КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ С КОЛЛЕКТОРАМИ
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ С КОЛЛЕКТОРАМИ
1) Коллекторские организации не вправе применять к должнику какие-либо меры принуждения для получения долга.
2) Такими полномочиями наделены только органы Федеральной службы судебных приставов.
3) Судебные приставы-исполнители могут изъять имущество, наложить на него арест, выселить из жилого помещения и т.д.
4) Коллекторские организации такими правами не обладают, они лишь вправе осуществить следующие действия в отношении должника:
-убедить должника выплатить долг;
-помочь найти решение возникшей проблемы.
-совершить действия, направленные на возврат просроченной задолженности гражданина, возникшей из денежных обязательств.
5) В течение 30 рабочих дней со дня привлечения коллекторской организации для взаимодействия с должником по просроченной задолженности кредитор должен уведомить об этом должника.
6) При встрече и телефонном разговоре коллектор обязан сообщить должнику наименование кредитора, коллекторской организации, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии).
7) При личной встрече с коллектором должник имеет право попросить предъявить его следующие документы:
-документ, удостоверяющий личность коллектора;
-доверенность, подтверждающую его полномочия;
-копию свидетельства о внесении сведений о коллекторской организации в государственный реестр.
8) Должник также вправе связаться с банком, иным кредитором, перед которыми у него имеется долг, и уточнить информацию о привлечении данной коллекторской организации для возврата задолженности.
9) Коллекторские организации могут взаимодействовать с должником только путем:
-личных встреч и телефонных переговоров (непосредственное взаимодействие);
-телеграфных, а также текстовых, голосовых и иных сообщений по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи (то есть путем направления телеграмм, сообщений по электронной почте, смс-сообщений и др.);
-почтовых отправлений по месту жительства должника или по месту его пребывания.
10) Личные встречи и телефонные переговоры коллектора с должником допустимы только:
-в рабочие дни в период с 8 до 22 часов,
-в выходные и нерабочие праздничные дни - с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или по месту его пребывания, известным кредитору или коллекторской организации.
11) Также ограничивается частота взаимодействия коллекторов с должником, поскольку допустимы:
-личные встречи не более одного раза в неделю;
-телефонные переговоры - один раз в сутки, два раза в неделю, восемь раз в месяц;
-телеграфные сообщения и сообщения по сетям электросвязи - два раза в сутки, четыре раза в неделю, шестнадцать раз в месяц.
12)При этом коллекторская организация должна обеспечить аудиозапись всех переговоров с должником, а также запись сообщений по сетям электросвязи.
13) Должник вправе встречаться и вести переговоры с коллекторской организацией только через своего представителя - адвоката, а также вовсе отказаться от такого взаимодействия, но не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки по денежному обязательству.
14) Для этого коллекторской организации нужно направить письменное заявление через нотариуса, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку.
15) В последующем должник в любое время может отменить свое заявление, известив коллекторскую организацию об этом способом, установленным договором (при его наличии), или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения под расписку.
16) Ни при каких обстоятельствах не допускаются:
-применение к должнику и иным лицам физической силы, угрозы убийством или причинения вреда здоровью;
-уничтожение или повреждение имущества; оказание психологического давления на должника и иных лиц;
-использование выражений и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц, и т.п.
17) Коллекторская организация обязательно в письменной форме должна оформлять:
-соглашение об иных, кроме установленных законом, способах взаимодействия с должником;
-согласие должника на взаимодействие коллекторов с третьими лицами - членами семьи должника и иными проживающими с ним лицами, родственниками, соседями и любыми другими физическими лицами, если ими не выражено несогласие на взаимодействие;
-согласие должника на передачу третьим лицам или предоставление им доступа к сведениям о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании, любые другие персональные сведения.
-соглашение об изменении частоты взаимодействия с должником посредством встреч, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.
18) Раскрытие указанных сведений неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения их в сети Интернет, в каком-либо помещении или на здании, сообщение их по месту работы должника запрещено.
19) Должник вправе в любое время отказаться от исполнения указанных соглашений или отозвать свое согласие.
20) Для этого нужно направить коллекторской организации письменное уведомление через нотариуса, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку.
21) Если коллекторы превышают свои полномочия, в частности пытаются изъять у имущество, ведут себя агрессивно, угрожают, унижают, оскорбляют, применяют физическую силу и т.п., необходимо прекратить общение с ними и вызвать полицию.
22) Указанные действия коллекторов при наличии оснований могут повлечь административную, а также уголовную ответственность (ст. ст. 6.1.1, 19.1 КоАП РФ; ст. ст. 115, 116, 330 УК РФ).
23) При визитах коллекторов и телефонных звонках в неустановленное время, чаще, чем предусмотрено законом, с угрозами необходимо по возможности записать переговоры, например, на диктофон, взять детализацию телефонных переговоров у оператора связи, чтобы иметь подтверждение нарушений со стороны коллекторов.
24) Отметим, что с 01.07.2018 операторы связи, оказывающие, в частности, услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования, услуги внутризоновой телефонной связи, местной телефонной связи, обязаны хранить голосовую информацию и текстовые сообщения в полном объеме в течение шести месяцев с даты окончания их приема, передачи, доставки или обработки.
25) Лицо вправе подать жалобу на действия коллекторов в территориальный орган ФССП и органы прокуратуры с приложением документированных материалов, свидетельствующих о нарушении закона.
26) Поступление в ФССП сведений о нарушении коллекторской организацией требований к осуществлению коллекторской деятельности является основанием для ее внеплановой проверки.
27) При выявлении однократного грубого нарушения закона, повлекшего причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника и иных лиц, коллекторская организация может быть исключена из госреестра и лишится права осуществлять коллекторскую деятельность.
28) Те же последствия возможны, если коллекторская организация неоднократно в течение года не выполняет предписания ФССП и нарушает требования законодательства о порядке осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.
29) Если вы не являетесь заемщиком или поручителем, однако коллекторы беспокоят вас звонками, ввиду того что ваши персональные данные есть в базе агентства в качестве «поручителя» должника, сообщите им по телефону о вашей непричастности к долгу, а также направьте в адрес коллекторского агентства и кредитора письменное уведомление по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении.
Документы: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 № 445 «Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео-и иных сообщений пользователей услугами связи».

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Благодарю Евгений Викторович
Спасибо Вам!
