Эксперт предупреждает: возможно, мы становимся свидетелями гибели природы

Недавно я наткнулся на наводящее на размышления выражение «Бог умер, Маркс умер, и я сам не очень хорошо себя чувствую». Интересно, не пора ли дополнить его словами «Природа умерла»?
Утратила ли природа, рассматриваемая отдельно от человечества, свою значимость? Не приводит ли исключительность человечества, как предполагает знаменитый биолог Эдвард Осборн Уилсон, к тому, что мы «презираем низшие формы жизни»?
В глобальном масштабе мы вступили в антропоцен, и люди стали доминирующей силой, вызывающей изменения во всех экосистемах. Из-за нашего огромного влияния на атмосферу, гидросферу и биосферу ни одна экосистема не защищена от нашего воздействия.
Будь то колониальное перераспределение видов, утрата среды обитания, различные факторы изменения климата, чрезмерная добыча полезных ископаемых или загрязнение пластиком, химическими веществами, а также химически активными азотом и фосфором, — ни одна экосистема не осталась неизменной. По мере того как некоторые из этих факторов изменения объединяются, экосистемы всё быстрее приближаются к критической точке коллапса.
Во время пандемии COVID-19 пандемии случаи обратного зооноза, когда люди становились резервуаром и источником инфекции для домашних и диких животных, показали, насколько тесно связаны судьбы человечества и всех живых существ, населяющих биосферу.
Кризисы антропоцена
В результате антропоцена — периода, когда деятельность человека оказывает огромное влияние на планету, — глобальное биоразнообразие находится в кризисе, а вымирание видов происходит в 1000 раз быстрее, чем до появления человека. Преодоление этого кризиса — одна из наших важнейших задач.
Проект «Половина Земли» утверждает, что только сохранив 50 % среды обитания на поверхности Земли, мы сможем сохранить 85 % видов. Но выделение земель для природных объектов, таких как парки и заповедники, часто означает лишение коренных народов их земель, вместо того чтобы уважать роль коренных народов в сохранении биосферы и ставить её в приоритет.
Хотя увеличение площади охраняемых территорий (до 17 % суши и 10 % океана соответственно к 2020 году) обнадеживает, эффективность их управления с точки зрения сохранения биоразнообразия еще предстоит определить.

Поддержка биоразнообразия
Однако мы признаём, что биоразнообразие можно поддерживать везде и во всём, что мы делаем. Городские ландшафты могут способствовать увеличению биоразнообразия, например, за счёт опылителей, а сельскохозяйственные ландшафты могут вносить свой вклад в зависимости от интенсивности ведения сельского хозяйства.
Школьников всё чаще не возят на экскурсии на природу, а обучают в условиях, где они развивают взаимовыгодные отношения с землёй и живым миром.
Как писал английский поэт Джерард Мэнли Хопкинс:
Каким был бы мир, если бы в нём не быловлаги и дикой природы? Пусть они останутся,о, пусть они останутся, дикая природа и влага;да здравствуют сорняки и дикая природа.
Отношения с природой
На секционном заседании, в котором я участвовал во время конференции Regeneration Canada, нас попросили описать наше «сообщество». Многие рассказали о своём городском или сельском сообществе. Я рассказал о своём академическом сообществе — моих студентах, коллегах…
Молодой могавк начал с того, что описал березовую рощу на своей земле как свою общину. Для остальных присутствующих слово «мужчина» было слишком обобщающим, когда речь шла об общине.
По мнению эссеистки и философа Сильвии Уинтер, изобретение и чрезмерное представление человека (категории, возникшей в результате развития европейской рациональной мысли) как нечто отличное от природы является основополагающей концепцией, которая способствовала развитию колониализма и расизма.
Некоторые учёные, осознав масштабы последствий изменения климата, заявили, что стена между историей человечества и историей природы разрушена.
Как предположил историк Дипеш Чакрабарти в своей знаменитой статье «Климат истории: четыре тезиса», этот коллапс хронологий означает, что ключевые мотивы современной истории человечества, такие как борьба за свободу, теперь неразрывно связаны с судьбой биосферы.
Таким образом, историки должны сочетать изучение современной истории с изучением нашей более долгой истории как одного из многих видов.
Экологи признают, что противопоставление себя миру природы бессмысленно и изучение природных процессов должно включать в себя процессы, изменённые человеком. Действительно, идея о том, что мы отличаемся от всех остальных живых существ, по мнению некоторых, является основной причиной нынешнего планетарного кризиса.
Учитывая такое глубокое понимание, не пора ли нам выйти за рамки «природы» как концепции, внешней по отношению к человечеству? Вместо этого мы могли бы способствовать более глубокому пониманию биоразнообразия и сообщества как общей долгой истории и будущей судьбы как человечества, так и нечеловеческих форм жизни.
Такие пересмотренные парадигмы ближе к представлениям коренных народов о сообществе, в котором управление земельными ресурсами осуществляется в партнёрстве с нашими родственниками во всех экосистемах.
Достигли ли мы предела природы в её традиционном понимании, отличном от нашего? Переосмысление наших отношений с природой — важный шаг на пути к более решительным действиям по преодолению экологических кризисов, вызванных деятельностью человека.Этот Разговор
Дерек Линч, профессор агрономии и агроэкологии, Университет Далхаузи
Эта статья опубликована на сайте The Conversation под лицензией Creative Commons.
Интересна ли была вам статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты