Полезно потребителю: простые лайфхаки для максимальной компенсации

Большинство бытовых ситуаций можно отнести к спорам по защите прав потребителей. Об этом инструменте защиты права много говорят, поэтому в данной статье я обобщила самые популярные нормы ЗПП, и как ими пользоваться в повседневной жизни.
Начнем с типичных нарушений в магазинах, и что с этим делать. ⠀
Разница в цене
Самое популярное – разные ценники на полке и кассе. Обязательно отслеживайте эти моменты (цена может отличаться в 1,5-2 раза). Если оплатили по некорректной цене, требуйте компенсации переплаты наличкой (за такое нарушение магазину грозит штраф до 50 000 р.). Если не успели оплатить, требуйте продать по цене с ценника. В спорной ситуации зафиксируйте на фото и видео цену на полке, в дальнейшем можно обратиться в Роспотребнадзор. Жалоба будет признана обоснованной. ⠀
Поврежденный товар
Если Вы повредили товар с полки случайно, Вы не обязаны его оплачивать. Риск случайной гибели лежит на продавце, а такие издержки обычно заложены в цену. И пусть хоть охраной, хоть полицией пугают. Вы ничего не должны (исключение – хулиганский умысел и намеренное причинение ущерба).
Досмотр охраной
Кстати, об охране. Вас не имеют права досматривать, если запищали рамки, и даже если Вы на самом деле что-то украли. Охрана может предложить дождаться полицию, но стоит ли здесь проявлять принципиальность? Может быть, проще показать содержимое сумки или чек на товар и спокойно покинуть магазин? Решать Вам. ⠀
Возврат товара
Если Вы возвращаете возвращаемый товар в магазин в течение 14 дней, то правило вернуть деньги только на ту карту, с которой была оплата, незаконно. Обязаны и наличкой вернуть, если карту не можете назвать (допустим, оплачивал картой другой человек, который на момент возврата товара оказался в другом городе), главное – предъявить чек. Но магазины настаивают на возврате на карту из-за бухгалтерии, ибо так сдаётся отчетность. Магазин можно понять, но, тем не менее, о своём праве не забывайте. ⠀
Просроченный товар
Ну и просрочка. Куда без неё. Поэтому рекомендую сохранять чеки до конца употребления продуктов (вдруг ещё и отравление надо будет доказывать). Особенно полезно, если сохранение чеков войдёт в привычку. Конечно, должны на Ваш выбор заменить товар или вернуть деньги. А если отравитесь, то возместить моральный вред и стоимость лечения.
Популярные направления применения ЗПП
Теперь подробнее о других популярных направлениях применения ЗПП. ⠀
🔻Напомню, что относится к этой категории дел: ⠀
- все споры за качество (в том числе просрочку поставки) товара и услуги, если Вы обращались как физлицо (и любые магазины);
- споры со страховыми и застройщиками;
- споры с банками (не все, но большинство);
- всё, что делается под заказ в дом (кухни, окна, двери, кондиционеры, различная мебель и пр.);
- споры с управляющими компаниями (кроме ТСЖ) и др. ⠀
🔻 Плюсы рассмотрения этой категории дел в судебном порядке в том, что: ⠀
- при подаче в суд не надо платить пошлину.
- можно подать по месту жительства истца.
- тройной размер стоимости товара в результате судебного рассмотрения (из-за штрафа и неустойки)!
