Звонки с микрофинансовых организаций и банков.
Добрый день.
Столкнулся со следующей проблемой:
Раз в 6-9 месяцев мне звонят на мой номер телефона, и уведомляют, что якобы этот номер оставили при подаче заявки на кредит. Называют одно и тоже имя (которое не мое). И такие звонки поступают мне со всех микрофинансовых организаций и банков, кроме тех, где я обслуживаюсь.
Началось всё в 2017 году. Номер мне принадлежит с 2015 года.
Моё подозрение состоит в том, что данная проблема является результатом хулиганских действий некого лица.
Вопрос состоит в следующем:
1. Есть ли в данных действиях состав преступления или правонарушения (склоняюсь к хулиганству)?
2. Есть ли возможность выяснить, было ли это умышленно, либо человек ошибся номером? И если первый вариант, на какой моральный ущерб я могу рассчитывать, если буду решать данный вопрос в
гражданско-правовом порядке?
Кому то насолили может, мало вероятно что в данном случае Вы можете рассчитывать на моральный ущерб а тем более подвести под хулиганство.
Проще поменять номер телефона.
Доброго дня! На мой взгляд, единственное решение проблемы это разослать в мфо и банки которые Вам названивают заявление о запрете использования Ваших персональных данных.
"Депутаты Государственной Думы и член Совета Федерации внесли в нижнюю палату парламента пакет законопроектов, регулирующих сферу микрофинансирования. Документы № 237560-7 «О внесении изменений в статьи 3.5, 4.11 и 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», № 237568-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и № 237666-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» направленны на снижение предельного размера обязательств заёмщика перед микрофинансовой организацией или кредитной организацией по договору потребительского займа, на увеличение размера административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, нелегально осуществляющих деятельность по предоставлению ответственности должностных лиц и административного приостановления деятельности юридических лиц в случае повторного совершения такого правонарушения. Изменения в КоАП, вносимые законопроектом № 237560-7, призваны урегулировать деятельности микрофинансовых организаций и защиту прав потребителей финансовых услуг, в том числе введения механизма противодействия деятельности нелегальных кредиторов, осуществляющих выдачу потребительских займов. Авторы считают необходимым учитывать риск ухода организаций с легального рынка потребкредитования, что может привести к росту числа нелегальных кредиторов и спросу на их услуги и, как следствие, значительному ухудшению ситуацию в области защиты прав потребителей микрофинансовых услуг. По их мнению, предусмотренная в КоАП административная ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов недостаточна. Поэтому предлагается реализовать принцип повышения уровня ответственности при неоднократности выявления незаконной деятельности по кредитованию потребителей. Так, при совершении административного нарушения впервые – максимальный размер штрафа для граждан составит 30 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб., для юридических лиц – 500 тыс. руб.; при повторном административном нарушении – максимальный размер штрафа для граждан составит 50 тыс. руб., для должностных лиц – 200 тыс. руб., для юридических лиц – 2 млн руб. Законопроект № 237568-7 вводит, по мнению законодателей, более совершенные механизмы защиты интересов граждан, связанные с предоставлением кредитов и возвратом долгов. Документ уточняет определение «профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов», исключая в качестве критериев её квалификации необходимость осуществления соответствующей деятельности за счет систематически привлекаемых денежных средств, а также неоднократность (не менее 4 раз в течение одного года) её осуществления. Вводится ограничение на размер начисляемых по договору потребительского займа процентов, сумм неустойки (штрафа, пеней) и иных мер – общая сумма обязательств заёмщика перед кредитором не должна превышать полуторный размер суммы предоставленного займа. Также ограничивается возможность уступки прав (требований) по договору потребкредита: по общему правилу уступка допускается только лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированному финансовому обществу или финансовому агенту. Кроме того, законопроект лишает судебной защиты требования кредитора по займу в случае, если он был предоставлен не профессиональным кредитором, а также ограничивает судебную защиту требований профессионального кредитора полуторным размером суммы предоставленного кредита. Третий законопроект № 237666-7 устанавливает уголовную ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов. Вводится отдельный состав преступления – «незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов». При этом для исключения привлечения к уголовной ответственности при малозначительности и незначительной общественной опасности совершенного правонарушения, а также в целях отграничения от административного правонарушения, предусмотренного КоАП, предлагается обусловить применение данного состава преступления причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечением дохода в крупном размере. Также в отношении этого состава предусматривается введение квалифицированного состава – совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также извлечение дохода в особо крупном размере. Дополняется состав преступления статьи 171 «Незаконное предпринимательство» случаями осуществления предпринимательской деятельности в отсутствие внесенных в государственный реестр (иной реестр) лиц, имеющих право на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности, сведений о лице, фактически осуществляющем этот вид предпринимательской деятельности, или в отсутствие специального статуса.
