Россия официально завершила эпоху применения Европейской конвенции о правах человека
9 декабря 2025 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации утвердил знаковое постановление, которое окончательно прекратило применение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод на территории страны. Это решение аннулировало ранее действовавшее постановление Пленума от 27 июня 2013 года № 21, которое на протяжении более десяти лет служило основным руководством для судов при рассмотрении дел, связанных с Конвенцией и практикой Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ).
Данный шаг стал частью широкого пересмотра судебной практики, вызванного прекращением действия для России ряда международных договоров. В рамках этих изменений в тексты постановлений Пленума были внесены поправки, исключающие все упоминания положений Европейской конвенции и прецедентной практики ЕСПЧ. Под корректировку попали документы, регулирующие судопроизводство, защиту чести и достоинства, трудовые споры и другие сферы. Судам теперь предписано ориентироваться на другие международные договоры, участником которых остается Россия. Среди них — Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Всеобщая декларация прав человека и региональная Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.
Причиной отмены "прав человека" послужил выход 16 сентября 2022 года России из Совета Европы. Верховный Суд отметил, что дальнейшее упоминание Конвенции и практики ЕСПЧ создавало, якобы, правовую неопределенность, которую новое постановление призвано устранить. Это решение соответствует общему курсу на укрепление правового суверенитета, который активно реализуется в последние годы.
Юридическая общественность отреагировала на эти изменения неоднозначно. Некоторые эксперты считают, что изменения носят преимущественно технический характер, поскольку основные права и свободы, такие как право на справедливый суд или запрет пыток, гарантированы не только Конвенцией, но и другими международными документами и Конституцией России. Это может означать, что содержательные изменения в судебной практике будут минимальными. Другие аналитики указывают на риски, связанные с утратой богатой и детализированной практики ЕСПЧ, которая служила важным инструментом для толкования правовых принципов в конкретных ситуациях. Альтернативные международные механизмы, такие как Комитет ООН по правам человека, имеют менее развитую и менее знакомую российским судьям прецедентную базу.
Для практикующих юристов данное постановление означает необходимость изменения в подаче своих аргументов в суде. Теперь вместо ссылок на практику ЕСПЧ и положения Конвенции следует использовать соответствующие положения Пакта 1966 года и других международных договоров, действующих для России. Важно отметить, что заключения комитетов ООН носят рекомендательный характер, в отличие от обязательных решений ЕСПЧ. Это полностью возлагает ответственность за защиту прав граждан на национальную судебную систему.
Таким образом, постановление Пленума Верховного Суда от 9 декабря 2025 года означает окончательный идеологический поворот в отечественной правовой системе. Эпоха, когда европейские стандарты напрямую влияли на российское правоприменение, завершена. Будущее покажет, станет ли опора на универсальные международные нормы и национальные механизмы новым прочным фундаментом или приведет к размыванию четких правовых гарантий, которые десятилетиями формировались в Страсбурге.
А в национальной судебной системе "туши свет"((
К сожалению согласен, хорошего Вам дня)
не очень у нас с правами человека ...
Права не существуют абстрактно. Всегда за них надо бороться и их отстаивать. Власть сделала все, чтобы народ считал, что это не нужно делать, все бессмысленно и от нас ничего не зависит.
А на кой черт соблюдать правила «града на холме», продолжать кланяться ему и соглашаться с решениями ЕСПЧ, для которых Россия является врагом?
Ведь главное, чтобы наше правительство, если, конечно, его так можно назвать, соблюдало хотя бы нашу существующую конституцию, в которой статья 1 гласит:
Статья 1 Конституции РФ
Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Демократическое государство — власть принадлежит народу, который осуществляет её непосредственно или через органы государственной власти и местного самоуправления.