Как вернуть деньги, списанные с банковской карты без согласия клиента?

Если с банковской карты гражданина были списаны деньги по операции, на которую он не давал своего согласия, то скорее всего речь идет о мошенничестве. Чтобы вернуть деньги, владельцу счета необходимо действовать быстро, соблюдая установленную законом процедуру. Только в этом случае можно рассчитывать на возврат денег. Правовая инструкция 9111.ru расскажет, как это сделать.
Обращение в банк
При обнаружении пропажи средств со счета первое, что надо сделать, – это обратиться в банк по телефону горячей линии и попросить заблокировать счет. Это позволит обезопасить оставшиеся на счете деньги. Второй шаг – это письменное обращение в банк за распечаткой движения денежных средств по счету и требованием вернуть деньги, списанные без согласия клиента. Сделать это надо не позднее следующего дня, когда клиенту стало известно об операции, совершенной без его согласия. Такие сроки установлены в Федеральном законе N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (ч. 12 ст. 9).
В заявлении необходимо подробно описать ситуацию, сделав акцент на том, что при пользовании картой не были нарушены правила безопасности – карта не терялась, не передавалась в пользование третьим лица, включая ближайших родственников, ее реквизиты (PIN-код и SVV2-код) были известны только владельцу и т. д. К заявлению необходимо приложить выписку по счету, в которой отражены все операции. Второй экземпляр заявления с отметкой банка надо оставить себе, в дальнейшем он пригодится. Если у клиента нет возможности лично прийти в банк и написать заявление, то это можно сделать дистанционно, послав заявление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, а копию послать по электронной почте (сделать это надо также не позднее следующего дня, когда клиенту стало известно о несанкционированном списании).
По обращению клиента банк должен инициировать собственное служебное расследование. В соответствии с п.8 ст.9 Закона №161, банк обязан рассмотреть заявление клиента и предоставить ему письменный ответ о результатах рассмотрения в срок 30-60 дней.
Что делать, если банкомат «украл» деньги? >>
Обязанности и риски банка и клиента
В соответствии с положениями Федерального закона N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» на банк возложена обязанность:
по информированию клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления ему соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (ч.4 ст.9);
по обеспечению возможности направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента (ч.5 ст.9).
На клиента возложена обязанность:
- в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции (ч.11 ст.9);
- предоставлять достоверную информацию для обратной связи, в случае ее изменения своевременно предоставлять обновленную информацию (ч.13 ст.5).
Таким образом, банк несет рис убытков от мошеннических действий, если он должным образом не проинформирует клиента о списании средств со счета, которое произошло без согласия клиента (ч.13 ч.9), а также после получения от клиента в установленные законом сроки уведомления о несанкционированном списании (ч.12 ст.9).
Клиент в свою очередь несет риск убытков, если он не проинформирует банк о несанкционированном списании в установленные законом сроки, если изменит контактные данные, по которым происходит информирование, и не сообщит об этом банку, а также в случае нарушение правил пользования банковской картой, например, если передаст ее третьим лицам или потеряет.
Обращение в полицию
Практика показывает, что банк старается найти способ не возвращать несанкционированно списанные средства клиенту, возложив ответственность за их пропажу на него. Поэтому не лишним будет обратиться в полицию с заявлением по факту мошенничества и требованием провести проверку в порядке ст. 144 УПК РФ. В заявлении необходимо подробно изложить обстоятельства пропажи денег, указав на то, что правила пользования банковской картой не были нарушены. К заявлению стоит приложить копию заявления в банк. По результатам проверки сотрудники полиции вынесут постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Обращение в суд
Если досудебная процедура возврата украденных денег, как это часто бывает, не дала результата, то необходимо обращаться с иском в суд. В заявлении, помимо положений статей ФЗ «О национальной платежной системе» и ст. 854 ГК РФ, определяющей законные основания для списания денежных средств со счета, необходимо ссылаться на п.1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» – это позволит избежать уплаты госпошлины.