Практически в каждом исковом заявлении потребители, чьи права были нарушены, требуют от продавца (изготовителя, исполнителя) компенсации морального вреда. Что это такое? Кто имеет право требовать такую компенсацию? И самое главное, в каком размере?
Определение понятия «моральный вред» содержится в ст. 151 Гражданского кодекса РФ. Это физические или нравственные страдания, испытываемые гражданином при нарушении его личных неимущественных или иных нематериальных благ. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий и др. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10). При этом моральный вред, причинённый нарушением неимущественных прав, подлежит компенсации во всех случаях, а моральный вред, причинённый нарушением имущественных прав — только в случаях, специально предусмотренных законом.
Начнем разговор с того, что возможность требовать компенсацию морального вреда – это неотъемлемое право каждого гражданина, которым нас наделяет Конституция РФ. Необходимо обратить внимание на то, что компенсация морального вреда возможна именно в отношении гражданина, частного лица, конкретного человека, а не фирмы или компании в целом. Данная грань проводится на том простом основании, что фирма не может что-либо чувствовать, поскольку является лицом неодушевленным. За лейблом любой компании стоят люди, и только моральный вред, направленный против конкретной личности, может быть рассмотрен судом. Понятие «моральный вред» достаточно объемное и касается самых разных сфер жизни. Мы рассмотрим его именно в потребительском аспекте. Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается лицом, причинившем вред только при наличии вины. Вина продавца (изготовителя, исполнителя) может выражаться как в определенных действиях (например, некачественный пошив платья, переданного заказчику накануне торжественного события), так и в бездействии (т.е. неисполнении заказа вообще). В данном случае у потребителя возникает право требовать компенсации морального вреда. Все вышесказанное относится также к товарам и к иным нарушениям прав потребителей.
Теперь о самом главном – о сумме компенсации морального вреда. В законодательстве по этому поводу не предусмотрено никаких ограничений. Так что потребитель может указать любую сумму, какую пожелает. Однако это вовсе не означает, что он непременно ее получит, потому что реальный размер компенсации будет определяться судом. Размер иска о компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара или суммы неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.
Настало время поговорить о том, как доказать, что вам причинили моральный вред. Как уже отмечалось, решение о размере компенсации принимает суд, а ему необходимо изучить не только обстоятельства причинения вреда, но и степень физических и нравственных страданий. Поэтому потребителю нужно позаботиться о доказательствах. К ним относятся:
- Объяснения сторон и третьих лиц. Как правило, это личный рассказ потребителя о перенесенных страданиях, заключениях и прочих неприятностях, а также свидетельства людей, причастных к конфликту.
- Письменные доказательства. Вообще собирать письменные доказательства нужно всегда. И уж тем более, когда речь идет, например, о подскочившем давлении или неожиданно обострившейся из-за стресса хронической болезни. Даже справка о вызове скорой помощи может сыграть в деле важную роль. Если вы были вынуждены обратиться к врачу после перенесенного нервного потрясения, то обязательно подтвердите этот факт соответствующей справкой с подробным описанием вашего состояния на тот момент.
- Заключения экспертов. Этот вид доказательств в делах о компенсации морального вреда используется не так часто, как первые два, но все же не будет лишним. А вдруг заключение эксперта (например, врача-кардиолога или невропатолога) послужит той каплей, которая перевесит чашу весов в вашу сторону.
Для предъявления требований о компенсации морального вреда срок давности отсутствует. Иск о компенсации морального вреда подается туда же, куда и иски по потребительским делам – мировому судье или в суд общей юрисдикции. Так же, как и по потребительским делам, которые рассматриваются в рамках «потребительского» законодательства, госпошлину в данном случае платить не надо."
