Гильфанов Рустам Анфасович
Гильфанов Р. А. Подписчиков: 286
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 18.6к

Могут ли работники местной администрации штрафовать предпринимателей?

2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Периодически стараюсь встречаться с представителями бизнеса нашего города. Встречи проходят в рамках деятельности общественной организации по развитию предпринимательской среды. Все участники встречи соответственно предприниматели - члены указанной общественной организации. Эти встречи интересны мне не как предпринимателю, а как практикующему юристу по защите бизнеса. Там, я могу услышать о реальных проблемах, с которыми сталкивается тот или иной среднестатистический предприниматель в обычном городе нашей страны.

На одной из таких встреч, бизнес – сообществом был поднят вопрос, на каких основаниях, по какой процедуре и причинам работники администрации муниципального образования могут налагать административные штрафы на предпринимателей. Был озвучен реальный кейс, как предпринимателю пришлось оплатить буквально за полгода 100 000 рублей административного штрафа, который был наложен в результате контрольной деятельности местной администрации муниципального образования. А это реальные деньги, которые формируют непредвиденные расходы и только от местной администрации. А сколько есть ещё иных контролирующих органов с не менее важными полномочиями. Обидно, негодование!? Ну, такие чувства уловили струны моей души, когда я слушал этот кейс от первоисточника. Чувства чувствами, но факты - вещь упрямая. Это подтолкнуло меня дать некоторые разъяснения бизнесу относительно осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления. Но только с точки зрения так сказать, норм процессуального права, то есть кем, какими методами и в каком порядке осуществляется муниципальный контроль. Потому как разбор вопроса: какие потенциальные нарушения в основном выявляются, какие штрафы налагаются и как от них защищаться законным способом — это тема объемная, где-то индивидуальная, и некоторые интересные вопросы по этой части рассмотрю в новых постах.

И напомню, что муниципальный контроль осуществляется как в сфере земельного контроля, так и в сфере благоустройства. Но в основном предпринимателей штрафуют за нарушения правил благоустройства, поэтому ниже речь пойдёт в разрезе соблюдения правил благоустройства.

Сотрудники администрации, которые уполномочены предупреждать и выявлять нарушения со стороны предпринимателей (и не только предпринимателей, а ещё и остальных граждан), то есть проводить мероприятия по фиксации признаков административных правонарушений – являются работниками отдела муниципального контроля администрации муниципального образования. При этом, данная деятельность утверждается и регламентируется ФЗ от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», и соответствующими Положениями об организации и осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства N-ского муниципального образования. Сами же правила также в каждом отдельном муниципальном образовании (городе, районе) своеобразны, утверждаются избирательным органом (думой).

Советую ознакомиться с правилами благоустройства муниципального образования, на котором осуществляется предпринимательскую деятельность. Смотрите на сайте администрации данного муниципального образования. Из правил базово узнаете требования к торговым объектам, их содержанию и расположению, и т.д. За невыполнение этих требований чаще всего и штрафуют.

Для ясности и по закону: те кто проверяет именуются – контрольный орган, тех кого проверяют – контролируемые лица. Основная мысль муниципального контроля, которая заложена в ФЗ № 248, это достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований. То есть, понимаете, что цели муниципального контроля больше абстрактные, и поэтому законодатель установил не менее абстрактные и субъективные категории риска (высокий, средний, низкий). Для чего я об абстрактном!? Оказывается, эти абстракции влияют на выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований) и интенсивность. Все объекты (то есть предприниматели) контроля ежегодно соотносятся контрольным органом к одной из категорий риска.

Простыми словами, определили вашу торговую точку к высокой категории риска, ждите инспектора отдела муниципального контроля чаще, чем, например к конкуренту по соседству. Кстати, эти перечни объектов в сфере благоустройства с указанием категорий риска должны размещаться на официальном сайте администрации муниципального образования. Но, впрочем, почему-то я их не видел, может просто плохо искал. Кстати, если ваш объект не отнесён ни к одной из категории рисков, то автоматически вы считаетесь определённым к низкой категории. Ну так, не бывает хотя бы нейтральной категории.

Далее, инспектор контрольного органа при проведении муниципального контроля имеет регламентированные права и обязанности. Права и обязанности зависят от формы и вида контрольных мероприятий. Не буду перепечатывать их из законодательства, там объёмный текст, всё ясно, и не трудно для восприятия. Из интересного из обязанностей: не допускать при проведении контрольных мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций. А ещё: не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

Муниципальный контроль осуществляется в двух видах: профилактические мероприятия и контрольные мероприятия (плановые и внеплановые).

