Путин подписал закон: с 1 сентября 2025 года вам не смогут навязать дополнительные услуги

Картинка сгенерирована DALLE
Частенько на правовых порталах вижу вопросы типа
Я купил телефон, пришел домой, посмотрел на чек, а там кроме телефона еще какие-то не понятные услуги, установка стекла, программы, еще чего-то и прочее.
Что делает гражданин дальше? Либо идет разбираться в магазин, где его грамотно посылают "Мол вы оплатили, с услугой были согласны, чего теперь хотите?", либо просто оставляет как есть, говорит всем, что продавцы обманщики и остается с плохим настроением на целый день. Кто виноват? Покупатель в том числе, потому что чек нужно проверять не отходя от кассы.
А для таких невнимательных покупателей у меня сегодня хорошая новость!
С 1 сентября 2025 года закон будет на стороне потребителя
7 апреля 2025 года принят Федеральный закон №69-ФЗ, который внес изменения в ст. 16 закона "О защите прав потребителей". В чем суть? Теперь продавцам, исполнителям и агрегаторам запрещено навязывать дополнительные товары, услуги или работы без явного письменного согласия клиента. Автоматические галочки, скрытые условия и прочие махинации запрещены.
Источник: Подробнее ➤
Запоминайте! Любая доп. услуга возможна только с вашего письменного согласия. Автоматические отметки (галочки в онлайн-формах) незаконны. Условия договора не могут предполагать "по умолчанию" ваше согласие на допуслуги. Если вам что-то навязали - можно не платить или потребовать возврат средств, если деньги у вас списали.
👉 Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Юридический разбор
Нововведение касается не только онлайн-магазинов, но и всех сфер, где вы как потребитель можете столкнуться с "допами": страхование, туризм, банки, автосервисы, салоны красоты и даже ЖКХ. Если раньше навязывание услуг обходилось бизнесу без последствий, теперь за это можно нарваться на хороший штраф.
📌 Важно:
Согласие потребителя должно быть письменное, а не устное. И да, предварительно проставленные галочки больше не прокатят - такие уловки будут признаваться недействительными.
Как защитить свои права
Обычно как навязывают "допы"? Открыл карту в банке - а вместе с ней платное СМС-информирование, купил ноутбук - в чеке обслуживание на 3 года без запроса. Заказал авиабилет - получил ещё и страховку, потому что галочку вы уже поставили. И это маленькая доля, как обманывают простых граждан.
Что вам необходимо сделать, чтобы себя защитить?
- Первое и самое главное, внимательно читайте договор и все приложения перед тем как подписывать, потому что в РФ действует свобода договора (ст. 421 ГК РФ), что подписали то и получили.
- Далее проверяйте онлайн-формы, нет ли скрытых галочек. Особенно перед оплатой или отправкой заявки.
Требуйте копию письменного согласия при подключении допуслуг, чтобы потом не доказывать, что вы "не вы" и ничего не подписывали.
- Если навязали услугу, пишите претензию продавцу (в письменном виде). Не нужно бояться что откажут, если вы правы, то можно обратиться в суд.
- Обращайтесь в суд если ваши права нарушены и в досудебном порядке ваши требования не удовлетворили.
Мнение автора
Я думаю что это хорошие изменения. И продавцам не нужно изощряться, придумывая на ходу откуда в чеке появилась та или иная строка, и покупателям проще, письменного согласия не давал, значит никаких услуг впарить нельзя. Если уж и соглашаетесь, то хотя бы знаете на что и за какую стоимость.
Давным-давно пора было этот закон принять, но теперь главное, чтобы заработало не только на бумаге. А то ушлые продавцы придумают как впарить свои доп. услуги.
Пишите свое мнение в комментариях.
Жаль продавцов.
Уже ознакомилась на другом правовом ресурсе, но все равно спасибо за напоминание.....
Полезная статья. Спасибо
В целом полезный закон, наконец то. Многие продавцы сегодня совсем оборзели, когда в наглую предлагают допуслуги, в течение, банки. Их совершенно не жалко, а надо ставить на место. Ура. Давно пора в законе указать конкретику. Услышали.
Правильный закон, актуальный! Спасибо за статью!
Можно подумать что кто-то будет этот закон соблюдать?Как говорится в торговле- не нравится не бери.