В соответствии со статьей 7 Федерального закона « О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ лица (далее-Закон), получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. В настоящее время все чаще номера телефонов передаются и используются без согласия абонента, так как в законодательстве четко не указано, что они являются персональными данными.
Казалось бы, набор цифр номера телефона никак не может персонифицировать субъекта персональных данных, он полностью обезличен. Но добавьте к этим цифрам ФИО и ситуация в корне изменится. Плюс, если этот номер закреплен за конкретным физическим лицом по договору с оператором связи, то говорить об обезличенности набора цифр вовсе не приходится.
И действительно, согласно ст. 3 Закона, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), то есть его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, в связи с чем можно сделать вывод, что номер мобильного телефона также является персональными данными.
Но ст. 3 Закона также вводит понятие обезличивания персональных данных, которое включает в себя действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных. Сам по себе номер телефона без указания сведений о его владельце, является информацией обезличенной, то есть набор цифр нельзя признать персональной информацией.
А вот если номер телефона использован с указанием на ФИО его владельца, то такая информация уже носит характер конфиденциальной, и может быть использована только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Ст. 44.1. Закона «О связи» 07.07.2003 N 126-ФЗ с изменениями, вступившими в силу 21.10.2014 г., также закрепляет, что если по номеру телефона можно как-либо идентифицировать абонента, то необходимо согласие абонента, например на рассылку рекламной информации.
Мы разобрали все случаи, которые встречались в работе нашего сервиса за последние 3 года, классифицировали их и разработали меры по предотвращению подобных ситуаций или хотя бы по снижению пагубных последствий.
Итак, в статье рассмотрим следующую природу возникновения чужих звонков:
Шлейф.
Обратный звонок.
Фрод.
Ошибки.
Коллекторы.
По данным федеральной налоговой службы, на 1 сентября 2017 года в РФ создано 4 468 900 малых предприятий. А ликвидировано 5 614 977! И речь вовсе не о том, что малый бизнес вымирает. Нет, не в этой статье.
Потом номера уйдут их последователям, а потом и их последователям. Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не создадим условия, при которых малые предприятия не будут умирать как мухи. Но и это не тема этой статьи.
Речь о том, что все мы пользуемся номерами, которые кто-то уже использовал до нас. Таким образом, мы вынуждены принимать звонки с того света, которые приходят в мертвые компании.
Закон о связи гласит, что оператор обязан выдерживать в «отстойнике» каждый номер 6 месяцев с момента отключения. Так откуда же звонки? Дело в том, что просушка номера в течение полугода никак не гарантирует отсутствие звонков.
Телефон может быть указан на визитках, в наружной рекламе, в рекламных проспектах, на футболках или в книгах, на худой конец. Поэтому пока все они не рассыпятся пухом, звонки будут поступать, и ничего с этим сделать не получится.
Есть ли шлейф звонков от предыдущего владельца?
После тирады о законе о связи и его кристальном выполнении, менеджеры некоторых операторов действительно могут посмотреть поступают ли звонки на номер. Но это большая удача, у абсолютного большинства операторов, с которыми мы сталкивались (а это больше сотни), такой возможности попросту нет. Поэтому задаем второй вопрос.
Назовёте сам номер? (до его покупки).
После этого вбиваем его в гугл и смотрим выдачу. Может оказаться, что он указан на нескольких десятков сайтов. Конечно, это не гарантирует того, что «чужие» звонки будут поступать, но сильно повышает шансы на это. Поэтому от номера лучше отказаться.
Можно ли будет заменить номер, если будут чужие звонки, и если да, то в течение какого срока?
Большинство операторов так не делают, так как продажа номера связана с огромной бумажной волокитой, но всё-таки спросите. И если номер окажется «грязным» – меняйте его на новый. Поэтому, кстати, не указывайте новый номер в офлайновых источниках (визитках, книгах, рекламных материалах).
Бывают ситуации...
Когда номер уже куплен и поменять его нельзя, а шлейф от предыдущего владельца мешает. Вот что можно сделать:
Прогуглить номер и найти очаги заражения. Часто это бывают справочники: Яндекс. Карты, 2 ГИС, Tiu и прочие. Потратив несколько часов на обзвоны и написание официальных писем, число таких звонков можно свести к минимуму.
Спрашивать при чужих звонках о том, где они взяли номер. Может оказаться, что он выложен кирпичом на фасаде здания и тогда от номера проще отказаться.
Записать хорошее голосовое приветствие, в котором будет очевидно, что вы никак не связаны с предыдущим владельцем. Но это породит другую проблему – большое количество пропущенных. Ну, это в том случае, если вы их фиксируете. Большинство понятия не имеют, на какое количество звонков они не ответили.
Второй по популярности способ возникновения паразитных звонков – сервисы обратного звонка.
Любой человек может:
Вбить ваш номер в форму обратной связи на чужом сайте и к вам поступит звонок от этой компании. Вот и разбирайтесь, кто/кому/что должен продавать и кто/кому/зачем звонил.
Вбить чужой номер в форму обратной связи на вашем сайте и к вам поступит звонок от этого неизвестного, который будет в полном шоке говорить: «Зачем вы мне звоните? Кто вы такие? Я вас не знаю!».
Ситуация, думаю, понятна. Но в отличие от шлейфа, тут может быть 2 варианта контекста:
Случайность – просто ошиблись при вбивании номера на сайте.
Злой умысел. Этим могут заниматься ваши недоброжелатели того, чей телефон вбивают в форму.
Как бороться.
Надо выбирать сервисы обратного звонка, которые позволяют настраивать «кому первым уходит вызов: вам или клиенту».
Надо указать, что вызов первым будем поступать вам. Да, в таком случае человек может не получить вызов за пресловутые 30, 26 или 18 секунд. Но на это нормальным людям всё равно, ведь нет никакого смысла брать трубку и слушать музыку. Клиент хочет получить консультацию, а не услышать свой рингтон. Поэтому, если ваша компания заботится о нервах своих клиентов, вы должны направлять в первую очередь в ваш отдел продаж и только после снятой трубки – в клиента.
Сервис обратного звонка должен предупреждать ваш отдел продаж, что это обратный звонок голосовым уведомлением. Это позволит менеджеру быть во всеоружии, чтобы выполнить следующий пункт.
Оператор должен начинать фразу с уточнения: «Обратный звонок заказывали?». Это снизит накал страстей и сразу позволит выявить «кривой звонок».
Хорошо было бы, если в сервисе была бы кнопка «спам», позволяющая на программном уровне заблокировать номер, который не желает, чтобы ему названивали – его просто нельзя будет вбить в форму обратной связи.
Отлично, если обратный звонок будет хранить базу данных хулиганов, собранную на основании нажатия на кнопку «спам» и блокировать их превентивно.
Кстати, возможен вариант, когда недоброжелатель вбивает номер вашего отдела продаж в формы обратного звонка на сотнях различных сайтов. И с этим, увы, ничего поделать нельзя. Придется обрабатывать.
Фрод – распределенная атака на ваш телефонный номер. По сути, тот же DDoS, но на телефон. На телефон начинает поступать большое количество фантомных вызовов, что приводит к отключению телефона на уровне оператора. Оператор это делает потому, что в реальной жизни за каждый входящий звонок он получает деньги от оператора, с номера которого он пришел (16 копеек).
В случае фрод-атаки, номера, с которых поступают звонки – фиктивные, и никаких денег не будет. Получается, что оператор напрягается зря, потому он и отключается.
Кстати, если из-за фрода ваш телефон отключили – это не так страшно. Хорошо, если речь идет о номере 8800, так как в этом случае за звонки заплатите вы. И тут многие операторы специально отключают антифрод-защиту на номера 8800, чтобы срубить с клиентов побольше денег.
Как бороться уточнить о наличии антифрода на уровне оператора.
Если атака началась, осознать, что это осознанное и щедро оплаченное нападение на ваш бизнес. Тут не до игрушек, все серьезно.
Иметь резервные номера телефонов от другого оператора, которые нигде особо не засвечены. Их надо быстро опубликовать и известить клиентов, чтобы не допустить остановку в обслуживании.
