![](https://u2.9111s.ru/uploads/202302/25/60x60/50d2fd4d7261f8a4309906af66c83abe.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Л.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/28/60x60/97589dc966589de4168dca60ab145f7d.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202206/03/60x60/4fb007c9ee88f8f85f371166694d5ef2.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202302/25/60x60/50d2fd4d7261f8a4309906af66c83abe.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/05/60x60/67f81bc6579838e11386d96bc936b129.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202112/14/60x60/f4cb01b71e4eace4e1bf1ed4f28f5f36.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/К.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202003/25/60x60/db8c70c00eefa6c9d19a78b50ad69f4a.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202210/27/60x60/2afeefaba616459e7711403f9d2a77ec.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201803/21/60x60/414165.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202212/06/60x60/640985d43f8efae59757ca97edb6b938.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202402/14/60x60/f9c6f7f432663712745f877f1b745dec.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202112/10/60x60/fcd16668eab82cb0580d431bce242698.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202007/20/60x60/6a1a4fd09cee3e2d998397b1317ec392.jpg)
Периодически стараюсь встречаться с представителями бизнеса нашего города. Встречи проходят в рамках деятельности общественной организации по развитию предпринимательской среды. Все участники встречи соответственно предприниматели - члены указанной общественной организации. Эти встречи интересны мне не как предпринимателю, а как практикующему юристу по защите бизнеса. Там, я могу услышать о реальных проблемах, с которыми сталкивается тот или иной среднестатистический предприниматель в обычном городе нашей страны.
На одной из таких встреч, бизнес – сообществом был поднят вопрос, на каких основаниях, по какой процедуре и причинам работники администрации муниципального образования могут налагать административные штрафы на предпринимателей. Был озвучен реальный кейс, как предпринимателю пришлось оплатить буквально за полгода 100 000 рублей административного штрафа, который был наложен в результате контрольной деятельности местной администрации муниципального образования. А это реальные деньги, которые формируют непредвиденные расходы и только от местной администрации. А сколько есть ещё иных контролирующих органов с не менее важными полномочиями. Обидно, негодование!? Ну, такие чувства уловили струны моей души, когда я слушал этот кейс от первоисточника. Чувства чувствами, но факты - вещь упрямая. Это подтолкнуло меня дать некоторые разъяснения бизнесу относительно осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления. Но только с точки зрения так сказать, норм процессуального права, то есть кем, какими методами и в каком порядке осуществляется муниципальный контроль. Потому как разбор вопроса: какие потенциальные нарушения в основном выявляются, какие штрафы налагаются и как от них защищаться законным способом — это тема объемная, где-то индивидуальная, и некоторые интересные вопросы по этой части рассмотрю в новых постах.
И напомню, что муниципальный контроль осуществляется как в сфере земельного контроля, так и в сфере благоустройства. Но в основном предпринимателей штрафуют за нарушения правил благоустройства, поэтому ниже речь пойдёт в разрезе соблюдения правил благоустройства.
Сотрудники администрации, которые уполномочены предупреждать и выявлять нарушения со стороны предпринимателей (и не только предпринимателей, а ещё и остальных граждан), то есть проводить мероприятия по фиксации признаков административных правонарушений – являются работниками отдела муниципального контроля администрации муниципального образования. При этом, данная деятельность утверждается и регламентируется ФЗ от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», и соответствующими Положениями об организации и осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства N-ского муниципального образования. Сами же правила также в каждом отдельном муниципальном образовании (городе, районе) своеобразны, утверждаются избирательным органом (думой).
Советую ознакомиться с правилами благоустройства муниципального образования, на котором осуществляется предпринимательскую деятельность. Смотрите на сайте администрации данного муниципального образования. Из правил базово узнаете требования к торговым объектам, их содержанию и расположению, и т.д. За невыполнение этих требований чаще всего и штрафуют.
Для ясности и по закону: те кто проверяет именуются – контрольный орган, тех кого проверяют – контролируемые лица. Основная мысль муниципального контроля, которая заложена в ФЗ № 248, это достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований. То есть, понимаете, что цели муниципального контроля больше абстрактные, и поэтому законодатель установил не менее абстрактные и субъективные категории риска (высокий, средний, низкий). Для чего я об абстрактном!? Оказывается, эти абстракции влияют на выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований) и интенсивность. Все объекты (то есть предприниматели) контроля ежегодно соотносятся контрольным органом к одной из категорий риска.
