Манукян Галя Мгеровна
Манукян Г МПодписчиков: 74
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг66.7к

Некоторые аспекты деятельности органов конституционного контроля Российской Федерации и Республики Армении.

28 просмотров
15 дочитываний
9 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,54 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Конституция — это основной закон государства, на основе которого составляются все основополагающие нормы данного государства. Стабильность данного закона гарантирует стабильность существующего общества. Особую роль в сохранении норм Конституции играет орган конституционного контроля. Влияние деятельности органов конституционного контроля на стабильность основного закона важно рассматривать в сравнении, например, в сравнении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного суда Армении.

Ключевые слова: Конституция, изменения, конституционный контроль, стабильность Конституции.

The Constitution is the main law of a state, on the base of which the basic norms of the state are founded. Stability of the law guarantees stability of the existing society. Special part in saving the constitutional norms is given to the body of constitutional control. The influence of bodies of constitutional control on the stability of the basic law should be considered in comparison, for example, in comparison of the Constitutional Courte of RF and the Constitutional Courte of Armenia

Keywords: the Constitution, changes, constitutional control, stability of the Constitution.

Необходимость конституционного контроля обусловлена наличием Конституции, потребностью действия конституционно закрепленных норм и принципов для установления и поддержания полномочий высших органов власти. Поэтому главная задача конституционного контроля заключается в обеспечении верховенства и стабильности Конституции, сохранения конституционного разделения властей и гарантирования защиты основных прав и свобод граждан, осуществляемого посредством конституционного судопроизводства.

При анализе деятельности органов конституционного контроля важным является сравнение подобных органов, в котором прослеживается необходимость в наличии органов конституционного контроля как основных гарантов сохранности Конституции. От эффективной деятельности такого органа будет зависеть стабильность законодательства и значимость норм Конституции.

Нами была проанализирована деятельность Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Армении.

Анализ деятельности Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:

  • Конституционный Суд Российской Федерации — это высший орган судебной власти по защите конституционного строя, по проверке конституционности нормативных актов и правоприменительной практики, по защите основных прав и свобод граждан;
  • Конституционный Суд Российской Федерации обеспечивает взаимодействие властей при президентской форме правления;
  • Конституционный Суд Российской Федерации эффективно устраняет конфликты, возникшие между различными ветвями власти, в частности между исполнительной и законодательной, между федеральными органами и органами субъектов федерации;
  • Конституционный Суд Российской Федерации охраняет незыблемость общих принципов права и основанных на них прав и свободы личности;
  • Конституционный Суд создал почву для перехода к правовому государству, при котором люди приобретают безопасность от произвола со стороны государства, его органов и могущественных экономических организаций;
  • Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции и использует практику презумпции в конституционном толковании.

Это независимый суд, подчиняемый только закону и оценивающий подзаконные акты с точки зрения их законности, эффективное действие которого зависит от степени сформированного гражданского общества.

Проблема заключается в том, что в науке конституционного права не решён полностью вопрос о природе конституционной ответственности, её санкциях и основаниях, и в первую очередь вопрос о конституционной ответственности высших органов государственной власти (Президента, Парламента, Правительства) за невыполнение или ненадлежащее исполнение актов Конституционного Суда.

В Республике Армении, как и в Российской Федерации, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В Армении институт конституционного правосудия находится лишь на начальной стадии становления. Основной критерий оценки деятельности Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в сфере конституционного контроля заключается в том, насколько их деятельность реально воздействует на общественные процессы, способствует претворению в жизнь конституционно-правовых начал, идей и ценностей, формированию армянской правовой государственности в целом. Приходится, к сожалению, констатировать, что им пока не удаётся развивать плодотворную и эффективную деятельность. Это обусловлено множеством факторов. Не последнюю роль в этом играет недоработанность законодательной модели конституционного правосудия. Поэтому первоначальной является задача доведения до конца процесса законодательного структурирования непротиворечивой, цельной, эффективной системы конституционного правосудия, которая в действительности могла бы обеспечить правовой профиль формирующейся армянской государственности.

