Вновь появилась в Дрездене ранняя фреска Герхарда Рихтера, закрашенная в 1979 году

Обнаруженная часть фрески Рихтера ожидает реставрации. На работе изображены фигуры, занимающиеся повседневными делами.
Фреска, которую Герхард Рихтер нарисовал, будучи студентом Дрезденского университета изящных искусств, снова будет выставлена на всеобщее обозрение, спустя 45 лет после того, как ее закрасили и почти забыли.
Рихтер нарисовал ее в 1956 году на лестничной клетке и в фойе Немецкого музея гигиены. Когда музей впервые спросил его, может ли он выставить и выставить картину в 1994 году, он ответил «нет», заявив, что «фреска не является одним из произведений искусства, которые стоит хранить в мире больше всего».
Но когда Немецкий музей гигиены снова спросил его — почти 30 лет спустя, в 2022 году, — он согласился.
«Ему скоро исполнится 92 года. В этом возрасте на некоторые вещи смотришь по-другому и ко многим вещам относишься более спокойно», — говорит Дитмар Эльгер, руководитель Архива Герхарда Рихтера. (День рождения Рихтера был 9 февраля.)
Рихтер всегда тщательно контролировал, какие произведения «считаются» его творчеством. В его онлайн-каталоге говорится, что он начал рисовать «официально» в 1962 году, и первая работа в списке « Таблица » датируется этим годом. Он уничтожил большую часть своих ранних картин во время пожара во дворе Дюссельдорфской академии художеств после того, как бежал из Восточной Германии в 1961 году.
Но фреска сохранилась. На работе Lebensfreude («Радость жизни») изображены группы фигур, занятых повседневными делами или досугом. В эссе 1956 года Рихтер сказал, что настроение должно быть «праздничным и веселым, радостным, но в то же время успокаивающим, ясным и реальным». По словам Элгера, это «идеологическое выражение радостного социалистического общества, свободного от фашизма».
На той части фрески, которая будет выставлена первой, изображена семья из трех человек на пляже; Музей планирует открыть другие части позже, если состояние стены позволит, но говорит, что решение будет принято после завершения первого этапа, вероятно, в октябре этого года.
Социалистический реализм, излюбленная форма
В то время, когда она была написана, стилем искусства, которого желал коммунистический режим в Восточной Германии, был социалистический реализм, «и Дрезденская академия была особенно послушна», сказал Рихтер. «Она становилась все более жесткой», — сказал он. «Например, книги об искусстве импрессионистов и более поздних эпох больше нельзя было выдавать напрокат, потому что именно тогда начался буржуазный декаданс».
Lebensfreude обеспечил Рихтеру трехлетний грант на получение докторской степени, включая создание собственной студии в университете. Но посещение выставки Documenta в западногерманском городе Кассель в 1959 году открыло новые художественные горизонты и повысило его осведомленность о свободах, которыми пользовались художники в западном мире. Он дезертировал в 1961 году.
Побег Рихтера стал одним из факторов, повлиявших на решение органов охраны наследия Восточной Германии в 1979 году закрасить фреску на том основании, что «этой студенческой работе не следует придавать никакого художественного значения».
С 9 марта посетителям предлагается наблюдать через плексиглас, как реставраторы снимают краску, покрывающую фреску, в рамках временной выставки, посвященной истории музея в коммунистическую эпоху. «Общественность может интерпретировать продолжающиеся реставрационные работы как метафору процесса раскрытия слоев истории и предоставления нового взгляда на главу истории Восточной Германии», — говорят в музее.
Немецкий музей гигиены был основан производителем жидкости для полоскания рта в 1912 году, но сейчас называет себя «музеем человеческого опыта». Затраты на проект реставрации в размере 220 000 евро финансируются совместно музеем, Фондом Вюстенрота, Дрезденским университетом изящных искусств и Художественным фондом Эрнста фон Сименса.
Благодарю Вас за публикацию. Интересно