Коммунальные платежи из бюджета: что говорит приказ Минфина № 259 н
Краткое содержание :
В последнее время в Интернете было много обоснований тому, что нам ошибочно выставляют счета за коммунальные услуги.
И поскольку от моей респектабельной аудитории часто поступают вопросы на эту тему, я не могла не остановиться на этом отдельно.
Предлагаю разобраться в двух «передовых» на сегодняшний день (судя по шкале популярности) теориях «нелегальной коммуналки».
1. «Все коммунальные услуги уже оплачены государством»
Приказ Минфина России от 11 декабря 2018 г. № 259 н за подписью А. Г. Силуанова невольно стал поводом для информационной атаки на коммунальные платежи.
Приложение 4 содержит список целевых расходов. Среди прочего, в нем говорится, что «платежами за приобретение коммунальных услуг являются платежи за отопление, воду, газ и электричество» (код 0200 010).
Учитывая, что в приказе указывается источник финансирования этих платежей (средства федерального бюджета), появилась теория: государство якобы уже финансировало все счета за коммунальные услуги в течение следующих 3 лет, до 2021 года.
Следует отметить, что в этом приказе наряду с коммунальными услугами также предусмотрена «выплата заработной платы».
Но по какой-то причине нет теории, что нам давным-давно заплатили этим приказом, и теперь мы должны работать бесплатно до 2021 года. Хотя, по сути, логика та же самая.
Но с юридической точки зрения теория абсолютно не согласуется с тем, чем действительно управляет приказ № 259 н.
Он был издан в соответствии со статьей 5 Закона о федеральном бюджете № 459-ФЗ. В нем говорится, что бюджетные средства, выделенные на реализацию национальных проектов, подлежат казначейской поддержке и контролю.
Подрядчики обязаны предоставить казначейству подробную информацию о том, как был потрачен бюджет.
И вышеупомянутый список показывает приемлемые направления затрат, которые необходимы для выполнения контракта. Как следует из части 1 приказа, он не регулирует вопрос оплаты коммунальных услуг физическими лицами (то есть нами, гражданами).
2. «Код валюты»
В 2019 году суды приняли решение по этому вопросу. Граждане требовали признать счета за коммунальные услуги незаконными, т. к. в счете указывался код валюты «810».
Принимая во внимание, что с 2004 года классификация валют указывает российский рубль с кодом «643».
Между тем все суды были проиграны, так как Правила бухгалтерского учета для кредитных организаций по сей день предусматривают, что в рублевых операциях используется код «рубль» 810 (постановление Банка России № 579-П от 27 февраля 2017 г.).
И в то же время никто не отменял статью 153 ЖК РФ о полной и своевременной оплате коммунальных услуг для собственников и арендаторов жилья.
Согласно прецедентному праву, вера в такую ложную теорию не приводит ни к чему хорошему. С граждан взимается не только задолженность по арендной плате, но и штраф, а также все судебные издержки.
Как следствие – арест банковской карты, запрет на выезд за границу, лишение права на субсидию, продажа имущества с аукциона и т. д.
Закон также предусматривает выселение «коммунальных должников» из муниципального жилья, если они не платят арендную плату более 6 месяцев.
И если должник является владельцем квартиры, он в первую очередь рискует быть отключенным от коммунальных услуг (газ, электричество и горячая вода).
Например, гражданка долго судилась по поводу «оплаты коммунальных услуг государством» и в результате не только накопила задолженность за электроэнергию на 73 000 рублей, но осталась без света и ее мать, инвалид 1-й группы, которая жила с ней (Пермь, Дело № 2-2246/2019).
Так что, к сожалению, реальность такова, что никто, кроме нас, не будет оплачивать наши счета за коммунальные услуги. А о том, когда можно юридически не платить за коммунальные услуги, я расскажу в одном из следующих вопросов.