Новейшая эпоха 00: ограничение передвижения без законного обоснования, мы нашли последнее
Скорая юридическая помощь выехала по теме, когда будет издан федеральный закон, ограничивающий право свободного передвижения в Российской Федерации.
Нам почему-то вспомнилось Постановление Конституционного Суда РФ из далекого 1998 г., когда один наших работников работал третий год в адвокатуре.
Сутью требования, заявленного требования в КС РФ, явился запрос губернатора Нижегородской области как главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации о проверке конституционности пунктов Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации,
Таким образом, в настоящей статье мы будем руководствоваться выводами уважаемого высокого суда РФ.
В вышеуказанном Постановлении указывается, что
. Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Вы можете задать вопрос, а при чем здесь ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, если ч. 2 ст. 27 Конституции РФ гласит, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Однако, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
КС РФ указывает в Постановлении право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, мы с вами пришли к искомому, как может ограничиваться права и свободы человека и гражданина, то есть только федеральным законом.
Далее КС РФ указывает, что статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Также КС РФ указывает, что перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.
Согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, обеспечивая их исполнение, издает постановления и распоряжения (ст. 4 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации").
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" возложил на Правительство РФ обязанность утвердить Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 4 ст. 3). Исходя из буквального толкования данной нормы, законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации разработать только порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, не предоставив ему права на установление оснований отказа в регистрации. Такие основания отсутствуют и в самом Законе. В нем исчерпывающе сформулированы лишь условия, при которых допускаются ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (статья 8).
Следовательно, Правительство Российской Федерации при утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, чем нарушило ст. 115 Конституции РФ.
Теперь прежде чем мы подведем итог, прочтите вышеуказанное дважды.
Итог. Исходя из смысла Постановления КС РФ от 1998 г. следует, что в РФ существует не только верховенство закона, но и соответствие нижестоящий законов вышестоящему, то есть верховенство следующее: Конституция РФ, Федеральный Конституционный Закон, Федеральный Закон, Указ Президента РФ. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, но не изменение или расширение.
Следующий итог. Как указывает КС РФ в своем постановлении механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.
Поскольку Конституция РФ требует внесения изменения в федеральный закон, который бы ограничивал бы передвижение, то никакой указ, постановление или распоряжение не может изменить права, предоставленные как Конституцией РФ, так федеральным законом.
Но Федерального закона, или изменения в федеральный закон, регламентирующий свободу передвижения, об ограничении последнего в виде изданного федерального закона до сих пор нет.
Еще один момент. Обратим внимание на ст. 1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»: Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Таких законов 4:
1) Федеральный Конституционный Закон РФ № 1-ФКЗ «О военном положении» (ст. 7);
2) Федеральный Конституционный Закон РФ № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 11);
3) Федеральный Закон «О полиции» (ст. 16);
4) Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ст. 8).
Ни в один из указанных законов изменения, пусть временные, не внесены. Все остальное, по сути, является, а это следует из вышеуказанного Постановления КС РФ, выходом за пределы полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами и является нарушением статью 115 Конституции Российской Федерации.
