Как устроена батарея электромобиля

Мы уже рассказывали, как устроены электромобили и чем они отличаются от привычных машин с ДВС. Теперь подробнее изучим его батарею — главный источник энергии, приводящей электромобиль в движение. И одновременно, самый дорогой и самый сложный его узел.
Итак, совсем коротко:
– Батареи всё ещё дороги, хотя и подешевели примерно втрое за последние 10 лет. Примерно во столько же раз возросла их ёмкость.
– Все тяговые батареи электромобилей работают при высоких напряжениях (от 350 до 800 вольт), но многоконтурная система защиты практически исключает риск поражения электрическим током.
– Li-Ion – лишь название для группы совершенно разных по составу аккумуляторов. Они бывают литий-кобальтовыми, литий-марганцевыми, литий-железо-фосфатными, литий-титанатными и т.д., в том числе и на основе смесей. У всех — разный набор достоинств и недостатков.
– За распределением энергопотоков внутри батареи отвечает сложная многоуровневая система с большим количеством температурных датчиков. Контролируются каждая ячейка, каждый модуль, каждый участок цепи и вся батарея в целом.
– Немалая доля в общей стоимости батареи приходится не только на ячейки, но и на корпус. Это чрезвычайно прочная деталь, сложная в изготовлении.
– Стареет батарея электромобиля при регулярной эксплуатации специфично. Ёмкость может быстро просесть на несколько процентов из-за дефектных ячеек, затем она плавно снижается на 15–20 процентов в течение несколько лет, а дальше процесс замедляется, позволяя использовать батарею, например, в стационарных системах.
– Уже разработаны технологии для глубокой утилизации батарей, но пока такие услуги предоставляют крайне ограниченный круг компаний и далеко не во всех странах.