К исковому заявлению необходимо приложить следующий перечень документов:
- договор банковского счета, который предусматривает, каким образом банк должен информировать клиента о совершенных операциях по его счету. Если договор не предусматривает информирование, он тем самым нарушает ч.4, ч.5 ст.9 ФЗ «О национальной платежной системе»;
- выписку движения средств по счету, заверенную сотрудником банка;
- претензию (обращение, заявление) к банку, заверенную сотрудником банка;
- постановление полиции о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
- переписку с банком (повторные обращения, результаты служебного расследования и другие документы, имеющие отношение к делу).
Обращение в суд является наиболее верным способом вернуть свои деньги. Чтобы увеличить свои шансы в суде, доверьте это дело квалифицированным специалистам.
Материал подготовил юрист по банковской деятельности Артемий Старченко (юридический центр «Твое право») специально для 9111.ru.
У меня в марте сняли 25 тыс,до сих пор никто ничего не вернул,в банке отказ, в полиции сказали, что ещё никому не удалось вернуть,следователь пожимает плечами, типа есть дела поважнее,ходила к юристу говорят,что на банк смысла нет подавать иск, завтра иду в прокуратуру.
Наталья, напишите мне в личку как у Вас произошло снятие, может подобный случай как у меня, может что смогу посоветовать из личного опыта: olgalakt-68@mail.ru
Да, с банком трудно бороться за свои кровные денежки, но возможно, если все делать юридически правильно, настойчиво и оперативно, т.к. главное срок обращения.
Каким образом у Вас произошло списание?
Какой ответ от банка?
Наталья, пишите на стену, здесь большая аудитория, возможно кто-то еще захочет поделится опытом.
Хотела перевести денежки на карту сыну.Как обычно зашла в сбербанк онлайн,вышло окно:введите телефон,который подключён к моб.банку,ввела,выскочило окно:если вы не совершали операцию, введите пароль.Сразу же раздался звонок с номера 8005055505,представились службой безопастн.сбербанка,сказали,что у них сбой в системе,введите пароль который сейчас придёт на телеф,приходит смс с паролем как обычно с номера 900,но там идёт списание суммы 25тыс,я ничего не ввожу,опять звонят и говорят,что ничего не снимется,как обычно войдёте на свою страничку и там будет всё нормально,ввела пароль.Это всё продолжалось в течении 9 мин,за это время звонил 6 раз.При последнем звонке,отрывок разговора записала на телефон,уже подозревая,что здесь что-то не так.На свою страничку я так и не зашла,набираю этот номер,очень похожий на сбербанковский,он отключен,стало всё понятно.Сразу же нашла правильный номер сбербанка,позвонила рассказала всю ситуацию,они заблокировали мою карту,на следующий день пошла в полицию и в сбербанк- написала претензию.Результатов никаких,сегодня унесла в прокуратуру жалобу на приостановления дела.Есть ли смысл подавать в суд?
Вредоносная программа сработала, но инициировали её Вы. Есть слабая надежда, что жуликов всё-таки отловят по номерам телефонов и другим признакам.
Есть ведь номер карточки куда ушли деньги,почему следователи не могут сделать самого элементарного, запрос в банк,и узнать на кого карта зарегистрирована.И почему когда обратилась на горячую линию была заблокирована только моя карта? Было установлено сразу же ,что с моей карты были совершены мошеннические действия,они не могли заблокировать обе карты до выяснения?
Это ещё большой вопрос, ведь Вы подтвердили перевод одноразовым паролем, который пришёл на Ваш телефон.
Я подтвердила не перевод денег,а окно,в котором было нужно подтверждение на операцию,которую не совершали.И о мошеннических действиях мне сразу же сказал оператор,так что никакого большого вопроса не возникло ни с какой стороны.
Натальч, доброе время суток. У меня в ноябре 2015 года были сняты деньги с кредитной карты. Я обратился в банк, полицию, а через месяц в суд. Процесс я выиграл. Исполнительный лист находиться у приставов. Боритесь и все получиться. Закон на Вашей стороне. Удачи
Скажите как Вы действовали???
Я уже 2 года веду тяжбу с отделом МВД по вопросу возврата снятых денег. Он игнорирует постановление районной прокуратуры и вводит меня в заблуждения. Обращения в вышестоящие органы не приводят к положительным результатам. Есть слабая надежда писать в мэрию и госдуму.
