Татьяна Дмитриевна
Татьяна Дмитриевна Подписчиков: 27589
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 182М

История российской проституции: «Тревоги за половую жизнь страны нет». Часть 1

56 дочитываний
41 комментарий
Эта публикация уже заработала 16,80 рублей за дочитывания
Зарабатывать

История проституции в России, по сравнению с другими странами, получилась невероятной: образно выражаясь, шансонетки Нижегородской ярмарки подверглись коммунистическому перевоспитанию. Думали было о домах-коммунах, где женское тело могут делить все желающие, но мысль не прижилась.

Зато потом, чтобы добыть валюту для советской власти, Торгсин открыл для иностранцев публичные дома. Собрать факты о нелегкой теме нам помогли архивы.

На фото шансонетка Байкова. Нижегородская ярмарка. Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области

Публичные дома узаконил Николай I

По мнению многих историков, «публичные девки» стали заметным явлением на Руси начиная со времен Ивана Грозного. Такие доступные для интимных развлечений женщины, с одной стороны, очень скрашивали жизнь изрядной части мужского населения, но с другой – оказывались ниспровергательницами строгих христианских устоев, существовавших в стране. Именно поэтому «бесстыдницы» и их клиенты формально все-таки считались нарушителями законов. Для них предусмотрены были и соответствующие наказания.

Например, согласно Соборному уложению 1649 г., тех, кто уличен в блудной любви, надлежит «водить нагими публично и бить кнутом». Вот такой принудительный стриптиз всем в назидание!

В эпоху Петра I, когда Россия активно стремилась перенимать у «продвинутых» европейцев их жизненный уклад, технические и прочие достижения, одним из таких «достижений» оказались публичные женщины. Это были первые у нас «классические» проститутки.

Сам государь-реформатор, по свидетельствам современников, порой не брезговал пользоваться платными секс-услугами. Однако на официальном уровне при нем такое «голое ремесло» продолжало оставаться под запретом. Петр Алексеевич даже подписывал указы о запрещении публичных домов. Непотребных девиц в случае поимки с поличным ожидало наказание розгами и отправка на воспитательно-трудовые работы в какой-нибудь монастырь. Впрочем, заметных успехов в борьбе с продажной любовью добиться не удалось.

Борьба с сексом за деньги продолжалась и при нескольких следующих российских правителях. Известно, например, что дочь Петра Елизавета, ставшая императрицей, подписала распоряжение о высылке из страны всех содержательниц борделей... Увы, эта и другие попытки искоренить зло не дали заметного эффекта. Проституция в стране оказалась непобедима.


С такой мыслью, судя по всему, свыкся едва ли не самый строгий из российских царей – Николай I. И хотя ему, глубоко верующему человеку, было наверняка очень непросто принять подобное решение, однако именно в период правления «Николая Палкина» проституция была официально признана в империи.

Начиная с 1830-х в крупных городах один за другим стали появляться высочайше узаконенные бордели. Одновременно власть проявила заботу о здоровье легализованных проституток и их клиентов и надзоре за поведением «жриц любви»: повсеместно организовали соответствующий врачебно-полицейский надзор.

«Правила для держательниц борделей»

Весной 1844 года были утверждены первые в истории российской «Правила для держательниц борделей». Среди прочих пунктов там было упомянуто о том, что разрешение на открытие дома терпимости может получить лишь зарекомендовавшая себя с самой благонадежной стороны женщина не моложе 30 и не старше 60 лет.

Заниматься проституцией законом дозволено было лишь в официально зарегистрированном публичном доме и при условии прохождения женщиной регулярного медицинского контроля. Каждая такая барышня легкого поведения находилась на учете в полиции, обязательно получала там специальное удостоверение – «желтый билет».

Содержательницы борделей могли принимать в штат девушек не моложе 16 лет. Работниц сексуального труда недопустимо было изнурять «неумеренным употреблением». Оговаривалось также строгое согласование графика работы домов терпимости и церковного календаря: «веселые» заведения должны были быть закрыты для посетителей в первой половине воскресных и праздничных дней – до окончания обедни, а также в течение всей Страстной недели перед Пасхой.

Существование легальных домов терпимости породило в обществе весьма своеобразную даже по нынешним вольным временам практику. Многие молоденькие представители состоятельных семей получали первый в своей жизни сексуальный опыт именно в постели проститутки. По данным ряда исследований, подобные «уроки» брал едва ли не каждый второй юноша из дворянских и купеческих семей.

Причем в порядке вещей были случаи, когда в публичный дом к «учительнице» отпрыска приводил его старший брат, и порой он действовал, выполняя тем самым волю родителей! Подобное «эпохальное событие» произошло, судя по всему, и в жизни всемирно известного классика литературы Льва Толстого.

Во всяком случае по воспоминаниям друзей семьи, Лев Николаевич как-то в разговоре упомянул о таком эпизоде: «...Когда меня братья в первый раз привели в публичный дом, и я совершил этот акт, я потом стоял у кровати этой женщины и плакал!»

Сколько же было легальных проституток в дореволюционной России?

Оценочный ответ на этот вопрос дают данные статистического учета за 1897 г. В нем указано, что всего в России зарегистрирована официально 14 991 публичная женщина.


Интересно взглянуть на стоимость любовных услуг того времени. Многое здесь зависело от категории борделя. В самых дешевых нужно было выложить, согласно прейскуранту, по 30–50 копеек за «одноразовое удовольствие», а целая ночь в объятиях проститутки стоила рубль.

Ну а в «пятизвездочных» домах терпимости ставки были выше в несколько раз: от 3 рублей «за раз» и червонец за всю ночь. (Для сравнения: квалифицированный рабочий на заводе получал в среднем 25–30 рублей в месяц.)

Проявления развращенности

Теперь поговорим отдельно о Белокаменной.

Согласно сведениям, приведенным в «Сборнике очерков по гор. Москве» (1897 г.), в 1889 г. городская Дума решила принять в свое ведение медицинский надзор за проституцией. Было устроено Центральное санитарное бюро при Мясницкой больнице, открыты амбулатории для осмотра проституток и приглашены специально для этого 9 врачей.

Интересные данные о развитии местного секс-бизнеса содержатся в докладе членов московской городской Думы:

«К 1 марта 1889 года в Москве состояло домов терпимости 111. Из них в течение истекших 10 месяцев закрылось 13, в тот же период времени открылось 6. К 1 января 1890 г. домов терпимости осталось 106...

В означенных домах, по спискам Врачебно-полицейского комитета, к 1 марта 1889 г. числилось проституток 942, при снятии же с них фотографий налицо оказалось 902 женщины. В течение 10 месяцев вновь поступило в дома терпимости 376 женщин. В то же время выбыло:

а) исключено г. обер-полицеймейстером из списков 39 женщин;

б) умерло 6 женщин;

в) перешло в одиночную проституцию 57 женщин;

г) скрылось неизвестно куда 265 женщин.

К 1 января 1890 г. в домах терпимости состоит публичных женщин 907...
Квартирных проституток числится 271. Кроме того, в тот же период времени было доставлено полицией женщин, подозреваемых в тайной проституции, 825...»

На фото шансонетка Шепелева. Нижегородская ярмарка. Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области

Судя по сохранившимся документам, даже законно оформленные в полиции публичные женщины зачастую доставляли массу хлопот властям города, нарушая общественный порядок.

Об этом можно судить, например, прочитав распоряжение, которое подписал московский полицеймейстер в 1892 г.:


«О принятии мер к устранению уличных проявлений развращенности.

На бульварах и в центральных местностях, как то на Кузнецком мосту, Театральной площади, в Неглинном проезде, Александровском саду и на улицах, где имеются бани, постоянно, как днем, так и в особенности в вечернее время, появляются женщины, промышляющие развратом, которые, бывая нередко в пьяном состоянии, ведут себя крайне неприлично и тем обращают на себя общее внимание.

Предписываю полиции иметь наблюдение за тем, чтобы проститутки, публично выказывающие свой промысел, не были допускаемы к хождению по бульварам и улицам, и принять вообще меры к устранению уличных проявлений развращенности, оскорбляющих общественную нравственность...»

Секс по заявкам в коммуне

Казалось, после революции 1917 г., с приходом власти большевиков проституция в России должна очень быстро исчезнуть, как «пережиток проклятого царского прошлого».

Обращаясь к проблеме продажной любви, тогдашние руководители-коммунисты, с одной стороны, разглагольствовали о том, что в новом государстве рабочих и крестьян, где уничтожена эксплуатация человека человеком, женщине уже нет никакой необходимости торговать своим телом. А с другой стороны, предлагали использовать самые жесткие карательные меры для искоренения этой «социальной заразы».

В. И Ленин уже через несколько месяцев после Октябрьской революции, летом 1918 г. предлагал в своем письме к председателю Нижегородского губернского совета Г. Ф. Федорову «навести тотчас массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат».

