Кто должен платить за разбитую посуду в кафе или ресторане?

Вы пришли в кафе или ресторан с целью провести приятный вечер в кругу родственников или друзей, а может просто забежали пообедать. Одно неосторожное движение – и с сервированного стола падает посуда и разбивается с громким звоном. Естественно, администрация заведения, не желая нести дополнительные убытки, предъявляет претензии и заставляет неаккуратного посетителя заплатить. В большинстве случаев люди соглашаются и послушно выплачивают требуемую сумму денег. Но немногие знают, что такие претензии не всегда обоснованы, и посетители не всегда обязаны это делать!
Закон
В Гражданском кодексе, статье 213 сказано, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, владение которым не запрещено.
Статья 211 ГК РФ устанавливает, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Посещая кафе или ресторан, согласно статье 426 ГК РФ, мы вступаем в публичный договор с владельцем заведения, который действительно в некоторых случаях имеет право требовать с вас возмещения убытков. Этот вопрос является довольно спорным и непростым. Давайте по порядку.
Когда виноват сотрудник заведения?
Со случаем, когда официант споткнулся или не удержал поднос, всё понятно. Но вот другой случай: вы, заговорившись, или в порыве эмоций опрокинули свой пустующий за ненадобностью прибор. Кто виноват? Прямая обязанность официанта – убирать со стола посуду по мере ее опустошения. Если персонал заведения по каким-то причинам не спешил вас обслужить, то это проблема не ваша, а официанта. Если с вас требуют оплаты за бой такой посуды, то приглашайте администратора и задайте ему соответствующий вопрос. Если это не подействует, попросите показать локальные акты заведения, в которых перечислены обязанности официанта. Возможно, вы и сами удивитесь, что окажетесь правы.
Когда виноват посетитель?
Полагаю, что не имеет смысла говорить об умышленном уничтожении имущества заведения общественного питания. Если кто-то умышленно бил посуду или ломал столы со стульями, то должен понимать, что помимо материального возмещения такого вреда ему может грозить как административная, так и уголовная ответственность в зависимости от причинённого ущерба.
Статья 1064 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом вред может быть причинён не только умышленно, но и по неосторожности. Будет ли в таком случае посетитель отвечать рублём?
Кто докажет вашу вину?
Это ещё один спорный вопрос. Каждая сторона будет отстаивать свою позицию. Точку в разрешении спора может поставить только суд.
Еще один вопрос, который нередко возникает в таких случаях, – это сумма возмещения, заявляемого заведением за бой посуды. В некоторых кафе и ресторанах (обычно в меню) можно увидеть, что за разбитую посуду с посетителя потребуют двойную или даже тройную стоимость.
Такое требование заведения о возмещении вреда в большем размере, естественно, незаконно. Если посетитель признает свою вину в причинении вреда, однако не согласен с размером, он имеет полное право отказаться возмещать вред в указанном размере.
В такой ситуации заведению необходимо будет в судебном порядке подтвердить обоснованность размера заявляемого требования.
Как действовать?
- Если не согласны с размером ущерба, то требуйте подтвердить документально стоимость разбитой посуды.
- Заручитесь поддержкой двух-трех свидетелей инцидента.
- Оставьте запись в книге отзывов и предложений о случившемся, подробно, но лаконично описав ситуацию и указав причины, по которым вы не согласны возмещать ущерб.
- Требуйте от администрации заведения составить акт о порче имущества с указанием его стоимости, в котором обязательно опишите свое видение случившегося, а также аргументы своей невиновности.
- Сообщите администрации заведения, что отказываетесь возмещать ущерб, в случае если не согласны с его величиной или не признаёте свою вину. Пусть обращаются в суд.
Незаконные действия владельцев заведения
- Требование оплаты стоимости ущерба в большем размере или если вы не признаёте свою вину;
- отказ в оформлении документов, в том числе по факту боя посуды или оплаты ущерба;
- отказ в предоставлении документов, подтверждающих стоимость ущерба, или предоставлении книги отзывов и предложений;
- требование об оставлении в качестве залога паспорта, иных документов или предметов;
- удержание вас в помещении заведения.
Главное
Первое: в любом случае, если вы что-то разбили, сломали или испортили и не нашли общий язык с администрацией заведения, помните, что заставить вас силой выплатить сумму возмещения вреда никто (в том числе и полиция) не может иначе как по решению суда.
Второе: в силу статьи 211 ГК РФ: «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». То есть если ваша вина не доказана, то все расходы, связанные с порчей имущества кафе или ресторана, несёт его собственник.
Желаю всем хорошего дня и отличного настроения!
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
В «приличных заведениях» гостей/посетителей берегут и подобных проблем не возникает. Как всегда интересная и полезная информация!
Спасибо!
Лишний раз убеждаюсь, что в нашем "правовом" государстве везде и всюду надо ходить с Кодексом законов. Тяжело, но чего ни сделаешь ради того, чтобы "выйти сухим из воды", (в случае чего!).
Или приглашать юриста на обед.
Лучше оплачивать его работу так, чтобы он мог ходить обедать в любой ресторан города ежедневно и «тренировать/ проводить практические занятия» на месте, комментируя ситуацию.sm_ag:
В России постоянно, в Касабланке в аэропорту, мы разбили 25 летний виски маккалан стоимостью 1000 евро, нам слова не сказали, а извинялись, что не правильно поставили.. в России все наоборот, любой оксапаха мнит себя непонятно кем...
Даже КОГДА напился в РЕСТОРАНЕ это ТОЖЕ в части ВИНА ресторана! Так КАК ресторан и кафе ЗАИНТЕРЕСОВАННЫ в БОЛЬШОМ выпитом ОБЪЕМЕ клиентом АЛКОГОЛЯ.
Знаю по себе Денис! Иногда бывает перебор
Аккуратнее
Это мы можем, аккуратно. Мозги всегда на месте!
Обедали в кафе с внучкой, она пила морс и поставила стакан мимо стола. Естественно, он разбился, а внучка расплакалась.
Прибежала старшая - не знаю, администратор или собственник. Успокоила внучку, принесла ей пирожное. Говорит - "да ничего страшного, бывает, никто тебя ругать не будет!"
Мы поблагодарили и оставили хорошие чаевые, там не на один стакан...
Считаю, что если неумышленно, то заведение должно "сохранить лицо", потеря клиентов принесёт больше убытка чем стакан или тарелка.
При том, что в калькуляцию блюд часто включаются суммы неумышленного повреждения посуды (там суммы небольшие, но не каждый же человек что-то разбивает, оно и накапливается).
А скандал в любом случае заведению не в плюс - разборки отпугнут какую-то часть клиентов, репутационные потери больше, чем стоимость разбитой посуды.
Аплодирую стоя администрации заведения!
Ни в калькуляцию блюд, а в зарплату работников. У меня дочь работала в ресторане, каждый месяц с зарплаты снималась фиксированная сумма "за бой".
Значит неправильно, это должно закладываться в калькуляцию, а не в зарплату работников. Работник может компенсировать бой, если это его личная вина, а за клиентов - не должен отвечать рублём. Но хозяева не хотят платить из своих прибылей, поэтому перекладывают с больной головы на здоровую.