![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/29/60x60/f36d9f75431f33d898322d379a2b4618.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/05/60x60/715c76263c1ed08e3205238e3438b471.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/А.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202207/04/60x60/0356cffe0a5cf0b91ac3797964f413dc.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202206/16/60x60/bad50ab4d2b5155c7cce1a1d70eae58e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/15/60x60/a9690052bde0871f2a1685f7ab6e7779.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202207/04/60x60/0356cffe0a5cf0b91ac3797964f413dc.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/18/60x60/262eabfc90a609ab03597024513fc0d6.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/18/60x60/262eabfc90a609ab03597024513fc0d6.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202308/28/60x60/37b787b0a3dedcfb8da8ffb10938c7da.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202302/17/60x60/6789909e4eb3762f0629d33c1cac9b07.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202406/05/60x60/6e526c799806ad65d5ca215c30d550e3.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202407/25/60x60/9885d2fef3d94a96b07b23b886ec9b40.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202407/25/60x60/9885d2fef3d94a96b07b23b886ec9b40.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/11/60x60/c6a2fb6160bd092f5d618795b579e290.jpg)
В данной статье речь пойдёт об основных правах и обязанностей детей и их родителей (иных законных представителей) в образовательной организации. Тема эта актуальна, поскольку именно в образовательной организации в большей степени дети получают необходимые знания и навыки для будущей самостоятельной жизни, а также потому, что немалую часть времени дети проводят именно там и без присмотра своих родителей (законных представителей).
Акцент в статье будет сделан на такую образовательную организацию, как школа. Мы не будем затрагивать деятельность дошкольных организаций, поскольку права и обязанности детей и родителей там в целом схожи с теми, что существуют в школах, за некоторыми исключениями. Например, отсутствие у детей обязанностей как таковых в силу их слишком юного возраста, нравственного, психического и физического развития. Получение этого уровня образования детьми не ставится в обязанность родителей, это образование предоставляют как правило за плату и т.д.
Среди основных нормативных актов, закрепляющих права и обязанности в сфере образовательного процесса, регулирующих права и обязанности детей и их родителей, следует отметить три:
Помимо этих трёх нормативных актов существует множество других, особое место среди которых занимают внутренние локальные акты образовательной организации, которые регламентируют различные вопросы образовательного процесса, поэтому всем родителям советую их знать. Ознакомиться с ними можно на информационных стендах в школе, на официальном сайте образовательной организации в интернете.
Итак, согласно статье 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Однако в этой же статье закреплена и обязанность родителей, о которой мало кто знает. Основное общее образование обязательно, родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
То есть обеспечить получение основного общего образования (9 классов) своим детям является обязанностью родителей. За невыполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности родителей могут привлечь к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ.
Статьи 28 и 29 Конвенции о правах ребенка гласят:
Основные права и обязанности детей и родителей, согласно ФЗ «Об образовании в РФ», закреплены в статьях 33-45 (Глава 4 ФЗ). Помимо вышеперечисленных нормативных актов, немаловажную роль играют федеральные государственные образовательные стандарты, которые регламентируют, в первую очередь, качество образования, требования, которые предъявляются к тому или иному уровню образования, образовательному процессу.
Их существует несколько – это федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (дошкольного, начального, основного и среднего), среднего профессионального, высшего профессионального и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Теперь перейдем к основным правам и обязанностям. Любой образовательный процесс начинается с поступления (зачисления) ребенка в образовательную организацию. Тут все просто, но есть одно «но». Отказать в зачислении в школу могут только на одном основании – отсутствие в ней мест.
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015, наполняемость классов не должна превышать 25 человек (исключение – классы компенсирующего обучения).
Однако, с учётом гарантированности права на получение образования согласно Конституции РФ (статья 43), даже при отсутствии мест отказать в зачислении не имеют права, если отсутствуют другие образовательные организации в данной местности.
Кроме того, следует помнить, что отсутствие регистрации в жилом помещении на закрепленной территории не является основанием для отказа в зачислении ребенка в школу.
Другими словами, пойти учиться в школу можно где угодно на территории РФ и вне зависимости от места регистрации.
Итак, ребёнок зачислен в образовательную организацию. При зачислении детей в школу их родителей обязаны ознакомить под подпись с уставом образовательного учреждения, а также иными локальными актами организации, регламентирующими образовательный процесс. В частности, к таковым относятся:
Здесь родителям для простоты следует сделать упор на Правила внутреннего распорядка обучающихся, поскольку именно этот локальный акт подробно и всесторонне регламентирует права и обязанности обучающихся в каждой конкретной образовательной организации. Разрабатывается и утверждается этот акт на основании вышеперечисленных нормативных актов каждой школой самостоятельно.
К основным правам относятся:
К основным обязанностям следует отнести:
Помимо всего прочего такие акты могут регламентировать правила поощрения и применения дисциплинарных взысканий в отношении обучающихся. К поощрениям можно отнести вынесение благодарности, награждение грамотой, ценным подарком и т.д. В виде дисциплинарного взыскания могут быть применены замечание, выговор или отчисление из школы.
Что касается прав и обязанностей родителей, то в основном они перечислены в статье 44 ФЗ «Об образовании в РФ», содержание которой я переписывать не буду, а остановлюсь на других вопросах.
Любой родитель может участвовать в образовательном процессе и влиять на него через такие органы, как Совет школы и Совет родителей.
Отличие между ними заключается в том, что Совет школы может непосредственно – путем принятия решений – влиять на образовательный процесс, тогда как Совет родителей не относится к органам управления образовательной организации, однако он наделён правом вносить предложения по изменению и улучшению образовательного процесса. Помимо этого Совет родителей участвует и/или организует всевозможные культурно-массовые, оздоровительные, спортивные мероприятия в школе.
В состав Совета родителей входит по одному родителю от каждого класса. Порядок формирования, работы и компетенция Совета школы определяется Положением о Совете школы.
Сегодня в РФ в каждой школе есть Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся, которое регламентирует стиль одежды обучающихся при посещении образовательной организации. Это локальный акт школы. Здесь уже каждому родителю следует или ознакомиться самому с таким положением или получить разъяснения у руководства школы, классного руководителя.
Понимаю, что могут возникнуть вопросы, касающиеся тех родителей, которые в силу малообеспеченности не могут поддерживать требуемый стиль одежды у своих детей. Тут могу только отметить, что никаких ограничений или взысканий в отношении обучающихся и их родителей применено быть не может, за исключением, пожалуй, замечания в дневнике или устной беседы с родителями.
Есть такой нормативный акт – СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в котором есть пункты 2.4. и 2.5. о проектировании и строительстве городских общеобразовательных организаций в целях их пешеходной доступности для обучающихся. Правда носят они рекомендательный характер.
В этих пунктах определены рекомендуемые максимальные расстояния пешеходной доступности образовательных организаций. А вот если школа расположена в другом населенном пункте, то организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. То есть или региональными властями или органами местного самоуправления (статья 40 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Этот вопрос каждая школа регулирует самостоятельно. Нарушений прав родителей, если им ограничивают доступ в школу, нет, поскольку на такие шаги образовательные организации идут только с одной целью – обеспечить безопасность пребывания обучающихся в школе.
Однако это не значит, что родители не имеют права посещать школу. В таких случаях разрабатывается или Положение о пропускном режиме в школе или Дорожная карта безопасности, где регулируются все вопросы пропускного режима.
В процессе получения образования детьми в школе бывают случаи, требующие непосредственного участия родителей с целью урегулирования, разрешения разногласий, спорных ситуаций между всеми участниками образовательного процесса – учащимся, родителем и школой. Безусловно, родители (законные представители) имеют полное право защищать интересы и права своих детей всеми законными способами, в том числе обращаться в контролирующие органы и в суд.
Чтобы не нагнетать обстановку, когда это еще возможно, с учётом интересов всех сторон образовательного процесса существует механизм, который называется Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательного процесса. Эта комиссия должна быть в каждой школе.
Как работает комиссия, в каких случаях она формируется, каким образом, какие права и обязанности есть у сторон спора – всё это прописывается в Положении о комиссии, т.е внутреннем локальном акте образовательной организации.
Отношения в сфере получения детьми образования – это практически всегда отношения гражданско-правового характера, а одним из главных принципов таких отношения является озможность достичь соглашения по любым спорным вопросам в рамках закона. Если достичь соглашения не получается, то всегда можно обратиться в контролирующие структуры:
В заключении предлагаем вашему вниманию два нормативных акта, которые следует знать любому родителю:
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
В школе учителя всегда правы, захотят в отличники возведут, захотят изгоем сделают
Точно ! Особенно детей инвалидов гробят что бы их со школы выкинуть Сами учителя и директор !
Вы правы отчасти. Если избалованный и обнаглевший инвалид прежде всего мешает вести уроки, то в этом причина. Никаких спокойных инвалидов или спортсменов никто и никогда не выдавливает из школы. Выдавливают "больных на голову", которые другим ученикам и учебному процессу доставляют головную боль.
Ищите другую школу. На личном опыте знаю, как отчисляли (по собственному желанию) моего сына из одной школы, где был конфликт с класснухой, даже поучился полугодие в вечерней школе, и как потом он прекрасно учился в школе с турникетами и контролем, вёл себя тихо и спокойно в другой школе. Когда ЕГЭ сдать захотелось лично ему и поступить в ВУЗ, то сын резко исправился... Да и класс не был особо шаловливым, как в самой первой школе. Только не говорите, что как-то влияет блат. Мне довелось работать учителем, но это никак не повлияло ни на поведение сына, ни на лояльность класснухи. Поэтому не люблю болтунов, которые про блат и про учительв=скую солидарность рассказывают. Я понимал, что сыну не нравится в этом классе и что класснуха его гнобила за плохое поведение. А он поступал так назло. Мне стоило многих усилий сохранять его в первой школе. Вскоре я сдался.
По себе судишь?
А разве бывший учитель, а также отец трёх детей плохо по себе умеет судить? Я ещё и в "правилах игры" РАЗБИРАЮСЬ НЕПЛОХО, ОДНАКО, несмотря на это, и у родителей - учителей бывает своенравные дети и бывают разногласия с класснухой по поводу поведения своего же ребёнка. Многие родители именно так реально и объективно не хотят признавать проблемность отношений и не пытаются искать способ выхода из конфликта... По кому мне ещё судить? По Васе с мыльного завода из города Мухосранска?
А в нашей школе при решении конфликтных ситуаций учитывается степень родства с директором или дружба родителей с классным руководителем. И неважно, кто пострадал в ходе конфликта. Ясность может внести только обращение в мин-во образования края.
Дискриминация процветает не только в школе... дальше больше..
Любовь, мне кажется вы не правы. У многих детей есть врождённые способности, а также подготовка родителями перед школой или всего этого нет. Если будующий школьник учится на 5,то будет учится на достойную оценку в любом образовательном учреждение, будь это средняя школа или высшее... А нам родителям надо научить направить своих детей проявлять себя, чтобы учитель увидел стремление наших детей к знаниям...
Как вспомню школу, в которой учился до 8-го (по-новому - до 9-го класса) так и понимаю, что советская школа была тюрьмой.
Это где вам так не повезло?
Зато учились и лечились бесплатно и образование качественное высшее БЕСПЛАТНОЕ получили,а сейчас дебил на дебиле и дебилом погоняют.
Школа стала более агрессивной. Никаких нравственных ориентиров... Сейчас часто болеющих детей должны подтягивать репетиторы.
Для часто болеющих детей есть часы консультаций у каждого учителя. В советское время даже понятия не было о том, что можно прийти после болезни и выяснить у учителя непонятные места в пройденном за пропущенное время материале - в первый день после болезни нужно было предъявить сделанные домашние задания.
Сейчас тоже всё бесплатно.. Набирай высокие баллы по ЕГЭ - и вперёд...Хоть в МГИМО! Раньше простой смертный туда бы на порог не попал! Причём, сиди себе дистанционно и выбирай 5 ВУЗОВ по 3 специальности в каждый и подавай копии электронно хоть из Москвы, хоть из Норильска. А под окончание отбора срочно подвози оригиналы в выбранный ВУЗ и жди результата. Где проходной балл ниже и больше бюджетных мест - туда и подавай, чтобы была гарантия. До начала ОТБОРА можно переподать оригиналы в другой, более гарантированный ВУЗ. Я вспоминаю свои СЕМЬ экзаменов в школе и 3-4 вступительных. В ВУЗ.. Так что при СССР было гораздо труднее ребёнку!
Рассуждать ради болтовни и опровергать истину могут люди без верхнего образования, либо родители детей со слабенькой подготовкой. Ещё есть категория родителей, которые боятся или не хотят отправлять детей в Москву или Питер... А ждут в "деревенском" ВУЗЕ поступления ребёнка, когда там бюджетных мест мало, а конкурс высокий из тех, кто в своей "деревне" хочет поступить и дома жить, а не в общаге в Москве.
