Незаконное использование товарного знака

Сходство товарного знака
Если товарные знаки одинаковы, то можно предположить о наличии нарушении. Звучит просто, но не так всё просто на практике.
Что учитывается на практике
Арбитражные суды учитывают при разбирательстве споров:
- наличие между знаками звукового, визуального, смыслового сходства;
- первое впечатление от увиденного товарного знака у первого потенциального потребителя;
- насколько серьезно товарный знак может ввести потенциального потребителя в заблуждение.
Подтверждением сходства в судебной практике является заключение патентного поверенного, опрос общественного мнения который проводится, например, на предмет того, насколько может быть введен потребитель заблуждения относительно тождества товарного знака либо его сходства с товарным знаком правообладателя.
Чем решили дополнить
В Госдуму внесли законопроект, которым предлагается дополнить ГК РФ специальными правилами на случай, когда в результате незаконного использования товарного знака оказываются нарушены права сразу нескольких лиц, являющихся правообладателями сходных до степени смешения обозначений (Проект федерального закона № 638828-8).
Данные поправки подготовлены в целях реализации Постановления КС РФ от 14 декабря 2023 г. № 57-П, которым отдельные положения ГК РФ признаны неконституционными в той мере, в какой они не позволяют при указанных обстоятельствах снизить размер компенсации или отказать в ее взыскании.
Дополню: Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения. "Подтверждением сходства в судебной практике является заключение патентного поверенного..." -совсем не обязательно. Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется. При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе:
используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
степень известности, узнаваемости товарного знака;
степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом (п. 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Совет: прежде чем как-то "обозвать" свою продукцию/услугу и т.д., проверяйте на сайте ФИПС - нет ли у данного обозначения "хозяина". Иначе придется раскошелиться.