Как защитить свои права в магазине
Войдя в магазин, мы как будто оказываемся на чужой территории, на которой, кажется, имеем только обязанности, а не права. Но, к счастью, это совсем не так, ведь законодатель о нас позаботился. Рассмотрим несколько возможных конфликтных ситуаций в магазине и правила поведения в них.
Законно ли требование оплаты за порчу или гибель товара
Согласно статьям 459, 493 ГК РФ Вы как покупатель несете риск случайно гибели (повреждения) товара только с того момента как станете его собственником. Т.е. пока Вы не получите кассовый чек - этот риск несет продавец. Причем здесь важно, чтобы имело место именно случайная гибель (повреждение товара), а не умышленная.
Пусть даже товар выпал и разбился из Ваших рук - то что это произошло неслучайно магазин может доказать только в суде. Никакие устные претензии к Вам по этому поводу не имеют никакой силы. А если охранник (или другой сотрудник) в связи с Вашим отказом оплатить испорченный ("погибший") товар, удерживает Вас в магазине силой - он совершает серьезнейшее правонарушение, в связи с чем нужно тут же вызвать полицию. Прибывшие на место полицейские обязаны будут разрешить возникший конфликт в Вашу пользу, а "наглых" сотрудников магазина - привлечь к ответственности.
Имеет ли охрана право на ваш обыск
Если, заподозрив кражу, охранник магазина попросил Вас вывернуть карманы или показать содержимое поклажи, то Вы имеете право не следовать его указаниям. В ответ охранник имеет право вызвать полицию, а до ее приезда удерживать Вас, в том числе и с применением физической силы, если встретит Ваше сопротивление (в отличие от предыдущего случая, охранник, действительно, имеет на это право - ст. 15 п. 2 закона «О частной детективной и охранной деятельности). Если же охранника нет, то, не смотря на любые требования других сотрудников магазина,
Вы имеете полное право беспрепятственно его покинуть
Личный досмотр в связи с подозрением в краже могут совершать только полицейские и только в присутствии двух свидетелей одного с Вами пола. Досмотр включает в себя как осмотр вещей, которые - при Вас, так и вещей которые - на Вас, т.е. одежды (ст. 27.7 КоАП РФ). Именно для того, чтобы процедура досмотра не вызывала пикантных вопросов, ее должен проводить сотрудник полиции также одного с Вами пола.
Вообщем, во избежание этой неприятной процедуры, лучше еще в момент обращения к Вам охранника удовлетворить его профессиональное любопытство.
Что делать если требуют оставить вещи в камере хранения
Вы имеете право не оставлять ручную кладь в ячейках хранения, если таковые имеются, даже если надписи на них требуют от Вас обратного. Охранники и кассир - тоже Вам не в указ. Они не имеют право просить Вас расстаться со своей сумкой или пакетом, а если под этим предлогом не впускают к торговым рядам - то совершают грубое нарушение закона, а именно принципы публичности договора розничной купли-продажи (ст. 421 Гражданского кодекса). Согласно этой норме, магазин не может отказать в продаже товара клиенту, кроме как в случаях, указанных в законе. К таким случаям, например, относят несовершеннолетие покупателя при покупке алкоголя, но никак не отказ оставить свои вещи в камере хранения.
Если после Вашей ссылки на указанную правовую норму сотрудники магазина все равно не унимаются и твердо стоят на своем - у Вас есть два варианта для действий: выполнить их просьбу и пойти за покупками "налегке", или уйти из магазина без товара, но перед этим написав жалобу в соответствующую книгу. Можно даже снять несговорчивых сотрудников, мешающих Вам в реализации Ваших законных прав, на видеокамеру телефона, а видео приложить к жалобе в отделение Роспотребнадзора или просто выложить на социальных видеохостингах.
Ответственность магазина за ваши пропавшие вещи
За сохранность Ваших вещей в камере хранения ответственность по закону несет магазин. Но при этом важно понимать, что добиться от магазина добровольной компенсации Ваших пропавших ценностей – маловероятно, в связи с чем нужно будет подавать на магазин в суд, где вероятность выиграть еще меньше. Вот почему, тем более не стоит оставлять ценные вещи в ячейках хранения.
Надеюсь указанная информацию сделает Вас увереннее при покупках и позволит избежать ненужных конфликтов и обмана при общении с сотрудниками магазинов.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Полезная информация. Спасибо за публикацию