Алгоритм действий по досудебной подготовке дела
1. Претензия ответчику (не обязательна, но нужна, если хотите тройной размер). ⠀
2. В некоторых случаях есть смысл написать жалобу в Роспотребнадзор. Но далеко не всегда, так как обычно орган даёт «отписки» и отправляет в суд, а если и оштрафует, то деньги уйдут в бюджет. Но иногда для суда важно зафиксировать нарушение в Роспотребнадзоре. ⠀
3. В прокуратуру обычно не вижу смысла обращаться, если только нарушение не связано с угрозой жизни и здоровью. И то это не поможет вернуть деньги, а получить банальный ответ с отсылкой в суд не очень интересно, т.к. такой ответ тоже не решит вопрос. ⠀
4. В спорах за качество есть смысл получить заключение специалиста (экспертизу лучше проводить в суде). Иногда можно обойтись бесплатным коммерческим предложением какой-либо фирмы по устранению недостатков. Этого будет достаточно для расчета цены иска и подачи иска. ⠀
Составление претензии
Подробнее разберём важный досудебный аспект – составление претензии. ⠀
Не забывайте, что получить по решению суда тройной размер (основное требование + штраф 50% и неустойка) можно только в случае подтверждения направления претензии. ⠀
В претензии должны быть:
- дата покупки, оплаченные товар/услуга;
- собственно изложение недостатков;
- сведения об устных обращениях ранее (можно конкретизировать, с кем общались);
- Ваше требование (замена, компенсация расходов на самостоятельное исправление, возврат денег за товар/услугу);
- срок для удовлетворения требований;
- обязательно реквизиты Вашего счета (можно потребовать и наличные, но если намерены идти в суд, то совет из опыта: укажите, лишним не будет);
- контакты (адрес для почты, эл. почта, телефон). ⠀
Как вручать:
- Лично под отметку сотрудника ответчика (печать, подпись, дата) на Ваш экземпляр претензии.
- Почтой заказным письмом (можно без уведомления), главное – возможность отслеживания статуса письма по трек-коду. Т.к. некоторым судьям важно показать факт не только направления, но и получения претензии ответчиком. ⠀
P. S.
Направление скана претензии по эл. почте не засчитывается, если обмен документами в сканах не предусмотрен договором (но я рекомендую всегда дублировать «живой» почтой для отсутствия возможности каких-либо дебатов на этой почве). ⠀
Ваш опыт обращения в суд по закону "О защите прав потребителей"?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Буквально вчера опять столкнулась с ситуацией разной цены на ценнике и кассе товара. Разницу возвращать отказываются, еще и с криками! А по магазину развешаны бумажки с "В связи с нехваткой персонала цены на ценнике могут не соответствовать. Уточняйте на кассе!" Вот и получается круговая хотьба по магазину. Писала и в жалобную книгу месяц назад и на сайт компании, а толку никакого! Тоже самое и с просрочкой. Не раз видела товар, срок которого истек, а он красуется на полке магазине.
О каком магазине идет речь? Мне очень нравится "Лента" тем, что есть online-касса. Сам пробиваешь стоимость, сам всё смотришь, не соотвествует-возврат сразу. В "Ашане"возврат-геморрой полный: надо указывать причину возврата и если оплата была с карты, наличку не возвращают, что крайне неудобно (магазин получил деньги сейчас, я тоже хочу возврат сейчас), но,увы, все хитрят.
"Пятерка" и "магнит"-это аферисты. Неоднократно писала жалобы и звонила на "горлинию",всё это фигня и понты. Не хожу к к ним, хотя оба магаза возле дома.
Речь о "Покупочке". Ашана у нас в городе нет, а до Ленты далеко. Так и опять же, возврат денег за товар они предлагают, а продать по ценнику категорически отказываются. Вот и получается, либо переплата, либо опять топать по магазину в поисках подобного товара, но нет гарантии, что цена на кассе совпадет с ценником.
Как раз в статье пишу о возврате "карта-наличка". На практике да, это проблема.
Добрый вечер! Пчелам на мед жаловаться бесполезно. Пара заявлений в Роспотребнадзор с приложением фото ценника и чека быстро приведут владельцев в чувства. Нарушение закона бесспорно есть. А если и фото с просрочкой приложите, так проверка на следующий день придет.
Только тут еще проблема. Я работаю с 8 до 19, выходной воскресенье. И как попасть в роспотребнадзор?
Отправьте почтой или обратитесь в РПН онлайн, на сайте есть форма.
Обращалась онлайн. Писала претензию на магазин и прикладывала кучу фото (ценник, фото товара, чек, фото жалобы в жалобной книге) - ответ получила, что этих данных не достаточно для проверки. Но в магазин будет направлено предупреждение.
