Верховный суд взыскал с банка моральный вред за спам звонки

Картинка сгенерирована DALLE
"Здравствуйте, мы предлагаем вам кредит на выгодных условиях…" — знакомо?
А еще интереснее, если вы даже не клиент банка, из которого вам названивают. То кредиты предлагают, говоришь не надо, а они
"Ну может надо? Может вы планируете какие-то покупки? Ну может хотя бы кредитную карту?"
Короче, иногда это очень раздражает. Но нашла я интересное определение ВС РФ от 18 февраля 2025 г. N 5-КГ24-144-К2, которым решила с вами поделиться, интересно? Тогда поехали!
Если кратко, Верховный Суд посчитал, что такие навязчивые звонки — нарушение закона. Более того — гражданин получил компенсацию за моральный вред.
История, которая может случиться с каждым
В 2023 году Сергею начали названивать из "Банка Русский Стандарт". Он не был их клиентом. Никогда. Но звонки поступали — один за другим, с предложениями кредита. Он направил официальную претензию с просьбой прекратить названивать, но всё продолжалось. Тогда он пошёл в суд.
⛔️ Сначала ему отказали.
⚖️ Потом отказали снова.
🔥 Но в итоге он дошёл до Верховного Суда — и победил.
Что сказал Верховный суд
Верховный Суд признал:
- Звонки без согласия — это нарушение права на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ)
- Банк обязан прекратить рекламу по первому требованию клиента или не-клиента (ст. 18 ФЗ «О рекламе»)
- Даже техническая ошибка не освобождает от ответственности
- За моральный вред — положена компенсация (ст. 151 ГК РФ)
📌 Важно: даже если вы не клиент, и даже если сумма иска — всего 5 000 рублей, вы можете выиграть дело.
На что вы имеете право
✔️ Не получать навязчивые предложения
✔️ Защищать своё личное пространство
✔️ Требовать компенсации, если ваши права нарушены
Что делать, если вам звонят без согласия
Первое что нужно сделать, это установить на телефон программу для записи звонков и каждый звонок записывать. Попросите оператора зафиксировать вашу просьбу не звонить и не предлагать услуги, если вас не услышали, далее пишете претензию. В претензии укажите номер телефона, суть требований, сошлитесь на закон о рекламе и неприкосновенность частной жизни, можете даже определение ВС РФ приложить, лишним не будет. И ждите. Если после претензии вы получите отказ, то дальше вы уже имеете право обратиться в суд.
А если звонит не банк, а МФО или магазин
Всё так же: звонки без согласия — незаконны. Такое требование распространяется не только на банки, но и на иные организации.
А если звонят один-два раза, это повод?
Да. Особенно если вы требовали прекратить — и вас проигнорировали.
Комментарий юриста
Права граждан нарушаются часто, но вы должны запомнить, что никто не имеет права вторгаться в вашу жизнь без спроса. Ни банк, ни магазин, ни агент по продаже чудо-матрасов. У вас уже есть текст определения ВС РФ (ссылка в начале статьи), который вам поможет в составлении претензии и иска, поэтому не замалчивайте проблему, если она есть - ее нужно решать.
💌 Если статья была полезной, поделитесь с друзьями и родственниками. Может быть именно сейчас им банк предлагает очередной кредит.
Да! Чудесно. Раньше они этим грешили, сейчас намного меньше 🤗 …
Ну после выхода определения ВС может и меньше будут звонить, хотя не факт, не каждый же пойдет в суд
личная (частная) жизнь является широким понятием, которому невозможно дать исчерпывающее определение, охватывающим, в частности, право на личную автономию (п. 27 постановления ЕСПЧ от 7 мая 2009 г. по жалобе № 3451/05). Каждый имеет право на частную жизнь, свободную от нежелательного внимания (п. 70 постановления ЕСПЧ от 5 сентября 2017 г. по жалобе № 61496/08).
Претендовать на возмещение морального вреда за назойливые звонки и СМС-сообщения можно и тогда, когда сообщения носят рекламный характер (определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 июля 2012 г. № 33-9187, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 апреля 2015 г. по делу № 33-2034/2015, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 декабря 2015 г. по делу № 33-10601/2015). При этом не имеет значения, каким образом реклама была доведена до сведения гражданина: посредством телефонного звонка, СМС-сообщения или по электронной почте.
возможно после этого прецедента банки сами перестанут названивать клиентам
Не каждый доведет дело до суда...
Спасибо большое за публикацию. Отметила: как хорошая публикация!