Тактика ‘психологической войны’ используемая мошенниками и как можно защитить себя?
Не проходит и дня без заголовков о том, что жертва была обманута и потеряла деньги. Нас постоянно предупреждают о новых мошенничествах и о том, как обезопасить себя от киберпреступников. Так почему же люди все еще подвергаются мошенничеству, причем иногда весьма эффектному?
Мошенники используют изощренные психологические приемы. Они используют наши глубочайшие человеческие уязвимости и обходят рациональное мышление, чтобы воспользоваться нашими эмоциональными реакциями.
Эта “психологическая война” принуждает жертв к принятию импульсивных решений. Иногда мошенники распространяют свои методы на множество потенциальных жертв, чтобы увидеть, кто уязвим. В других случаях преступники сосредотачиваются на конкретном человеке.
Давайте распакуем некоторые из этих психологических приемов и расскажем, как вы можете защититься от них. 1. Случайные телефонные звонки
Мошенники начинают с небольших просьб, чтобы создать чувство приверженности. Согласившись на эти незначительные просьбы, мы с большей вероятностью выполним более крупные требования, движимые желанием действовать последовательно.
Звонок поступит не с номера, указанного в ваших контактах, или с того, который вам знаком, но мошенник может притвориться кем-то, кого вы наняли для работы по дому, или, возможно, одним из ваших детей, использующим телефон друга, чтобы позвонить вам.
Если это мошенник, возможно, длительное удержание вас на телефоне дает ему возможность узнать что-то о вас или ваших знакомых. Они могут использовать эту информацию либо немедленно, либо позже. 2. Создание ощущения срочности
Мошенники фабрикуют сценарии, требующие немедленных действий, например, заявляют, что банковский счет находится под угрозой закрытия или срок действия предложения истекает. Эта тактика направлена на то, чтобы помешать жертвам логически оценить ситуацию или обратиться за советом, заставляя их принимать поспешные решения.
Мошенник создает искусственную ситуацию, в которой вы напуганы и делаете то, чего обычно не стали бы делать. Звонки от мошенников, якобы поступающие из налоговой службы, являются отличным примером. У вас есть долг, который нужно оплатить (очевидно), и дела пойдут плохо, если вы не заплатите прямо сейчас.
Мошенники играют на ваших эмоциях, чтобы спровоцировать реакцию, которая затуманивает суждения. Они могут угрожать судебными проблемами, чтобы посеять страх, обещать высокую отдачу от инвестиций, чтобы использовать жадность, или делиться сфабрикованными печальными историями, чтобы вызвать сочувствие и финансовую помощь.
3. Налаживание взаимопонимания с помощью непринужденной беседы
Посредством продолжительной беседы мошенники укрепляют психологическую приверженность своей схеме. Никто не продвинется далеко, просто требуя ваш пароль, но это естественно - быть дружелюбным с людьми, которые дружелюбно относятся к нам.
После длительного пребывания на линии жертва также испытывает когнитивную усталость. Это не только делает жертву более открытой для предложений, но и изолирует ее от друзей или семьи, которые могли бы распознать мошенничество и противодействовать ему.
4. Помогите мне помочь вам
В этом случае мошенник создает ситуацию, в которой помогает вам решить реальную или воображаемую проблему (которую он на самом деле создал). Он творит свою ”магию информационных технологий", и проблема исчезает.
Позже они просят вас о чем-то, чего вы обычно не стали бы делать, и вы делаете это из-за "социального долга”: сначала они помогли вам.
Например, хакер может атаковать корпоративную сеть, вызывая ее замедление. Затем они звонят вам, выдавая себя за сотрудника вашей организации, возможно, недавно нанятого, которого еще нет в списке контактов компании. Они “помогают” вам, предотвращая атаку, оставляя вас соответственно благодарными.
Возможно, неделю спустя они звонят снова и запрашивают конфиденциальную информацию, такую как пароль генерального директора. Вы знаете, что политика компании заключается в неразглашении этого пароля, но мошенник спросит, помните ли вы его (конечно, помните) , и придумает оправдание, зачем им на самом деле нужен этот пароль.
Баланс социального долга говорит о том, что вы поможете им. 5. Обращение к авторитету
Выдавая себя за линейных менеджеров, должностных лиц государственных учреждений, банков или других авторитетных органов, мошенники используют нашу естественную склонность подчиняться авторитетам.
Такие мошенничества действуют на разных уровнях сложности. Простая версия: ваш менеджер отправляет вам сообщение с срочной просьбой приобрести несколько подарочных карт и отправляет по их номерам.
Сложная версия: звонит ваш менеджер и просит срочно перевести крупную сумму денег на незнакомый вам счет. Вы делаете это, потому что это звучит в точности как голос вашего менеджера по телефону, но мошенник использует глубокую подделку голоса. В недавнем крупном деле в Гонконге такая афера даже включала фальшивый видеозвонок.
Это очень сложная задача, потому что инструменты искусственного интеллекта, могут создавать глубокую подделку голоса, используя всего три секунды сэмплированного звука реального человека. Как вы можете защититься от мошенничества?
Прежде всего, подтвердите личность. Найдите другой способ связаться с человеком, чтобы подтвердить, кто он такой. Например, вы можете позвонить по общему номеру компании и попросить соединить вас.
Перед лицом безудержных подделок голоса может быть полезно согласовать “стоп-слово” с членами вашей семьи. Если они звонят с неизвестного номера и вы не слышите стоп-слова, просто повесьте трубку.
Остерегайтесь тактики давления. Если разговор идет слишком быстро, помните, что чужую проблему вам решать не по силам. Остановитесь и передайте проблему коллеге или члену семьи для проверки на вменяемость. У законного бизнеса не возникнет проблем с тем, чтобы вы это сделали.
Наконец, если вы не уверены даже в малейшей детали, самое простое - повесить трубку или не отвечать.