Как общаться с судебным приставом-исполнителем. Ходатайства в исполнительном производстве
Краткое содержание :
Шерше ля...
В условиях современной действительности рано или поздно каждому из нас по той или иной причине приходится сталкиваться с судебными приставами-исполнителями. Традиционным способом общения с должностными лицами службы судебных приставов является общение в ходе личного приёма граждан.
Так сложилось, что, получив сведения о возбужденном в отношении нас исполнительном производстве или, наоборот, долго не получая сведений об исполнении взысканий в нашу пользу, мы спешим на прием к судебному приставу-исполнителю, чтобы «на месте» выяснить все интересующие нас подробности и просить принять необходимые, по нашему мнению, меры.
Зачастую случается так, что попасть на прием к конкретному судебному приставу сразу не получается. Произойти это может, например, из-за огромной очереди желающих попасть на прием к приставу или из-за отсутствия пристава на рабочем месте в день приема (отпуск, больничный, участие в судебном заседании и т.п.). Но даже попав на прием, мы не всегда слышим четкий и внятный ответ на наши вопросы и требования, поскольку не всегда конкретный пристав может быстро найти необходимые сведения об интересующем нас исполнительном производстве и совершить действия, которых мы от него добиваемся.
В итоге, нам приходится слышать заверения от пристава, что в ближайшее время он (она) все сделает, и когда мы придем в следующий раз на прием, мы обязательно услышим или получим желаемый результат. Но случается так, что ни в следующий прием, ни через прием необходимых сведений или действий от пристава добиться так и не получается.
Что написано пером
Перефразируя известное выражение Аль Капоне, скажу, что добрым словом, написанным на бумаге, можно достичь больше, чем просто добрым словом. За годы практики общения с судебными приставами-исполнителями я заметил, что есть один действенный инструмент, позволяющий значительно ускорить судебного пристава-исполнителя в рассмотрении наших вопросов и требований. Этот инструмент – письменное ходатайство.
Право сторон исполнительного производства заявлять ходатайства предусмотрено ст. 50 федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Ходатайство по своей сути есть не что иное, как просьба совершить то или иное действие, будь то простая выдача копии документа или совершение конкретного исполнительного действия/применение (или отмена) меры принудительного взыскания. Праву стороны заявить ходатайство корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя это ходатайство рассмотреть и дать на него ответ.
Статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве достаточно подробно регламентированы общий порядок и срок рассмотрения ходатайств в исполнительном производстве. Так, в соответствии с частью 3 указанной статьи закона, ходатайство, поданное в канцелярию (приемную, отдел делопроизводства и т.п.) отдела судебных приставов, в трехдневный срок должно быть передано судебному приставу-исполнителю, которому оно адресовано. После этого судебный пристав-исполнитель, получивший ходатайство, обязан, в соответствии с частью 6 статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве, не позднее 10 дней с момента получения ходатайства вынести постановление о его удовлетворении или об отказе в его удовлетворении, указать, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению). Таким образом, ответом на заявленное приставу ходатайство должно стать мотивированное постановление.
Да, срок в 13 дней с момента подачи ходатайства (в канцелярию ОСП) до вынесения постановления – не малый, а если учесть, что под «днями» закон об исполнительном производстве понимает рабочие дни, так и вовсе целая вечность. Но, имея на руках свой экземпляр ходатайства с отметкой ОСП о его принятии, мы гарантированно можем рассчитывать на то, что оно не будет оставлено без внимания.
А если судебный пристав вдруг все-таки нарушит срок его рассмотрения и допустит бездействие в части рассмотрения ходатайства, мы сможем обратиться с жалобой на него и в качестве весомого аргумента приложить копию все того же письменного ходатайства с отметкой о его принятии. Как показывает практика, это в сотню раз эффективнее, чем ссылаться на то, что «я приходил (-а) на прием и просил (-а)…» По своему опыту могу сказать, мало что так бодрит и мотивирует судебного пристава-исполнителя к добросовестному исполнению своих обязанностей, как принятое судом к производству заявление о признании его бездействия незаконным.
Подводя итог вышеизложенному, я всем рекомендую все значимые просьбы и вопросы, адресованные судебному приставу-исполнителю, излагать письменно и подавать через канцелярию (приемную, отдел делопроизводства и т.п.) отдела судебных приставов. Это позволит вам избавиться от необходимости стоять в очереди, ожидая приема, и ловить судебного пристава на его рабочем месте, а также позволит контролировать срок рассмотрения ваших пожеланий и просьб.
Вместе с тем, это совсем не означает, что личный прием граждан судебным приставом-исполнителем следует совсем забыть, т.к. бывают ситуации, когда без него не обойтись. Однако и в этом случае если разрешить вопрос на месте не получается и я слышу обещание сделать это «в следующий прием», я стараюсь закрепить факт своего посещения, подав соответствующее ходатайство.
В общем, про способы эффективного использования такого «инструмента», как ходатайство в исполнительном производстве, можно еще много писать, но в этой заметке мне хотелось напомнить о самом существовании этого института и рекомендовать чаще его использовать во взаимоотношениях с судебными приставами-исполнителями в ходе исполнительного производства.