Простыми словами, определили вашу торговую точку к высокой категории риска, ждите инспектора отдела муниципального контроля чаще, чем, например к конкуренту по соседству. Кстати, эти перечни объектов в сфере благоустройства с указанием категорий риска должны размещаться на официальном сайте администрации муниципального образования. Но, впрочем, почему-то я их не видел, может просто плохо искал. Кстати, если ваш объект не отнесён ни к одной из категории рисков, то автоматически вы считаетесь определённым к низкой категории. Ну так, не бывает хотя бы нейтральной категории.
Далее, инспектор контрольного органа при проведении муниципального контроля имеет регламентированные права и обязанности. Права и обязанности зависят от формы и вида контрольных мероприятий. Не буду перепечатывать их из законодательства, там объёмный текст, всё ясно, и не трудно для восприятия. Из интересного из обязанностей: не допускать при проведении контрольных мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций. А ещё: не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
Муниципальный контроль осуществляется в двух видах: профилактические мероприятия и контрольные мероприятия (плановые и внеплановые).
Начнём с профилактических мероприятий. Программа профилактических мероприятий ежегодно утверждается и публикуется для информирования. Контрольный орган может проводить профилактические мероприятия не предусмотренные программой. Виды профилактических мероприятий: 1) информирование; 2) обобщение правоприменительной практики; 3) меры стимулирования добросовестности; 4) объявление предостережения; 5) консультирование; 6) самообследование; 7) профилактический визит. Что интересно, профилактические мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом возможны только с согласия последнего. По итогам профилактических мероприятий штрафы не налагаются, так как основная цель — это разъяснения о недопустимости правонарушений и т.д. Если в ходе профилактических мероприятий выявлено нарушение, то контрольный орган выписывает предписание. На этом, всё о профилактике.
Теперь о контрольных мероприятиях. В рамках осуществления муниципального контроля могут проводиться следующие плановые контрольные мероприятия: 1) инспекционный визит; 2) рейдовый осмотр; 3) документарная проверка; 4) выездная проверка. Также могут проводиться следующие внеплановые контрольные мероприятия: 1) инспекционный визит; 2) рейдовый осмотр; 3) документарная проверка; 4) выездная проверка; 5) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 6) выездное обследование. Плановые контрольные мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых контрольных мероприятий. Информация о контрольных мероприятиях размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Без включения в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий ни одно контрольное мероприятие не проводится, за исключением контрольных мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами. Размещение соответствующей информации в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий – одна из обязанностей муниципального инспектора, установленная пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 248–ФЗ.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона № 248–ФЗ установлено, что контрольные мероприятия, за исключением контрольных мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного мероприятия, следующих контрольных действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент. В положении о муниципальном контроле прописываются конкретные контрольные действия, которые могут быть совершены в рамках контрольных мероприятий.
Плановые контрольные мероприятия муниципальный инспектор должен проводить исключительно при применении системы управления рисками и в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий на очередной календарный год, формируемым контрольным органом и подлежащим согласованию с органами прокуратуры. Внеплановые контрольные мероприятия муниципального контроля с взаимодействием с контролируемым лицом проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ. Если в муниципальном образовании система управления рисками при осуществлении муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные мероприятия муниципальный инспектор может проводить только после согласования с органами прокуратуры. Если же система управления рисками применяется, то в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия муниципальный инспектор использует индикаторы риска нарушения обязательных требований. Кроме того, при применении системы управления рисками внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры. Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся на основании задания главы местной администрации или иного уполномоченного на выдачу такого задания должностного лица контрольного органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного органа, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом № 248–ФЗ (см. часть 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ). Системное толкование положений абзаца первого части 1 и части 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ позволяет сделать вывод о том, что в части 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ применительно к «планам работы контрольного органа» имеется в виду не план проведения контрольных мероприятий на очередной календарный год, подлежащий согласованию с органами прокуратуры, а иной план, например, план текущей работы контрольного органа.
Поэтому основания для проведения контрольных мероприятий, как плановых так и внеплановых, у контрольного органа должны быть надлежаще оформленными и соответствовали нормам регулирующего законодательство. Это важно, и стоит об этом знать.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: