Суровцева Лилия Рустамовна
Суровцева Л.Р. Подписчиков: 21707
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 15.2М

Верховный суд взыскал с банка моральный вред за спам звонки

32 дочитывания
8 комментариев
Эта публикация уже заработала 10,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Верховный суд взыскал с банка моральный вред за спам звонки

Картинка сгенерирована DALLE

"Здравствуйте, мы предлагаем вам кредит на выгодных условиях…" — знакомо?

А еще интереснее, если вы даже не клиент банка, из которого вам названивают. То кредиты предлагают, говоришь не надо, а они

"Ну может надо? Может вы планируете какие-то покупки? Ну может хотя бы кредитную карту?"

Короче, иногда это очень раздражает. Но нашла я интересное определение ВС РФ от 18 февраля 2025 г. N 5-КГ24-144-К2, которым решила с вами поделиться, интересно? Тогда поехали!

Если кратко, Верховный Суд посчитал, что такие навязчивые звонки — нарушение закона. Более того — гражданин получил компенсацию за моральный вред.

История, которая может случиться с каждым

В 2023 году Сергею начали названивать из "Банка Русский Стандарт". Он не был их клиентом. Никогда. Но звонки поступали — один за другим, с предложениями кредита. Он направил официальную претензию с просьбой прекратить названивать, но всё продолжалось. Тогда он пошёл в суд.

⛔️ Сначала ему отказали.

⚖️ Потом отказали снова.

🔥 Но в итоге он дошёл до Верховного Суда — и победил.

Что сказал Верховный суд

Верховный Суд признал:

  • Звонки без согласия — это нарушение права на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ)
  • Банк обязан прекратить рекламу по первому требованию клиента или не-клиента (ст. 18 ФЗ «О рекламе»)
  • Даже техническая ошибка не освобождает от ответственности
  • За моральный вред — положена компенсация (ст. 151 ГК РФ)

📌 Важно: даже если вы не клиент, и даже если сумма иска — всего 5 000 рублей, вы можете выиграть дело.

На что вы имеете право

✔️ Не получать навязчивые предложения

✔️ Защищать своё личное пространство

✔️ Требовать компенсации, если ваши права нарушены

Что делать, если вам звонят без согласия

Первое что нужно сделать, это установить на телефон программу для записи звонков и каждый звонок записывать. Попросите оператора зафиксировать вашу просьбу не звонить и не предлагать услуги, если вас не услышали, далее пишете претензию. В претензии укажите номер телефона, суть требований, сошлитесь на закон о рекламе и неприкосновенность частной жизни, можете даже определение ВС РФ приложить, лишним не будет. И ждите. Если после претензии вы получите отказ, то дальше вы уже имеете право обратиться в суд.

А если звонит не банк, а МФО или магазин

Всё так же: звонки без согласия — незаконны. Такое требование распространяется не только на банки, но и на иные организации.

А если звонят один-два раза, это повод?

Да. Особенно если вы требовали прекратить — и вас проигнорировали.

Комментарий юриста

Права граждан нарушаются часто, но вы должны запомнить, что никто не имеет права вторгаться в вашу жизнь без спроса. Ни банк, ни магазин, ни агент по продаже чудо-матрасов. У вас уже есть текст определения ВС РФ (ссылка в начале статьи), который вам поможет в составлении претензии и иска, поэтому не замалчивайте проблему, если она есть - ее нужно решать.

💌 Если статья была полезной, поделитесь с друзьями и родственниками. Может быть именно сейчас им банк предлагает очередной кредит.

8 комментариев
Понравилась публикация?
12 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 8
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Да! Чудесно. Раньше они этим грешили, сейчас намного меньше 🤗 …

+3 / 0
картой
Ответить

Разина Дарья АлексеевнаПишет 01.04.2025 в 14:42
Да! Чудесно. Раньше они этим грешили, сейчас намного меньше 🤗 …

Ну после выхода определения ВС может и меньше будут звонить, хотя не факт, не каждый же пойдет в суд

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

личная (частная) жизнь является широким понятием, которому невозможно дать исчерпывающее определение, охватывающим, в частности, право на личную автономию (п. 27 постановления ЕСПЧ от 7 мая 2009 г. по жалобе № 3451/05). Каждый имеет право на частную жизнь, свободную от нежелательного внимания (п. 70 постановления ЕСПЧ от 5 сентября 2017 г. по жалобе № 61496/08).

Претендовать на возмещение морального вреда за назойливые звонки и СМС-сообщения можно и тогда, когда сообщения носят рекламный характер (определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 июля 2012 г. № 33-9187, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 апреля 2015 г. по делу № 33-2034/2015, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 декабря 2015 г. по делу № 33-10601/2015). При этом не имеет значения, каким образом реклама была доведена до сведения гражданина: посредством телефонного звонка, СМС-сообщения или по электронной почте.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

возможно после этого прецедента банки сами перестанут названивать клиентам

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не каждый доведет дело до суда...

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо большое за публикацию. Отметила: как хорошая публикация!

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Справедливость не знает срока давности! История о том, как отец добился компенсации морального вреда спустя 30 лет

Добрый день, мои дорогие читатели! Сегодня у нас на повестке дня история из судебной практики, которая заставила меня, "видавшую виды" юриста, серьезно задуматься. Знаете, как говорят, "время лечит"?

Ложный диагноз лишил операции: житель Астрахани судился из-за фальшивой записи в медкарте об инфаркте и инсульте. Что решил суд?

Привет, дорогой читатель! Знаешь, иногда кажется, что спорить с медицинскими организациями — это как пытаться спорить с погодой: вроде бы и хочется, но толку мало. Но всё-таки, если чувствуешь,...

Когда МВД не отвечает за ошибочный штраф с камеры

Владелец автомобиля КИА получил штраф в размере пятиста рублей за превышение скорости. Но на фотографии, сделанной камерой контроля скорости, был изображен за рулем не сам собственник автомобиля,...

Если банки, коллекторны, микрофинансовые компании передают сведения о Ваших правоотношениях Вашему работодателю.

Зачастую банки, коллектора, микрофинансовые компании, сообщаю Вашему работодателю о наличии у Вас задолженности по договорам займа, кредитным договорам, с целью оказать на Вас психологическое давления.

Выплаты и моральный вред при травме на производстве

Верховный суд рассмотрел дело по иску монтажника трубопроводов, который упал с высоты и потерял 30% работоспособности. Он потребовал компенсацию за время болезни и моральный ущерб, но работодатель не ответил.

Отец погиб в ДТП до рождения сына. Все суды отказали матери в компенсации морального вреда, но вмешался КС

Иногда российским судам приходится разбирать поистине трагичные истории. Что еще более трагично, суды часто подходят к решению дел слишком формально, в силу закона игнорируя сломанные судьбы.