Кстати, иногда фродом занимается не автоматическая система, а конкуренты-хулиганы с мобильных номеров с незарегистрированными официально симками. В таком случае их количество невелико (пара десятков) и оператор вас блокировать точно не будет. Но отдел продаж будет нагружен прилично. Тут надо иметь возможность быстрой блокировки подобных входящих номеров.
Каждый из нас получает на свой мобильный несколько «левых» звонков каждый месяц. Разумеется, это не фрод, так как звонков мало, и, конечно, не шлейф, потому что спрашивают то Юлю, то навоз в мешках. Это обычная ошибка.
У меня уже лет 6 как есть номер 228-25-28, и на него регулярно звонят люди с 2-мя запросами:
«Алло! Мегадента?». У них на сайте телефон 388-25-28. Казалось бы, 2 цифры отличаются, но 2-3 человека в месяц приходят ко мне.
«Ландшафт сделаете?». Это какая-то древняя контора по ландшафтному дизайну, насколько мне удалось узнать, давно закрывшаяся, видимо, владели номером до меня, но с десяток сайтов до сих пор их помнит.
«Участки продаете?». А это отличился один из уральских игроков на рынке загородной недвижимости. Они этот телефон даже в наружке печатали. Где они его взяли – ума не приложу.
Как видите, тут и шлейф (ландшафт), и ошибка человека со стороны звонящего (Мегадента), и ошибка человека со стороны публикующего (загородные поселки).6 лет.
Последний и один из самых неприятных вариантов. Когда ни с того ни с сего вам начинают названивать люди и выбивать долги, к которым вы отношения не имеете. Причем происходить это может как с личным телефоном, так и с офисным.
В реальности тут тоже есть 2 сценария:
На стыке шлейфа и ошибки. Когда вы подключаете номер должника и в какой-то момент коллекторы, не зная о том, что номер не принадлежит старому владельцу, начинают вас бомбить. Тут проблема в том, что должники часто так и говорят: «Это не я, я недавно купил номер!».
Атака. Есть предложения таких услуг в интернете – «сольем ваш номер коллекторам». Сами коллекторы в таких ситуациях оказываются такими же жертвами, как и вы. Ваш номер у них стоит напротив конкретного долга и их работа заключается в том, чтобы выбить его из вас.
Как бороться.
Вот этот вопрос лежит в области юриспруденции, а не клиентского сервиса. Поэтому просто выясните, по чьему заказу работают коллекторы и напишите официальное письмо с требованием прекратить звонки и указанием того, что номер принадлежит вам на законных основаниях.
ИТОГ:
Как видите, источников чужих звонков на номер много. В данной ситуации хуже всех приходится нам: компаниям, которые тесно связаны с телефонными переговорами, при этом во главу угла ставят клиентский сервис и чистоту телефонных номеров.
Грязные номера не дают возможности точно оценивать эффективность рекламных каналов. Вот что мы делаем чтобы этого не допустить:
2 недели дается старому клиенту на то, чтобы вернуть номер себе. Вдруг отключил по ошибке.
После этого номер уходит в отстойник и находится там до тех пор, пока на него не перестанут поступать звонки. Это может быть неделя, а может и год.
Когда на номер поступает 1 или 0 звонков в неделю, система считает его чистым и переводит в активный пул для подключения.
Если клиент замечает шлейф чужих звонков в течение первых 2 недель использования – мы незамедлительно меняем номера на новые без выяснения причин.
Внимательный читатель спросит: зачем второй пункт, если есть первый. На то несколько причин:
Внимательный читатель уже понимает, что причин для левых звонков много. И даже если мы в них не виноваты – это не повод ломать клиенту статистику, ведь мы можем этого избежать, заменив номера на новые. Не наша вина – наша беда.
Случаются ситуации, когда клиенту необходимо больше номеров, чем у нас есть в «чистом пуле».Приходится заказывать их у операторов и подключать клиентам «с колес».В таких условиях нет возможности проверить чистоту номеров. А как вы уже знаете по описанным выше пунктам, операторы не заботятся о чистоте номеров, поэтому подключают все подряд. В среднем 4-10% номеров оказываются грязными."