Всё это хорошо. Но хоть один ребёнок????, а не его родители, был наказан за наплевательское отношение к обучению или хамское отношение к преподавателям? Или "ОНИ ЖЕ ДЕТИ!!!"?
Ну почему же, моего внука наказали, когда выдали документ об окончании школы. По тем предметам, по которым у него были заслуженные пятерки 5, в аттестат поставили 4. Мы не стали выяснять на каком основании. Но учителям он никогда не хамил. Да, он был лентяем, но никогда , когда его просили в чем то помочь, он не отказывался.Просто был всегда стрелочником, который виноват во всем, так уж не приглянулся учителям (правда не всем).
а почему вы не стали выяснять?Зря-очень зря.В далёком 1988 году я закончила школу и ещё до выпуского бала нам предложили подписать наши аттестаты(то есть расписать за их получение)-я единственная отказалась подписать без просмотра заполненного аттестата и была права!Очень многим вместо 5 было выставлено 4 балла по предмету!Все потом бегали и умоляли исправить и переделать аттестат, а мне сразу-до бала переделали!Вот так то вот.
Интересно, администрация школы что, для себя эти баллы копила? У них был строгий лимит раздачи баллов?)
Почему нарушкние школьного устава никак не наказуемо? Ученица пришла с синими волосами или в джинсах, или вся в серьгах, которые не в ушах, а на носу, бровях, губах. Нарушение устава так же карактся выговорами, замечания. При неоднократном нарушении исключение из школы
Познавательно, спасибо, просьба так же добавьте статью про сбор денег на не понятные нужды...
дак все знают, что такие сборы незаконны, а жаловаться в контролирующие органы никто не идет. Вот сами и порождаем такие сборы
Не знаю как все, но за 3 г. учебы сына и 2 г. дочери, не сдавала и дальше не собираюсь - не на клас - не на добровольное пожертвование школы.
ВЫ и ваши дети пользуетесь материальными благами,которые предоставляет вам школа, а восстанавливать за износ кто будет? Ну да, на это есть директор и учителя. Вот такие дармоеды и тянут из чужого кармана. Хвалишься ,что не платишь.
Весь фокус в том, что на все школьные блага деньги муниципалитет выделяет. Если директор не в состоянии их взять и правильно распорядиться, то родители не должны за это расплачиваться.А учителям не мешало бы поумерить свои фантазии на тему "Вы должны купить...Во имя будущего Вашего ребёнка нам надо...." Есть утверждённые программы. Вот и занимайтесь по ним. А то родители с высунутыми языками бегают за Рабочими тетрадями именного этого автора, а на деле они совсем не нужны.
Закон изучите сначала, а нашей школай прокуратура заинтересовалась...вот и результат порядочность директора...
школа-это муниципальное учреждение,вот и мэрия пусть отвечает,родители здесь ни при чем! если я захочу заплатить за обучение,то мои дети будут учиться в частной школе. и не надо оскорблять,я присоединяюсь к вышесказанному мнению(ольга).думаю,что на работу Вы не покупаете ни столы,ни стулья,ни еще что-нибудь...
Все блага школы приобретаются на налоги всех граждан, в том числе и родителей учащихся. Директор и учителя никакого отношения к ним не имеют. Именно поэтому образование и бесплатное. Я тоже не плачу в школе низачто и нипойми на что. Образование в РФ БЕСПЛАТНОЕ и этим всё сказано.
Подобные комменты пишут директора или учителя школ или те кто завидуют тем, кто не сдают!
Совершенно верно! Ниначто в школе не сдавали и не будем!
не смешите народ-пользуются благами!А депутатам гос.Думы вы ничего сказать не хотите?Они то ведь на полную катушку пользуются благами и привелегиями!Школы обязаны строить и ремонтировать за счёт средств бюджета.Или вам приятнее когда их разворовывают?А за нас-родителей работодатель платит налоги-которые как раз и идут в бюджет.Или вы и этого не знаете?
Какими благами?Нам например дали пустой 1-й класс.Даже без мебели ....ни одной полки. Освещение всё поломано. Сказали скажите спасибо ,что для вас открыли дополнит. класс. Мы постелили линолеум , сделали полки, полностью поменяли проводку и освещение, купили занавески. КАКИЕ БЛАГА? Потом сказали ...для вашего кабинета нет уборщицы....ищите. Нашли и пол года оплачивали ....Блага нашли....Это Крым!!!
Я вас умоляю! Привыкли клевать, так и продолжаете!