И в магазине ничего не изменилось! Буквально вчера кассир с криками заявляла, что она к ценникам отношения не имеет, стоит она за кассой, товар она продаст только по цене, которая пробита в чеке и остальное ее не волнует!
Можно написать жалобу в прокуратору, в местное управление торговли и в управление по защите прав потребителей.
Я обращалась в Роспотребнадзор по таким же вопросам. Было и фото приложено. Бесполезно! Одни отписки!
Было с душевой системой, сломалась через неделю, пошел в магазин, послали, затем в отдел защиты прав потребителей, пишите два заявления, одно в суд, другое руководителю магазина, две недели и новая кабина у меня.
А еще отдел защиты с магазина бабосики поимел. Всем хорошо, одному магазину не очень.
А если организация намеренно не получает письма с претензиями, что делать? По закону если ответчик не уведомлен-значит спроса с него не будет.
В организации есть канцелярия, которая занимается регистрацией корреспонденции.
Добрый вечер! Вроде бы тоже об этом пишу. Пусть не получает. Это их проблемы. Важен факт - направление по юр.адресу. Получение - не Ваша головная боль. Условие для взыскания штрафа выполнено. А чтобы просто взыскать основную сумму (без доп. штрафа), можно и вовсе без претензии.
А если суд отвечает, что не может взыскать с компании штраф, т.к представитель не является на процесс, а рассчетные счета пустые, и уставный капиталл всего 11000 руб. куда дальше?
Не понятно, можно ли ЗПП использовать в бесконечных (по крайней мере в моём случае...) спорах с ЕИРЦ. В статье написано, что да, можно. Но как? Сейчас, когда приходишь в ЕИРЦ и тыкаешь носом в ту фигню, что они написали и прислали в ЕПД, у них один ответ - пишите заявление о перерасчете. А они уж рассмотрят это заявление, и сами решат, делать или нет этот перерасчет. Рассматривают они месяц, а не десять дней, как по ЗПП! А потом - через месяц! - чаще всего приходит отписка о том, что они только "платежный агент", и для решения вопроса мне необходимо обращаться в УК или к поставщику услуг.
Так вот вопрос. А если не писать бумагу с названием "Заявление о...", а сразу писать "Претензию...", и, сославшись на ЗПП, требовать ответа в 10-ти-дневный срок, это сработает? Был ли у кого-нибудь подобного рода опыт?
Не надо писать никаких заяалений со словами "прошу...".Сразу претензия, которую получатель должен рассмотреть в течение 10 дней и дать ответ. Если ответ Вас не удовлетворил, прямиком в суд. В суде ответчики становятся более сговорчивыми и законопослушными. Только не забудьте в претензии указать поход в суд в случае отказа, это бодрит получателя, т.к.если суд примет Вашу сторону, то на задержку выплаты Вам компенсации существует реальный штраы и пеня за каждый день просрочки.
Про суд писала, но проблема в том, что суд отказывает в иске, потому что ответчик не является на процесс. Возможно, там всё проплачено, поэтому всё так просто сходит с рук.
Поверьте, за коммунальные иски "проплачивать" невыгодно)) проще и гораздо "дешевле" без суда отдать гораздо мЕньшие деньги, чем оплачивать взятки. Если бы пошли в суд сто человек к одной компании, ещё был бы смысл договариваться. И то. Не деньгами, а админ. Ресурсом. Не привязывайтесь к стереотипам "куплен суд". Возможно, что было не то основание или не тот ответчик. Нужно вникать в дело, читать иск и решение.
Ольга Павловна всё правильно пишет. В досудебном порядке редко получается решить вопрос со всем, что связано с коммуналкой. Конечно претензия, как условие для взыскания штрафа, далее иск. Прийти к мировому всегда успеете. Но диалог действительно эффективнее.
Спасибо автору за публикацию, нужная и полезная информация для потребителя, который должен знать свои права.