Защита прав потребителей. Часть 2. Претензия или иск?

Чтобы вам определиться с тактикой защиты прав потребителя, необходимо проанализировать ситуацию и определить следующие моменты:
1. Какие нарушения допустил продавец/изготовитель/исполнитель?
2. Может ли продавец/изготовитель/исполнитель их устранить в досудебном порядке в разумные сроки?
3. Наблюдалось ли ранее недобросовестное поведение продавца?
4. Достаточно личный момент - а долго ли вы готовы ждать?
Обязательный досудебный порядок Законoм РФ "О защите прав потребителей" не предусмотрен.
Но, я, конечно, рекомендовал бы почти во всех ситуациях использовать возможность досудебного урегулирования, несмотря на то, что скорейшее судебное урегулирование спора кажется более эффективным.
Да и есть ещё 1 важный момент - в случае обращения в суд с иском после неудовлетворения требований в добровольном порядке суд взыщет в вашу пользу штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Итак, если нарушение, допущенное продавцом/изготовителем/исполнителем
не столь значительно, позволяет устранить его в разумные сроки, и не наблюдается недобросовестное поведение продавца, возможно, стоит просто позвонить - как правило, добросовестный продавец заинтересован в своей репутации и удовлетворит ваши требования достаточно оперативно.
Но, если часть этих условий не соблюдается - готовьтесь к суду. Готовьте досудебную претензию, четко определите требования к продавцу, зафиксируйте нарушения, чтобы в дальнейшем в суде было проще (если до этого дойдет).
Ситуации, когда лучше сразу обращаться с иском - нарушение прав потребителя в сети Интернет.
Например, вы, недолго думая, купили план по похудению за 69 рублей в интернете, и, в целом, действительно его получили. НО, вдруг через 2 недели у вас со счета списалось 2000 рублей. Вы начинаете вспоминать, какие подписки у вас были в недавнем времени и ВОТ ОНО.
Вы блокируете списания, заходите на сайт, видите новую приписку к условиям подписки: "через 2 недели с момента подписки с Вас взимается плата в размере 2000 рублей".
В форме обратной связи пишете: "Я отказываюсь от подписки, прошу вернуть деньги (или чуть более развернуто)".
А со стороны сайта - никакой реакции на ваши действия.
Да и на сайте, кроме формы обратной связи - ни телефона, ни эл. почты, ни адреса, чтобы направить претензию в надлежащем виде, да и сам исполнитель услуги не известен.
Вот тут можно сразу обратиться в суд. Там уже судья разберется, направив запросы в компетентные органы, кто является надлежащим ответчиком, и где он находится.
В следующих статьях разберемся как правильно составить претензию, и как проверить продавца на добросовестность.
Другие статьи по теме:
1. Защита прав потребителей. Часть 1. С чего начать?
(картинка: Изображение от vectorjuice на Freepik)
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Здравствуйте! Я хотела выразить свою искреннюю признательность за вашу прекрасную статью. Она захватила мое внимание и я с удовольствием прочитала ее до конца. Ваша работа вызвала у меня глубокие впечатления и я хотела поделиться с вами моим восторгом. Вы талантливы в своем творчестве и я искренне желаю Вам больших успехов и великих достижений в будущем. Ваша статья была для меня настоящей находкой и я надеюсь на еще больше увлекательных произведений от Вас в будущем. Спасибо за Ваше творчество и удачи во всем!
Понравился формат.
"Там уже судья разберется, направив запросы в компетентные органы, кто является надлежащим ответчиком, и где он находится", глубоко заблуждаетесь, без Вашего ходатайства нет никаких движений суда, суд еще будет выяснять ваши досудебные обращения по данному поводу.
Да, конечно, потребуются и активные действия со стороны истца. Просто вне судебного процесса не всегда возможно получить своевременные ответы, а то и вовсе хоть какие-нибудь.
Спасибо за полезную статью!
У вас как всегда полезная информация! Спасибо!