Гильфанов Рустам Анфасович
Гильфанов Р. А.Подписчиков: 236
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг24.1к

Могут ли работники местной администрации штрафовать предпринимателей?

9 просмотров
2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,28 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Периодически стараюсь встречаться с представителями бизнеса нашего города. Встречи проходят в рамках деятельности общественной организации по развитию предпринимательской среды. Все участники встречи соответственно предприниматели - члены указанной общественной организации. Эти встречи интересны мне не как предпринимателю, а как практикующему юристу по защите бизнеса. Там, я могу услышать о реальных проблемах, с которыми сталкивается тот или иной среднестатистический предприниматель в обычном городе нашей страны.

На одной из таких встреч, бизнес – сообществом был поднят вопрос, на каких основаниях, по какой процедуре и причинам работники администрации муниципального образования могут налагать административные штрафы на предпринимателей. Был озвучен реальный кейс, как предпринимателю пришлось оплатить буквально за полгода 100 000 рублей административного штрафа, который был наложен в результате контрольной деятельности местной администрации муниципального образования. А это реальные деньги, которые формируют непредвиденные расходы и только от местной администрации. А сколько есть ещё иных контролирующих органов с не менее важными полномочиями. Обидно, негодование!? Ну, такие чувства уловили струны моей души, когда я слушал этот кейс от первоисточника. Чувства чувствами, но факты - вещь упрямая. Это подтолкнуло меня дать некоторые разъяснения бизнесу относительно осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления. Но только с точки зрения так сказать, норм процессуального права, то есть кем, какими методами и в каком порядке осуществляется муниципальный контроль. Потому как разбор вопроса: какие потенциальные нарушения в основном выявляются, какие штрафы налагаются и как от них защищаться законным способом — это тема объемная, где-то индивидуальная, и некоторые интересные вопросы по этой части рассмотрю в новых постах.

И напомню, что муниципальный контроль осуществляется как в сфере земельного контроля, так и в сфере благоустройства. Но в основном предпринимателей штрафуют за нарушения правил благоустройства, поэтому ниже речь пойдёт в разрезе соблюдения правил благоустройства.

Сотрудники администрации, которые уполномочены предупреждать и выявлять нарушения со стороны предпринимателей (и не только предпринимателей, а ещё и остальных граждан), то есть проводить мероприятия по фиксации признаков административных правонарушений – являются работниками отдела муниципального контроля администрации муниципального образования. При этом, данная деятельность утверждается и регламентируется ФЗ от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», и соответствующими Положениями об организации и осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства N-ского муниципального образования. Сами же правила также в каждом отдельном муниципальном образовании (городе, районе) своеобразны, утверждаются избирательным органом (думой).

Советую ознакомиться с правилами благоустройства муниципального образования, на котором осуществляется предпринимательскую деятельность. Смотрите на сайте администрации данного муниципального образования. Из правил базово узнаете требования к торговым объектам, их содержанию и расположению, и т.д. За невыполнение этих требований чаще всего и штрафуют.

Для ясности и по закону: те кто проверяет именуются – контрольный орган, тех кого проверяют – контролируемые лица. Основная мысль муниципального контроля, которая заложена в ФЗ № 248, это достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований. То есть, понимаете, что цели муниципального контроля больше абстрактные, и поэтому законодатель установил не менее абстрактные и субъективные категории риска (высокий, средний, низкий). Для чего я об абстрактном!? Оказывается, эти абстракции влияют на выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований) и интенсивность. Все объекты (то есть предприниматели) контроля ежегодно соотносятся контрольным органом к одной из категорий риска.

Простыми словами, определили вашу торговую точку к высокой категории риска, ждите инспектора отдела муниципального контроля чаще, чем, например к конкуренту по соседству. Кстати, эти перечни объектов в сфере благоустройства с указанием категорий риска должны размещаться на официальном сайте администрации муниципального образования. Но, впрочем, почему-то я их не видел, может просто плохо искал. Кстати, если ваш объект не отнесён ни к одной из категории рисков, то автоматически вы считаетесь определённым к низкой категории. Ну так, не бывает хотя бы нейтральной категории.

Далее, инспектор контрольного органа при проведении муниципального контроля имеет регламентированные права и обязанности. Права и обязанности зависят от формы и вида контрольных мероприятий. Не буду перепечатывать их из законодательства, там объёмный текст, всё ясно, и не трудно для восприятия. Из интересного из обязанностей: не допускать при проведении контрольных мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций. А ещё: не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

Муниципальный контроль осуществляется в двух видах: профилактические мероприятия и контрольные мероприятия (плановые и внеплановые).

Начнём с профилактических мероприятий. Программа профилактических мероприятий ежегодно утверждается и публикуется для информирования. Контрольный орган может проводить профилактические мероприятия не предусмотренные программой. Виды профилактических мероприятий: 1) информирование; 2) обобщение правоприменительной практики; 3) меры стимулирования добросовестности; 4) объявление предостережения; 5) консультирование; 6) самообследование; 7) профилактический визит. Что интересно, профилактические мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом возможны только с согласия последнего. По итогам профилактических мероприятий штрафы не налагаются, так как основная цель — это разъяснения о недопустимости правонарушений и т.д. Если в ходе профилактических мероприятий выявлено нарушение, то контрольный орган выписывает предписание. На этом, всё о профилактике.

