Обзор судебной практики в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Приветствую всех. Сегодня рассмотрим ключевые положения судебной практики Верховного Суда РФ в сфере ЖКХ.
1. Без жалоб жителей взыскать с теплосбыта неосновательное обогащение за перетоп невозможно.
Если УК не сможет доказать, что жители МКД жаловались на некачественное отопление, а также не представить необходимые доказательства, такие как акт проверки, составленный совместно с РСО, сведения о количестве часов отклонения температуры и жалобы потребителей. Кроме того, если УК ссылается на температурные графики, которые не являются приложениями к договору ресуроснабжения в спорный период, это также может повлиять на неправильный подсчет размера неосновательного обогащения.
2.Из-за ненадлежащего уведомления РСО о переходе жителей МКД на прямые договоры с РСО соответствующие договорные отношения не возникают, а исполнителем коммунальных услуг продолжает оставаться УК В случае, если:
УК ненадлежащим образом уведомит РСО о решении собственников о переходе на прямые договоры. В частности, протокол общего собрания, представленный УК, будет ненадлежащим образом оформлен — не подписан участниками собрания и секретарем, что делает его недействительным.
УК не предоставит доказательства надлежащего оформления и отправки РСО документов, подтверждающих решение собственников о переходе на прямые договоры.
3. Можно ли перевесить дверь в квартиру, открывающуюся внутрь, чтобы она открывалась наружу в общий коридор?
В данном случае необходимо исходить из того, что не нарушает ли это проектные нормы, что может привести к препятствиям в эвакуации жильцов в случае чрезвычайной ситуации, особенно в случае необходимости эвакуации инвалидов или больных на носилках.
Несмотря на отсутствие прямого запрета на открывание дверей наружу с точки зрения пожарной безопасности, суд подчеркнул, что любое изменение, нарушающее проектные нормы, может ограничивать права соседей, нарушать безопасное использование жилого помещения и ухудшать условия эвакуации. Изменение направления открывания двери может нарушать права соседей на безопасное использование своего имущества, и в данном случае придется осуществить переустановку двери в соответствии с проектной документацией.
4. Кто должен оплачивать содержание насосной станции, которая качает воду для нескольких многоквартирных домов, и по какому договору?
Если между УК и РСО заключен договор энергоснабжения, в котором указано, что УК обязана оплачивать весь объем потребленной электроэнергии для насосной станции, то, согласно законодательству, один договор энергоснабжения может быть заключен только на одно энергопринимающее устройство. В связи с этим РСО не обязана заключать несколько договоров с разными УК для одной насосной станции. УК, оплачивающая электроэнергию для работы насосной станции, фактически исполняет обязательства за другие УК, обслуживающие соседние дома, и не имеет права требовать возврата средств, поскольку ее действия не нарушают ее законных прав.
5. Одни лишь показания УУТЭ не доказывают поставку горячей воды от РСО в МКД с недостаточной температурой
Согласно законодательству, контроль качества горячей воды должен осуществляться организацией, которая занимается водоснабжением, и должна быть представлена программа производственного контроля, согласованная с Роспотребнадзором. Для того, чтобы доказать поставку с недостаточной температурой необходимо подкрепить результаты аккредитованных лабораторных испытаний и соответствующие программы контроля качества воды.
6. Договор между ИП и ТСЖ об оказании услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД не является договором управления МКД
Согласно статье 137 ЖК РФ, ТСЖ имеет право заключать договоры, обеспечивающие управление домом, но в данном случае это был договор на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а не договор управления, как это предусмотрено статьей 162 ЖК РФ.
Управление многоквартирным домом должно осуществляться через договор с управляющей организацией, которая должна иметь соответствующую лицензию. Если лицензии у ИП не нет, а также нет доказательств, что собственники помещений в МКД выбрали иной способ управления, отличный от ТСЖ.
Если предприниматель действует по договору возмездного оказания услуг, а не по договору управления, обязательства по возврату документации не возникают. Более того, если документы не передавались по акту и не был составлен перечень документов, что также подтверждает отсутствие обязательства по возврату документации.
7. Инициативная (без предварительного уведомления РСО) замена УК неисправных приборов учета электроэнергии является незаконной в следующих случаях:
Самовольный демонтаж: УК самостоятельно демонтировала старые приборы учета без согласования с сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.
Отсутствие предварительного уведомления: УК не направила в адрес ТСО и гарантирующего поставщика обращений о неисправности старых приборов учета или о намерении их демонтировать.
Нарушение процедуры: УК не выполнила обязательную процедуру допуска новых приборов учета в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, что противоречит п. 151 Основных положений НП 442.
Необеспечение законности: Установленные новые приборы учета не были допущены в эксплуатацию официальными актами, и их установка без разрешения нарушала требования законодательства.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Хорошие подсказки.
Многим пригодится.
Спасибо за ваше мнение, коллега. Споры с УК отдельная специализация у юристов, но кто знает все тонкости данного направления, в судах разносит их "в пух и прах".
Полезная информация.
Да,уж!!!!