В процессе совершенствования исходной модели конституционного правосудия приоритетными являются следующие направления и позиции:

  • конституционный контроль в современных условиях может и должен развиваться на основе и в границах строгого и последовательного соблюдения требований принципа разделения властей;
  • введение некоторых элементов превентивного нормоконтроля и их сбалансированное сочетание с репрессивным нормоконтролем положительно отразится на законотворческом процессе и будет способствовать «упреждающей» стабильности правовой системы;
  • расширение круга субъектов обращения в Конституционный Суд по абстрактному нормоконтролю является существенным условием эффективной конституционной юстиции;
  • всё более важное значение приобретает разрешение споров, возникающих между разными органами государственной власти, что обусловливает необходимость введения специальных процедур по таким делам;
  • система конституционного правосудия испытывает определённый дефицит в плане защиты прав и свобод человека и несовершенна до тех пор, пока не предусматривает такую правозащитную форму непосредственно на уровне индивида, какой является индивидуальная жалоба.

Для улучшения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Республики Армения можно внести следующие предложения:

  • Конституционный Суд зависит от политического руководства страны, поэтому необходимо как можно более его отдалить от политики и сделать менее зависимым от политического руководства страны;
  • особое мнение судьи Конституционного Суда не влияет на решение, а лишь приобщается к материалам дела, а нам кажется, решение должно быть принято, когда достигнуто полное согласие;
  • должна идти речь не о праве, а об обязанности суда обращаться в Конституционный Суд с запросом, ибо только он вправе проверить и сделать заключение о конституционности того или иного закона, иначе могут возникнуть ситуации, когда суды станут приходить к выводу о неконституционности.

В мировой государственно-правовой практике охраны Конституции используются как конституционный надзор, так и конституционный контроль.

В России функция конституционного контроля осуществляется специальным судебным органом конституционного контроля — Конституционным Судом Российской Федерации в рамках конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль в Армении также осуществляет Конституционный Судом, выполняет функцию посредством абстрактного контроля нормативных актов и международных договоров.

Конституционный Суд по Конституции Республики Армении также является органом судебной системы.

Таким образом, в целом Россия и Армения придерживаются европейской модели конституционного контроля (создание специализированных судебных органов, наделённых соответствующей компетенцией, — Конституционного Суда Российской Федерации и Республики Армения, но в России, в отличие от Армении, есть конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации).

Сходство между Россией и Арменией наблюдается в функционировании конституционного контроля: специальный судебный орган конституционного контроля — Конституционный Суд Российской Федерации и Республики Армения.

Правовая охрана обоих государств обеспечивается конституционной юстицией или конституционным правосудием. Объектом проверки, разбирательства как в России, так и в Армении являются нормативно-правовые акты законодательной и исполнительной власти.

Различие в осуществлении конституционного контроля между Российской Федерацией и Республикой Армения можно увидеть на объектах, где контроль осуществляется, так как Россия является федеративным государством, а Армения— унитарным, между ними есть разница в территориальном делении.

Проведя анализ порядка работы, назначения судей и представителей по составу и порядку избрания в Российской Федерации и Республике Армения, можно увидеть различие между ними. Например, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определённым сроком.

В Конституционном Суде Республики Армения численность судей меньше, чем в России, он состоит из девяти членов, пять из которых назначаются Национальным Собранием, четыре — Президентом Республики. Национальное Собрание назначает члена Конституционного Суда в порядке, предусмотренном Конституцией. Конституционный Суд считается сформированным, если назначено более половины состава Суда. Национальное Собрание Армении назначает Председателя Конституционного Суда по предложению председателя Национального Собрания из состава Конституционного Суда в случае, если не назначен Председателя Конституционного Суда, в тридцатидневный срок его назначает Президент Республики Армении.

Вид конституционного контроля — это классифицирующая категория, являющаяся составной частью более широкого, родового понятия и обозначающая такую деятельность субъектов конституционного контроля, которая по ряду свойственных только ей характерных признаков отличает её от других видов данного контроля как в России, так и в Армении.

Конституционный контроль находится в центре всей системы контроля над законностью. Это обусловливается, прежде всего, тем особым положением, которое занимает Конституция в жизни общества. Являясь его главным политическим, правовым документом, Конституция закрепляет важнейшие стороны социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан, её действие распространяется на всю систему общественных отношений, она составляет юридическую базу для всего законодательства, является ядром сей правовой системы. Деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан, нормативные акты должны абсолютно соответствовать Конституции.

Некоторые аспекты деятельности органов конституционного контроля Российской Федерации и Республики Армении.