Начнём с профилактических мероприятий. Программа профилактических мероприятий ежегодно утверждается и публикуется для информирования. Контрольный орган может проводить профилактические мероприятия не предусмотренные программой. Виды профилактических мероприятий: 1) информирование; 2) обобщение правоприменительной практики; 3) меры стимулирования добросовестности; 4) объявление предостережения; 5) консультирование; 6) самообследование; 7) профилактический визит. Что интересно, профилактические мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом возможны только с согласия последнего. По итогам профилактических мероприятий штрафы не налагаются, так как основная цель — это разъяснения о недопустимости правонарушений и т.д. Если в ходе профилактических мероприятий выявлено нарушение, то контрольный орган выписывает предписание. На этом, всё о профилактике.

Теперь о контрольных мероприятиях. В рамках осуществления муниципального контроля могут проводиться следующие плановые контрольные мероприятия: 1) инспекционный визит; 2) рейдовый осмотр; 3) документарная проверка; 4) выездная проверка. Также могут проводиться следующие внеплановые контрольные мероприятия: 1) инспекционный визит; 2) рейдовый осмотр; 3) документарная проверка; 4) выездная проверка; 5) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 6) выездное обследование. Плановые контрольные мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых контрольных мероприятий. Информация о контрольных мероприятиях размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Без включения в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий ни одно контрольное мероприятие не проводится, за исключением контрольных мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами. Размещение соответствующей информации в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий – одна из обязанностей муниципального инспектора, установленная пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 248–ФЗ.

Частью 1 статьи 65 Федерального закона № 248–ФЗ установлено, что контрольные мероприятия, за исключением контрольных мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного мероприятия, следующих контрольных действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент. В положении о муниципальном контроле прописываются конкретные контрольные действия, которые могут быть совершены в рамках контрольных мероприятий.

Плановые контрольные мероприятия муниципальный инспектор должен проводить исключительно при применении системы управления рисками и в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий на очередной календарный год, формируемым контрольным органом и подлежащим согласованию с органами прокуратуры. Внеплановые контрольные мероприятия муниципального контроля с взаимодействием с контролируемым лицом проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ. Если в муниципальном образовании система управления рисками при осуществлении муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные мероприятия муниципальный инспектор может проводить только после согласования с органами прокуратуры. Если же система управления рисками применяется, то в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия муниципальный инспектор использует индикаторы риска нарушения обязательных требований. Кроме того, при применении системы управления рисками внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры. Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся на основании задания главы местной администрации или иного уполномоченного на выдачу такого задания должностного лица контрольного органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного органа, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом № 248–ФЗ (см. часть 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ). Системное толкование положений абзаца первого части 1 и части 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ позволяет сделать вывод о том, что в части 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ применительно к «планам работы контрольного органа» имеется в виду не план проведения контрольных мероприятий на очередной календарный год, подлежащий согласованию с органами прокуратуры, а иной план, например, план текущей работы контрольного органа.

Поэтому основания для проведения контрольных мероприятий, как плановых так и внеплановых, у контрольного органа должны быть надлежаще оформленными и соответствовали нормам регулирующего законодательство. Это важно, и стоит об этом знать.

Могут ли работники местной администрации штрафовать предпринимателей?

Понравилась публикация?
5 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Гильфанов Рустам Анфасович

Прокуратура запросила 6 лет 11 месяцев

Как хочется дожить до светлого будущего, когда к руководству страной придут Патриоты России, Патриоты Русского Народа, ибо без Русского Народа России не будет, а будут окровавленные, вечно воюющие между собою,...

Садоводство без СНТ

Здесь я изложила, коротко, идею сохранения садоводства без участия в нём юридического ...

Экономика должна быть экономной

В свете нынешних времён актуален вопрос экономии. Многие помнят лозунг «экономика должна быть экономной». Иногда же попытки сэкономить переходят все разумные границы, но как же манит это слово «экономия».

Свора собак может устроить «авторазбор»: когда остановят проблему бродячих животных - от них один вред

Свора собак может устроить «авторазбор»: когда остановят проблему бродячих животных - от них один вредБродячие собаки - это стая, которая приносит обществу вред и является угрозой

Увековечение памяти погибших в ВОВ. Почему до сих пор родственники погибших в ВОВ должны обращаться для этого в военкоматы?

Занимаясь увековечением памяти своих дедов, Недилько Николая Ивановича и Новикова Василия Романовича, погибших во время ВОВ в Новгородской области, я выяснила, что не существует нормативно-правового акта,...

Что такое профилактический визит инспектора ГЖИ?

Многие руководители ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК получили на портале Госуслуги письмо о проведении профилактического визита. Сразу возникла масса вопросов: что это такое, стоит ли бояться, можно ли от него отказаться?

Бунт в Казахстане: кому это выгодно, реальные причины и последствия Читайте больше на https://www.pravda.ru/world/1673514-kazahstan/

Новый 2022 год для руководства Казахстана начался крайне неблагоприятно: со 2 января там проходят массовые антиправительственные выступления, которые, очевидно, будут иметь далеко идущие последствия.