Вот поэтому я и перевожу деньги через оператора - пусть и не так быстро, зато надежно. и не храню деньги на карте. и после незаконно наложенного ареста добилась выдачи зарплаты через кассу - по закону не имеют права обязывать получать через карту.
не надо в мерию и.т.д. а сразу не тратя времени- в СУД
практически такая же история у меня, банк под моим нажимом только принял заявление и дал выписку, где указано списание. но кому неизвестно. Заявление в полицию приняли. но в деле отказали по вине банка. который не дал никаких подтверждений списания денег. Бесспредел сбербанка поражает. Прошел год. Никаких изменений. деньги так и ушли в некуда, а это были 4 пенсии, которые копились на диван.(единственный источник дохода) Теперь пенсию по карте бегом снимаю день в день
сбер и по сейчас косячит и нет на них управы
Надо бежать из Сбербанка, от них денег врят ли вообще обратно можно получить, а переходить на обслуживание в другие банки или оформлять в банках социальные карты или карты без "Мобильно го банка", именно с этим сервисом связаны обычно мошеннические действия....Так думаю.
у меня снимали почти всю пенсию,вернули очень быстро и новую карту с чипом выдали,сбербанк хакнули дистанционно,до суда не дошло
смысла нет,в полиции говорят,что зэки развлекаются,вы все правильно сделали
Что касается Сбербанка то да действительно банк не вернет деньги Они то хорошо умеют считать свои деньги и обманывать народ Понаделали всяких онлайн банков и личных кабинетов а о их защите не позаботились. А зачем, это же не их забота
Зато миллиардной прибылью хвастаются как надувают народ
Да я тоже так думаю что надо бежать из Сбера т.к. у меня тоже снимает банк с социальной карты пенсию 50%
Поделитесь как вы это сделали. Вам репост
Все андроиды и айфоны сделаны чтоб вас контролировать и обворовывать. У меня для получения сообщейни от банка простой как валенок телефон. Умеет только принимать звонки, смс и звонить. Вирусам не поддается.
У меня и телефон с Android, и с iOS - никаких вирусов не было и нет.
Лично у меня подозрение, что государство покрывает и даже поощряет такое жульничество банков. Во всяком случае следователь на это намекнул. Говорил о некоей порочной системе, которая не позволяет ему добросовестно исполнять свои обязанности.
В ноябре у меня списали средства, было совершено две операции. Сразу после обнаружения я позвонила в Сбер, карточку заблокировала. По идее, можно даже через горячую линию сделать заявление и мошенничестве, но колл-центр у Сбера не отличается умом и сообразительностью. На следующий день я поехала в отделение, где регистрировала карту, написала заявление, там сказали, что срок рассмотрения заявки минимум три месяца. С рассмотрением тянули, но в итоге через 5 месяцев мне позвонили с уточнением, знаю ли я человека, на которого оформлялись покупки, естественно, я сказала, что не знаю, через две недели одну часть списанных денег вернули. После моего тысячного звонка менеджеру Сбера вернули и вторую часть. Спустя 6 месяцев я все-таки получила все свои деньги. Откуда был слив данных непонятно, скорее всего (так предположили даже в Сбере) проблема была на стороне банка.
колл-центр Сбера находиться в Омске
не надо с ними любезничать, а обращаться в суд
У меня такая же ситуация.Через мобильный банк ушло 12000 рублей.В СБЕРБАНКЕ служба безопасности вообще ни какая.Ребята!!!!! Я лично пришёл к выводу , что это сам сбербанк и есть мошенник ворующий у людей деньги.Если я доверил деньги банку, то почему ?Я же и должен искать куда ушли средства.Вообщем после этого случая .Я под каждой рекламой сбербанка, оставляю свой коментарий.Где предупреждаю людей о том что сбербанк это ЖУЛИКИ.И буду это делать до тех пор пока мне не вернут мои деньги.Предлагаю тоже самое делать всем тем кто попался на эту уловку.Во всех соц сетях есть реклама сбербанка. Так и пишем. ВОРЮГИ ВЕРНИТЕ ДЕНЬГИ!!!!!!!!!! В нашей стране закон работает в одну сторону ,но увы не в нашу.Всем удачи.
Спасибо большое за поддержку!
В первую очередь отключайте любые смс оповещения и мобильный банк (не путайте с онлайн-сбербанк).