Клуб весёлых и находчивых до Клуба весёлых и находчивых (КВН до КВНа)

Авторы-создатели телеигры КВН, справа — Альберт Аксельрод и Сергей Муратов. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
В одной из прошлых публикаций, почтив память самого долгого ведущего Клуба весёлых и находчивых, было рассказано кое-что и из истории первого поколения этой замечательной телеигры.
КВН как символ эпохи, памяти Маслякова А. В., и не только
Теперь, думается, можно кинуть ретроспективный взгляд на то, что предшествовало появлению КВН на телеэкранах страны. А предшествовал ему Международный фестиваль молодежи и студентов лета 1957 года, который проходил в Москве. На волне энтузиазма по подготовке к этому всемирному действу возникла и реализовалась идея молодёжной редакции Центрального телевидения. Получилось так, что идею эту озвучил и воплотил как раз один из тех, кто 4-мя годами позднее станет одним из основателей телешоу "Клуб весёлых и находчивых" (КВН) — журналист выпускник МГИМО Сергей Муратов.
Сергей Муратов: "На комсомольском собрании я встал и сказал: "Приближается фестиваль молодежи и студентов в Москве, а у нас на телевидении даже нет редакции, которая бы занималась программами для молодых!" Все дружно согласились, что такая редакция нужна: "Вот ты этим и займешься". Я и занялся. Так возникла редакция "Фестивальная". Именно в это время я услышал о Мише Яковлеве, инженере электролампового завода. Мне сказали, что он сочиняет фразы. Что значит "фразы"? Ну, например: "У меня перестал болеть зуб, и я спокойно слез со стены". Меня поразил этот жанр. Я решил: такой человек обязательно должен участвовать в телевизионных затеях".
("С чего всё начиналось", сайт Международного союза КВН)
Сергей Муратов тогда уже имел самое непосредственное отношение к телевидению, а Михаил Яковлев был инженером на том самом заводе, где собирали первый массовый советский телевизор КВН-49. Но после объявления в стране курса на форсированное строительство материально-технической базы коммунизма самодеятельность становится по-стоящему массовым явлением.

Станислав Стрнад в 1970-е. Фото с сайта CSFD
В том же 1957 году Сергей Муратов познакомился с чехословацким режиссёром Станиславом Стрнадом, который который и познакомил его с такой занимательной передачей чехословацкого телевидения как "Гадай, гадай, гадальщик", в которой ведущий мог задать самые неожиданные вопросы, а участники должны были отвечать остроумно и весело. Облегчало заимствование то, что сам Стрнад и был ведущим в этом юмористическом проекте. Одновременно он работал и в театре, а несколько позже стал и кинорежиссёром.
Из самодеятельности в молодёжную команду Центрального телевидения пришёл и врач по образованию и руководитель студенческого театра МГУ Альберт Аксельрод. Так и родилась первая игровая передача на советском телевидении под названием "Вечер весёлых вопросов" (ВВВ). Весной 1957 был готов уже основной сценарий будущей телевикторины.
Михаил Яковлев: "Первый сценарий "ВВВ" написали мы с Андреем Донатовым весной 1957 года. Редактором был Муратов, а ведущими — популярный композитор и замечательный острослов Никита Богословский и молодая актриса Маргарита Лифанова. Отбирая для передачи номера студенческой художественной самодеятельности, мы впервые увидели тогда еще студента медицинского института Альберта Аксельрода и тогда еще студента факультета журналистики МГУ Марка Розовского. Увидели и сразу же в них влюбились. Было решено, что Богословский и Лифанова проведут только первое отделение передачи, создадут своеобразную рекламу "ВВВ". Вести второе отделение предоставили Аксельроду и Розовскому".
("С чего всё начиналось", сайт Международного союза КВН)
Телевикторина "Вечер весёлых вопросов" шла в прямом эфире из здания МГУ на Ленинских горах. Но суждена ей была недолгая судьба — всего 3 эфира. Дело в том, что новаторы, взявшиеся за этот телепроект, достигли небывалой интерактивности. Вопросы задавались случайно выбранным зрителям в студии, но и телезрители получали задания, за выполнение которого до конца эфира можно было получить приз. На первой передаче телезрителям нужно было привезти в студию 7-й том собрания сочинений Джека Лондона, фикус в горшке и керосинку. Оказалось, что на место трансляции приехало людей больше, чем запасено было призов (20 человек на 3 приза). Первая серьёзная накладка должна была бы сделать авторов более внимательными к технологической стороне. Но, видимо, выкрутившись раз, выводов не сделали и педантичнее не стали. В сентябре вышел третий и пост выпуск телепередачи, закончившийся жутким скандалом. Ведущий телепередачи композитор Никита Богословский, перечисляя пункты задания: шуба, валенки, самовар, забыл упомянуть экземпляр газеты за 31 декабря 1956 года. В итоге получилось так, что к зданию МГУ стеклась целая толпа желающих получить приз в прямом эфире и имеющих для этого всё необходимое вплоть до самовара. Они умудрились оттеснить вахтёров, смести милицейскую охрану и даже уронить одну из кулис. И всё это в прямом эфире, а поставить быстро рекламу в те времена просто не получилось. Оставшуюся часть эфирного времени телезрители могли лицезреть плашку о технических работах. Ситуация оказалась настолько резонансной, что вызвала даже специальное решение ЦК КПСС:
"Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения... Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н.С.Хрущева "За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа..."
Через 4 года в ноябре 1961 в эфир выйдет телепередача, название которой известно очень многим вот уже на протяжении нескольких поколений. Таких проколов в своей работе собравшаяся вновь команда уже допускать не будет.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка"на площадке Дзен под заголовком "КВН до КВНа".