Весьма суровые меры к этим антисоциальным элементам применяли в период военного коммунизма.

«На прошлой неделе было взято до тридцати человек проституток и прочих подозрительных лиц в концентрационный лагерь», – сообщала газета «Труд» в конце зимы 1921 г.

Между тем на волне радикальных социальных перемен в государстве «победившего пролетариата» наметился принципиально иной подход к сексуальным проблемам. Во многом перемены в сфере половых отношений возникли благодаря новой большевистской морали, которая отвергала прежнее положение женщин, как «зависимой, угнетаемой части населения». Согласно принятым теперь взглядам на жизнь в обществе, женщина в первую очередь «друг и товарищ по борьбе за светлое будущее трудового народа».

Однако столь бесполый подход к вопросу сосуществования «его» и «ее» многих представителей сильной половины человечества не удовлетворял. Вот что написала одна из «товарищей по борьбе», работница-комсомолка Гаврикова в «Комсомольской правде» в ноябре 1925 г.:

«Ребята не умеют быть нашими товарищами. Им нужна женщина. Если бы комсомолец подошел ко мне и спросил: "Гаврикова, как ты смотришь на половую проблему?", я бы ему ответила, как серьезному товарищу. Но он норовить вместо этого цапнуть. И тогда я ему говорю: "Отвяжись, или в рожу плюну!"»

Некоторые ревнители новых «прогрессивных» устоев жизни в первом в мире социалистическом государстве явно перегибали палку, моделируя схему половых отношений в городах «светлого коммунистического будущего». По их мнению, семья в ее прежнем «старорежимном» виде должна постепенно вовсе исчезнуть. А взамен придет нечто принципиально иное.

Одной из популярных в середине 1920-х – начале 1930-х гг. идей было повсеместное создание домов-коммун. Находились энтузиасты-новаторы, которые даже проектировали такие супер-общежития, а попутно прорабатывали схемы обобществленной личной жизни для их будущих обитателей.

Среди выдвигавшихся «прожектов» можно, например, встретить и такой шедевр: в домах-коммунах будущего станут проживать люди, освобожденные от пережитка эксплуататорского общества – брака. В отсутствие постоянно проживающих друг с другом мужа и жены удовлетворение сексуальных потребностей членов коммуны будет осуществляться по предварительным заявкам.

Если тело захотело, пишешь на бланке соответствующее заявление, передаешь его сотруднику Управления домового коменданта. А тот из числа жаждущих любовных утех мужчин и женщин определяет – по своему усмотрению! – пары для интима и составляет расписание: кто, с кем и когда. Ребятишки, появляющиеся на свет от такой «коммунальной» любви, с самого рождения обобществляются и живут в отдельных секторах дома: сначала в ясельном, потом в дошкольном... подростковом... И никаких тебе мам и пап!

К счастью, о реальном воплощении в жизнь столь радикальных предложений никаких сведений нет. Скорее всего, этот и другие подобные проекты заглохли «на корню».

Так что в новом обществе все-таки возобладали прежние каноны плотской любви, и проблема внебрачных развлечений благополучно перекочевала из царской империи в Республику Советов. Вместе с сотнями и тысячами проституток.

На фото шансонетка Масленникова. Нижегородская ярмарка. Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области

Продолжение следует.

Источник Подробнее ➤

41 комментарий
Понравилась публикация?
107 / -5
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 41
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Вопрос армянскому радио:

- Что такое шансонетка?

Ответ:

- Шансонетка - это женщина, у которой шагсов нет.

+30 / 0
картой
Ответить

Улыбнуло)

+12 / 0
Ответить

♦ -- Когда легализуют проституцию, какой орган будет следить за качеством предоставляемых услуг?

-- Члены комиссии?

-- Рос-непотреб-надзор. Хотя твой ответ мне тоже нравится!

+9 / 0
Ответить
Веб-дизайнер Галина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1386
28.01.2020, 10:24
Москва

Бесплатные, тайные посетители будут проверять качество.

+5 / 0
Ответить
Угольный кочегар Игорь Валтэрович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 203.1к
28.01.2020, 12:41
Выборг

Контрольная закупка.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Спасибо. Особенно за фото. Насколько шансонетки выглядят эстетично и не пошло, простите в одном нижнем белье. По сравнению с нынешними женщинами (не все) будучи в верхней одежде, полная безвкусица. Сравнить эти фото и включить зомбоящик, от неожиданности и заикой остаться можно. Спасибо за статью, с описанием разных политических деяний, без "белых и красных". Уточню от себя, что 18 год требовал удержания власти любыми средствами, в отношении различных слоёв и где-то даже каждого.