9 комментариев
Понравилась публикация?
10 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Манукян Галя Мгеровна
Комментарии: 9
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Магомедов Магомед Юсупович

Происходящий в Российской Федерации и в Республике Армения интенсивный процесс формирования правового государства, реформирования государственности, демократические преобразования вызывают значительный интерес к проблеме признания, обеспечения и защиты прав и свобод граждан. На современное государство возлагается обязанность обеспечить эффективную защиту прав и свобод граждан от любых нарушений, в том числе в результате принятия неконституционных положений некоторых законов либо их неконституционного толкования. Судебная власть, выступающая в качестве одного из основных элементов защиты прав человека и гражданина, является обязательным атрибутом правового государства.

+3 / 0
Ответить
Манукян Галя Мгеровна

Да Я с Вами полностью согласна.

Я рассматривала деятельность Конституционного Суда РФ и РА в диссертации во всех сферах их полномочий. В данной статье только малая часть информации. Это некоторые аспекты деятельности органов конституционного контроля)Спасибо Вам за комментарий, интересно.)

+3 / 0
Ответить
Магомедов Магомед Юсупович

+3 / 0
Ответить
Степанов Альберт Евгеньевич

+2 / 0
Ответить
Магомедов Магомед Юсупович

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Москвин Сергей Константинович

Хорошо. Договорились.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Каневский Сергей Владимирович

А раньше еще был ЕСПЧ

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Калмантаева Анна Николаевна

Интересно. Спасибо за публикацию

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Росик Виктория Валерьевна

Интересная публикация, спасибо.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Алексей
Подписчиков 378
27.06.2024, 20:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М
Во Вселенной действуют определённые законы, которые, как невидимые нити, связывают все события и явления,...
Подробнее
Неинтересно
0
10
Шмаков Денис Игоревич
Подписчиков 188
17.06.2024, 11:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг501.3к
Основным приёмы, которые помогут вам начать менять свою жизнь.Когда вы инвестируете в себя,...
Подробнее
Неинтересно
-2
7
Павел
Подписчиков 11
позавчера, 20:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13к
В современном обществе, где все чаще сталкиваются с проблемой насилия в отношении ...
Подробнее
Неинтересно
-1
1
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 503
21.07.2024, 15:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М
Азербайджан предлагает подписать с Арменией документ об основных принципах ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Михаил Реутов
Подписчиков 673
21.07.2024, 10:58
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг385.4к
Подробнее
Неинтересно
05:45
Поделитесь этим видео
0
0
Михаил Реутов
Подписчиков 673
19.07.2024, 08:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг385.4к
Вот на что хочу обратить внимание.9111 юридический сайт.Почему так мало статей ...
Подробнее
Неинтересно
0
8
Бледных Дмитрий
Подписчиков 59
19.07.2024, 06:48
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9453
Привет, коллеги!Хочу поделиться с вами свежей информацией, которая касается всех нас и наших проектов.
Подробнее
Неинтересно
0
1
Malika Doroshenko
Подписчиков 312
12.07.2024, 15:53
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.1М
В политических кругах России наметились интересные перемены. Недавно в Государственную ...
Подробнее
Неинтересно
01:53
Поделитесь этим видео
-1
6
Алексей
Подписчиков 378
27.06.2024, 20:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М
Во Вселенной действуют определённые законы, которые, как невидимые нити, связывают все события и явления,...
Подробнее
Неинтересно
0
10
Татьяна Дмитриевна
Подписчиков 25546
26.06.2024, 09:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг29М
Что будет, если Путин даст согласие на представительство в судах только представителей ...
Подробнее
Неинтересно
00:15
Поделитесь этим видео
-3
235
Назарова Евгения Александровна
Подписчиков 21365
13.06.2024, 13:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.2М
ВступлениеЗдравствуйте, уважаемые читатели. Только сегодня вся Россия вышла ...
Подробнее
Неинтересно
0
31
Кузнецова Татьяна Сергеевна
Подписчиков 13
04.06.2024, 13:26
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг20.2к
⚡В Госдуму внесен законопроект N 639663-8, предусматривающий масштабные поправки в Налоговый кодекс.
Подробнее
Неинтересно
0
0
Евгения Владимировна
Подписчиков 2445
01.06.2024, 03:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг451.3к
Предлагаю к обсуждению два ролика, в которых юристом и экономистом разъясняются вопросы приватизации,...
Подробнее
Неинтересно
-1
12