась с тем, что доставка от маркетплейсов требует паспорт. Кстати, отправить на почте заказное письмо теперь можно только с паспортом.
На мой взгляд, больше всего утечек происходит в ЖКХ
Делаю это регулярно. Только также регулярно продолжаю получать от них "выгодные предложения". Тут методов лечения сразу и не подберёшь.
с "выгодным предложением" - в Роскомнадзор и ФАС.
одни отписки-проходил
1.Мошенники звонят из Банков?ЛОЖЬ?
2.Посылайте лесом?
3.СВО,и ВСЕ_ТАКИ разгул ЭТИХ ДЕБИЛОВ?
А ГДЕ ЧЕРНЫЕ СПИСКИ,ОТСИДКИ,работа НА БУДУЩЕЕ ФСБ,СК РФ,МВД?
О чём Вы пишете? Пишите, будьте добры, нормальным русским языком.
Единственный способ борьбы с мошенниками - выкинуть симку, не пользоваться ни телефоном, ниинтернетом, ни банками, ни мфо
Да всё просто. Всё продаётся. Сотовые операторы продают данные. Кроме всего прочего. При вполне хорошем владении компом можно спокойно зайти практически в любою базу данных купив пару програм на черном рынке. А старые программы вообще в свободном доступе бесплатно. Ваши данные также находятся в общей сети. Все сервисы используют отслеживающие программы. В особой зоне риска находятся люди которые пользуются торговыми интернет площадками. Те кто пользуется меседжерами и состоит во всяких сообществах.
В мессенджерах телефон можно не указывать.
Наивный малшик. Отследить номер или айпи адрес пара пустяков. Достаточно установить пару програм.
Ерунду не пишите если не знаете! Лучше быть умным и иногда тупить, чем быть тупым и постоянно умничать
Это в какие мессенджеры не нужен номер телефона
?
Возможно в какие-то оооооочень непопулярные, которыми никто не пользуется и будете сами с собой общаться.
В таких как телега, вацап и даже вайбер - нужен номер телефона