+4 / 0
Ответить

Максим, спасибо за точную формулировку, во именно эстетично и не пошло!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Спрашивают у армянского радио: "Кто такая непорядочная женщина?"

Из армянского радио отвечают, что лучше спросить об этом французов, они, говорят, опытнее в этих делах.

Армянское радио: "Скажите, пожалуйста, кто такая порядочная женщина?".

Французское радио: "Это женщина, у которой один муж и один любовник".

- Но ведь это гулящая женщина!

- Нет, гулящая женщина - это женщина, у которой нет мужа и много любовников.

- Но ведь это падшая женщина!

- Нет, падшая женщина - это женщина, у которой нет ни мужа, ни любовника.

- Но ведь это одинокая женщина!

- Нет, одинокая женщина - это женщина, у которой только один муж.

- Да, теперь понятно, кто такая непорядочная женщина!

+28 / 0
картой
Ответить

Немного иначе.

Армянскому радио задают вопрос:

- Что такое порядочная женщина?

- Порядочная женщина - это та женщина, у которой есть муж и любовник.

- Но это же распущенная женщина!

- Распущенная женщина - та женщина, у которой много любовников.

- Но это это ведь падшая женщина.

- Падшая женщина - та женщина, у которой никого нет.

- Но это ведь одинокая женщина.

- Одинокая женщина - та женщина, у которой один муж.

Анекдоту более 60 лет...

+16 / 0
Ответить

В том-то и дело, изначально был мой вариант, потому что у армян женщины изначально боятся гулять на стороне, как муж узнает, так сразу зарежет!

+3 / 0
Ответить

Вполне вероятно. Второй вариант из записной книжки деда, 1957 г.

+12 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Вот это познавательно, С нетерпением ждем продолжения "шансонета". Особенно интересно будет узнать про проституцию в наши дни и прогнозы на будущее этого "клубничного" ремесла!

+14 / 0
картой
Ответить

Продолжение обязательно будет. И с картинками).

+12 / 0
Ответить

Завтра начинаются выходные. Было бы очень кстати

+6 / 0
Ответить

Шалунишка Вы, Эдуард!

+6 / 0
Ответить

Да, с детства я такой

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Интересная подборка. Могу добавить, что официальная статистика царского времени могла быть немножко (или достаточно серьёзно) искажена по сути. Лично моя бабушка, которая в силу не арийского происхождения не могла быть зарегистрирована в Москве, для возможности учится на медика была вынуждена оформить жёлтый билет и за соответствующие немалые взятки (порядка 5-10 рублей в регламентный срок) полицмейстеру и санитарному контролю подтверждала его. Конечно, занимаясь не работой по удостоверению, а учёбой, которую вынуждена была закончить (чтобы получить именно высшее медицинское образование) в Швейцарии...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

+9 / 0
картой
Ответить

Иногда так хочется пожить на стыке 19-20 веков)

+2 / 0
Ответить

А если бы денег не было? Облизывались бы?

+6 / 0
Ответить

Были бы, мои предки - зажиточные

+3 / 0
Ответить

Шалунишка...

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Для современной страны - более актуально обсуждение политической проституции и неразрывно связанной с ней политической жизни безопасности страны. Но думается, что проституция политическая усиливает и умножает все прочие ее виды...

+8 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (41)

Сможет ли участник СВО оформить нотариальную доверенность дистанционно? Разъяснения нотариуса

Каждодневно юрист изучает множество нормативных актов, а также других полезных публикаций и пояснений. Некоторые из них потом очень востребованы в обычной практике юриста, как для консультаций,...

Так всё же MAX или МАКС?

Вчера прочитал в новостях, что Госдума приняла закон о создании домовых чатов в мессенджере MAX, а сегодня уже пошли "круги по воде". Оказалось, что все УК так быстро создали чаты своих домов,...

Чудо-ягода брусника.

Брусника — известная северная ягода, которую с древности ценят за её вкусовые ...

А был ли "мальчик"? Не отвлекли ли нас решением ВС по делу Долиной от другого решения ВС, которым отняли у "всех" и "гораздо более важное"?

Итак, вчера обрушила на себя гору хейта своим личным мнением по решения ВС РФ по делу Долиной. А сегодня предлагаю подумать своим читателям над еще более важной темой. Но такая ли уж это СИЛА,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы