Лояльность, инициатива и мотивация сотрудника - реальность или миф?

https://hozyindachi.ru/loyalnost-klientov-sajta-i-kak-eyo-povysit/ - фото отсюда
Всем привет!
Лояльность
Не знаю как у других, но когда я прихожу работать в новую компанию, то у меня всегда высокий уровень лояльности, но с течением времени моя лояльность к компании обычно падает. И дело не во мне, а именно в работодателе, в его отношении ко мне, в его политике и т.д.
У меня потеря лояльности происходит так.
Я устраиваюсь на работу, соглашаюсь на все подработки, которые предлагает работодатель, соглашаюсь меняться сменами с коллегами, покупаю сама себе спецодежду (если не предусмотрен корпоративный стиль) и прохожу за свой счет медосмотр (если у компании не предусмотрен договор с клиникой), всем рассказываю, что я работаю именно в этой компании и стараюсь приводить в эту компанию своих старых клиентов, знакомых, родственников и т.д. К примеру, когда я в 2019 г. устроилась в Магнит, то ко мне подтянулись многие старые покупатели с моих двух предыдущих рабочих мест.
Работодатель начинает считать, что это само собой разумеющееся. В какой-то момент перестают оплачивать переработки, могут позвонить в мой выходной и закатить истерику из-за того, что я отказалась выйти. Все это сопровождается фразами типа
Ну какие могут быть у ТЕБЯ дела?
Самое эпичное было на одной моей работе. У меня появилась коллега. Мы с ней года 3 проработали. Сначала было все нормально. Мы с ней прекрасно работали, подменялись, но потом у нее родился внук и началось
я ДОЛЖНА выходить за нее в субботу и воскресенье, т.к. у нее дочь родила, потом ребенок подрос, дочь устает и ей нужен выходной, потом еще дача началась.
Мне за эти годы так никто и не донес почему из-за чьего-то ребенка я должна страдать и почему график работы работодатель не может составлять с учетом ребенка/дачи этой коллеги.
С этой же коллегой был такой случай.
Аптека располагалась в торговом центре, на первом этаже которого был продуктовый отдел. Торговый центр решил устроить обработку от крыс, мышей и насекомых. Сообщили, что это все будет проходить в ночь и откроются только среди дня. Это был как раз рабочий день моей коллеги. Я позвонила ей, предупредила. На следующий день мне звонит работодатель и начинает отчитывать меня за то, что я позвонила своей коллеге и подбивала ее опоздать на работу.
В Магните я начала активно терять лояльность после того, как мне не оплатили больничный лист и вычли отпускные после того, как я была в отпуске. Мои попытки выяснить этот момент сопровождались фразами от работодателя
Это же вам надо
Это ваши проблемы
Если у вас нет лояльности, то увольняйтесь
Я понимаю работодателей. Они хотят иметь лояльных сотрудников, которые не будут возникать, будут закрывать глаза на какие-то нарушения со стороны работодателя, где-то поработают бесплатно или с задержкой зп, при этом будут делать бесплатную рекламу, приводить клиентов и т.д.
Но почему-то работодатель не хочет понимать, что лояльность не безгранична и сотрудник должен видеть, что его усилия и он сам ценнен работодателю, а без этого не будет лояльности.
Инициатива
Опять же по моему опыту, когда я прихожу в новую компанию я всегда хочу делиться накопленным опытом, но это как-то не совсем адекватно воспринимают либо коллеги, либо работодатель.
На одной работе предложила работодателю (у него было 2 аптеки) подключиться к справочной аптек и объяснила, что это повышает осведомленность населения об аптеке, люди начинают подтягиваться с других районов, меньше залеживается товар, а значит снижается количество просроченных позиций, а соответственно и расходов компании на списание и утилизацию препаратов. Он мне ответил, что делать этого не будет потому, что за подключение к справочной надо платить, но все остальное его устроило.
В Магните у меня был такой случай. Я придумала себе схему работы со сроковыми препаратами. Откладывала в коробку по несколько позиций на смену, ставила рядом с кассой и предлагала. Одна из начальниц это увидела, орала что я вред приношу своими действиями и вообще работать не умею, превышаю свои полномочия и т.д. и т.п., а через несколько дней в приказном порядке заставила всех оформить возле кассы уголок со сроковыми позициями и предоставить ей фотоотчет.
