Если в квитанции за ЖКУ есть ошибки, то с управляющей компании тоже можно взыскать компенсацию морального вреда
Недавно я рассказывал об определении Верховного суда, которое позволяет пенсионерам взыскивать компенсацию морального вреда с Соцфонда и органов соцзащиты (раньше это было невозможно). А вот еще один малоизвестный пример из судебной практики: если в квитанции за ЖКУ указаны неверные суммы, с УК можно требовать не только перерасчета, но и компенсации морального вреда.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Перерасчет за ЖКУ и моральный вред
Оспорить ошибочные начисления и обязать сделать перерасчет удается далеко не всегда — а если и удается, то на это уходит немало времени и нервов. Но даже в случае победы в суде не всегда можно рассчитывать на компенсацию морального вреда.
Раньше суды (особенно первой инстанции) часто приходили к таким выводам: согласно ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда положена за нарушение неимущественных прав, а корректность начислений за коммунальные услуги — это имущественные права. Следовательно, за ошибки в расчетах никакой компенсации не положено.
К счастью, все чаще в последние годы встречаются обратные примеры, правда, обычно лишь после обжалования.
Пример из судебной практики
Гражданка В. получила квитанцию за коммунальные услуги за сентябрь от новой управляющей компании.
В квитанции была указана задолженность за содержание общедомового имущества за июль и август, хотя новая УК приступила к работе только с 1 сентября.
Ранее В. уже оплатила эти услуги прежней управляющей компании, поэтому платить дважды не собиралась.
Поэтому она направила в УК претензию и потребовала сделать перерасчет. Но получила отказ.
Тогда В. обратилась в суд. Районный суд решил, что управляющая компания не вправе требовать оплату за месяцы, когда она еще не управляла домом.
Суд обязал УК сделать перерасчет и исключить долг из квитанции, но в компенсации морального вреда отказал, посчитав, что в данном случае она не предусмотрена законом.
В. подала апелляционную жалобу, и вышестоящая инстанция решила иначе.
Апелляция напомнила, что на отношения между собственником и УК распространяется закон «О защите прав потребителей». В соответствии со ст. 15 потребитель имеет право на компенсацию морального вреда за любое нарушение его прав.
Выставив в квитанции несуществующую задолженность, УК нарушила право потребителя на получение достоверной информации об услугах.
Таким образом, В. имела право требовать компенсации морального вреда. Более того, поскольку УК отказала в удовлетворении претензии, дополнительно положен и потребительский штраф.
В результате апелляция отменил решение первой инстанции и вынесла новое: обязать УК сделать перерасчет, взыскать 5 000 рублей в качестве компенсации морального вреда и 2 500 рублей штрафа в пользу потребителя (Определение Волгоградского областного суда по делу N 33-449/2024).
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********

Источник фото freepik.com
Конечно есть. Одна и та же каждый раз.
Написано "содержание жилья", а надо писать "содержание жУлья".
Это сказки.Меня УК затопила.Я ни как не мог моральный ущерб получить.Судьи у нас продажные и некомпетентные!!Законы полуфабрикаты!
Суть в том, что овчинка выделки не стоила - 5к смехотворная сумма по сравнению с потраченными нервами, временем и средствами. Именно этим обстоятельством охотно пользуются все организации, как государственного, так и частного характера без исключения.
Интересный случай. Спасибо!
Полезная статья