Теперь о контрольных мероприятиях. В рамках осуществления муниципального контроля могут проводиться следующие плановые контрольные мероприятия: 1) инспекционный визит; 2) рейдовый осмотр; 3) документарная проверка; 4) выездная проверка. Также могут проводиться следующие внеплановые контрольные мероприятия: 1) инспекционный визит; 2) рейдовый осмотр; 3) документарная проверка; 4) выездная проверка; 5) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 6) выездное обследование. Плановые контрольные мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых контрольных мероприятий. Информация о контрольных мероприятиях размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Без включения в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий ни одно контрольное мероприятие не проводится, за исключением контрольных мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами. Размещение соответствующей информации в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий – одна из обязанностей муниципального инспектора, установленная пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 248–ФЗ.

Частью 1 статьи 65 Федерального закона № 248–ФЗ установлено, что контрольные мероприятия, за исключением контрольных мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного мероприятия, следующих контрольных действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент. В положении о муниципальном контроле прописываются конкретные контрольные действия, которые могут быть совершены в рамках контрольных мероприятий.

Плановые контрольные мероприятия муниципальный инспектор должен проводить исключительно при применении системы управления рисками и в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий на очередной календарный год, формируемым контрольным органом и подлежащим согласованию с органами прокуратуры. Внеплановые контрольные мероприятия муниципального контроля с взаимодействием с контролируемым лицом проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ. Если в муниципальном образовании система управления рисками при осуществлении муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные мероприятия муниципальный инспектор может проводить только после согласования с органами прокуратуры. Если же система управления рисками применяется, то в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия муниципальный инспектор использует индикаторы риска нарушения обязательных требований. Кроме того, при применении системы управления рисками внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры. Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся на основании задания главы местной администрации или иного уполномоченного на выдачу такого задания должностного лица контрольного органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного органа, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом № 248–ФЗ (см. часть 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ). Системное толкование положений абзаца первого части 1 и части 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ позволяет сделать вывод о том, что в части 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ применительно к «планам работы контрольного органа» имеется в виду не план проведения контрольных мероприятий на очередной календарный год, подлежащий согласованию с органами прокуратуры, а иной план, например, план текущей работы контрольного органа.

Поэтому основания для проведения контрольных мероприятий, как плановых так и внеплановых, у контрольного органа должны быть надлежаще оформленными и соответствовали нормам регулирующего законодательство. Это важно, и стоит об этом знать.

Могут ли работники местной администрации штрафовать предпринимателей?

Понравилась публикация?
5 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Гильфанов Рустам Анфасович
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7190
21.04.2024, 08:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.3М
Инициативой спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко состоялось совещание, на котором ...
Подробнее
Неинтересно
-4
238
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 20491
11.04.2024, 13:24
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.3М
Не могут проиндексировать пенсию из-за того, что в базе социального фонда я числюсь как работающая.
Подробнее
Неинтересно
06:55
Поделитесь этим видео
-2
28
Петров Владимир Анатольевич
Подписчиков 951
20.02.2024, 13:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг45.7к
Как хочется дожить до светлого будущего, когда к руководству страной придут Патриоты России,...
Подробнее
Неинтересно
-2
17
Людмила
Подписчиков 34
03.05.2024, 12:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11к
Здесь я изложила, коротко, идею сохранения садоводства без участия в нём юридического лица СНТ.
Подробнее
Неинтересно
0
3
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7190
21.04.2024, 08:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.3М
Инициативой спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко состоялось совещание, на котором ...
Подробнее
Неинтересно
-4
238
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 20491
04.04.2024, 13:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.3М
Добрый день гости и пользователи сайта. Недавно ко мне обратился заявитель со своей проблемой.
Подробнее
Неинтересно
10:00
Поделитесь этим видео
0
20
Кутькин Михаил Вячелавович
Подписчиков 95
21.11.2023, 10:38
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.9к
Мусор - неизбежное следствие нашей повседневной жизни. Мы производим отходы каждый день, и очень важно,...
Подробнее
Неинтересно
-4
6
Некрасов Роман Владимирович
Подписчиков 1991
18.11.2023, 07:40
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг194.2к
В свете нынешних времён актуален вопрос экономии. Многие помнят лозунг «экономика должна быть экономной».
Подробнее
Неинтересно
-1
11
Дереберг Фируза
Подписчиков 3439
17.09.2023, 06:59
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.4М
Свора собак может устроить «авторазбор»: когда остановят проблему бродячих ...
Подробнее
Неинтересно
-1
7
Недилько Вера Владимировна
Подписчиков 2021
11.05.2023, 14:48
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг232.7к
Занимаясь увековечением памяти своих дедов, Недилько Николая Ивановича и Новикова Василия Романовича,...
Подробнее
Неинтересно
0
9
Иванова Кристина Николаевна
Подписчиков 84
16.01.2023, 11:31
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2238
Многие руководители ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК получили на портале Госуслуги письмо о проведении профилактического визита.
Подробнее
Неинтересно
0
5
Авраменко Станислав Сергеевич
Подписчиков 4168
04.02.2022, 17:40
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Складывается впечатление, что государство РФ вместо того, чтобы думать о том, как повысить ...
Подробнее
Неинтересно
-6
42
Анна
Подписчиков 779
06.01.2022, 18:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.2к
Новый 2022 год для руководства Казахстана начался крайне неблагоприятно: со 2 января ...
Подробнее
Неинтересно
-6
1