Часто у меня еще возникали конфликты из-за выкладки. В одной аптеке даже не знали, что такое горячие, теплые и холодные зоны, а когда я им об этом рассказывала, то коллеги воспринимали в штыки и язвительно говорили
раз такая умная, то почему ушла с прошлого места работы?
Самое интересное, что я заметила за свою трудовую деятельность - это то, что практически во всех объявлениях написано об инициативе, а по факту инициативы сотрудников давят на корню, т.к. боятся конкуренции и в принципе инициативные сотрудники никому не нужны, потому что инициативный сотрудник опасен для некоторых начальников, а они этого не любят.
Мотивация
Это вообще мой самый любимый пункт!
Меня всегда умиляет, что работодатель решает за сотрудника какая у него будет мотивация.
Магнит вторая компания, в которой принята такая система начисления зп. Причем когда я устраивалась такого не было.
Суть в том, что работодатель прописывает что влияет на зп, например, выручка, фокусы, тайник, интернет-заказы и т.д.
В сущности, я не против такой системы начисления зп, если бы работодатель выплачивал все правильно.
Например, тайника у меня в трудовом договоре нет и в правилах начисления зп о нем тоже нет ни слова, так почему этот показатель влияет на зп? Интернет-заказы в Магните частенько вставляют в мотивацию, но потом оказывается, что во время мотивации за них зп не начисляют, т.к. это коммерческая тайна, а потом вообще оказывается, что и не должны были начислять зп.
По показателям тоже любят пройтись. В Магните нет такого, что заработал 1000 и 1000 получишь. От этой 1000 сначала возьмут 60%, т.к. 40% - это оклад, а на остаток применять всякие коэффициенты и получишь непонятно что.
В апреле 25 г. Магнит ввел новую мотивацию по зп. Отчет по зп в уас говорит, что моя зп без учета оклада 34, а в расчетном листе на 5300 меньше. И это не единичный случай.
В сущности, такую мотивацию я понимаю. Она стимулирует сотрудника больше работать в своих же интересах, но почему-то работодатель не готов оплачивать старания.
Не стоит забывать, что работодатели могут мотивировать не только деньгами, но и чем-то нематериальным.
Про подарки от работодателя я уже рассказывала.
Работодатели могут еще устраивать разные конкурсы, предлагать какие-то дополнительные условия работы (думаю, что в объявлениях часто видели фразы типа - бесплатный чай и печенье, отсутствие дресс-кода, выезды на природу и т.д.).
При этом работодатель может вести какую-то деятельность и пытаться втягивать своих сотрудников, а потом пиариться на этом, а может вести какую-то деятельность так, что сотрудники вообще об этом могут ничего не знать.
Вот, например, Магнит постоянно делает рассылку на корпоративную почту о своих благих делах. Я, как человек, которому Магнит не оплатил больничные и удержал отпускные, как должна оценивать такие сообщения? На благотворительность у них есть деньги, на всякие конкурсы и мероприятия, а для человека, который работает в компании и приносит ему млн, у них нет денег.
В противовес могу привести своего томского работодателя. В компании я проработала 3 года. У генерального директора была жена и она тоже занималась бизнесом. Они вдвоем и по отдельности занимались благотворительностью. За годы работы вообще не припомню, чтобы хоть раз кто-то обратился с такой темой к сотрудникам.
Я считаю, что эти пункты взаимосвязаны и неотделимы друг от друга и, на мой взгляд, глупо требовать от сотрудника инициативы, к примеру, если у него нет лояльности и мотивации.
Отсутствие этих пунктов приводит к тому, что сотрудники начинают саботировать работу, вносить диссонанс в коллектив, подрывать авторитет руководителя и вообще разводить токсичную атмосферу в коллективе. Отсутствие лояльности к работодателю сказывается на работе с клиентами.
Еще умиляет, когда в интернете в разных статьях о лояльности, мотивации и инициативе сотрудников пишут, что нужно сразу избавляться от сотрудника, если он все это не демонстрирует. Если так действовать, то разве работодатель не боится текучки кадров и плохой репутации на рынке?
Как вы думаете нужно ли сохранять лояльность сотрудника, взращивать его мотивацию и стимулировать инициативу? Или можно просто как к рабу относиться и все будет ок?