Манипуляции. Стоит ли учить ребенка
Я считаю, что учить ребенка манипулировать - это хорошо. И еще лучше - учить противостоять манипуляторам.
С воздействием окружающих нас людей мы сталкиваемся постоянно.
Торгуемся на рынке: «Дай скидку или я откажусь от сделки!» Мы давим на эмоции продавца. Желание продать вещь конфликтует с желанием продать ее дороже. Продавец стоит перед выбором: уступить вам или отказаться от продажи. Согласитесь, победит тот, кто умеет манипулировать лучше.
Мы нанимаемся на работу. Обсуждая размер зарплаты, работодатель стоит перед выбором, как и тот продавец.
А общаясь с ребенком? «Делай уроки, иначе гулять не пойдешь!» Что это, если не желание получить послушного, сделавшего уроки ребенка, в обмен на реализацию желания пойти гулять?
Манипуляция, это психологическое воздействие с целью изменить восприятие либо поведение других людей в своих интересах.
Вот и чем плохо, если научить ребенка осознанно воздействовать на людей в своих интересах? Еще лучше, научить защищать свой интерес во время воздействия окружающих. И да, не забыть научить ребенка понимать свой интерес в целом.
И еще, от того, какой этот интерес, будет зависеть и оценка поведения. Интерес присвоить себе чужое – скажут, что мерзавец и мошенник. Интерес организовать людей для помощи нуждающимся - скажут, что лидер с высокими моральными качествами. Но это уже вопросы результата воспитания. Зависит от того, какие ценности привьете вы.
А уметь воздействовать на других, это просто инструмент, он не может быть плохим или хорошим. Здесь вопрос умений и навыков.
На днях спорил с педагогом. У него удивление проскочило, когда я сказал, что ничего плохого в том, что ребенок умеет манипулировать, нет. Есть только плохие цели.
Мне кажется, я этого педагога не переубедил. Он тут же обобщил мои размышления и начал рассуждать о том, как это плохо - жить за счет других.
По мне, так это лицемерие. Мы все желаем своим детям лучшего. Только это «лучшее» будет добываться в конкурентной борьбе, где победит сильнейший. Вот и расскажите такому, что он поступил плохо, потому что за счет проигравшего.
По-прежнему считаете, что я не прав? Тогда ответьте себе, только честно, какой из четырех вариантов предпочтете для своего ребенка?
1.Умеет манипулировать и противостоять манипуляциям
2.Умеет манипулировать, но не умеет противостоять манипуляциям
3.Не умеет манипулировать, но умеет противостоять манипуляциям
4.Не умеет манипулировать и не умеет противостоять манипуляциям
Кто выбрал четвертый вариант? А кто третий?
Вот я и думаю, раз такое явление, как манипуляция есть, значит надо его изучить, систематизировать и сделать осознанным знанием. И обучать детей.
Вопрос только, в каком возрасте начинать и какую методологию применить. Как вы считаете? И да, спасибо, что читаете меня?
