Аникеева Кристина Юрьевна
Аникеева К. Ю. Подписчиков: 6909
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8.6М

Как выбить из авиакомпании деньги за отмененный рейс.

20 дочитываний
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Ситуация с COVID-19 поставила на паузу возможность путешествовать: одни страны закрыли границы, другие даже ограничили внутренние перемещения.

В таких условиях авиаотрасль стала одной из самых пострадавших. Неудивительно, что перевозчики не всегда могут вернуть пассажирам деньги за отмененные рейсы. Но и пассажиров можно понять: их отпуск сорвался, да и реальные располагаемые доходы снизились (на 8% во втором квартале, по данным Росстата). Конечно, граждане хотят вернуть деньги, а авиакомпании предлагают ваучеры. А можно ли отказаться от ваучера и получить уплаченные за билеты средства здесь и сейчас?

Денег три года ждать?

С 6 июля в России принято постановление правительства, согласно которому авиакомпания имеет право в одностороннем порядке менять даты, время, маршрут (например, прямой перелет заменить перелетом с пересадкой или заменить пункт назначения на ближайший к первоначальному). Вместо уплаченных за билет денежных средств авиаперевозчик может предложить пассажиру ваучер сроком действия в три года. Эксперт проекта Минфина РФ по финансовой грамотности «Финшок», юрист Лолла Кириллова напоминает, что нововведения распространяются на перелеты, которые должны были состояться с 18 февраля 2020 года.

Три года дается для того, чтобы пассажир сделал выбор: либо лететь в другую дату, либо зачесть стоимость ранее оплаченного билета для покупки иного билета в другом направлении, либо потребовать назад свои деньги. Три года не означает, что после их истечения человек получает деньги, это период, в течение которого волеизъявление должно быть сделано самим гражданином, буквально хоть на следующей неделе», — объясняет эксперт.

Как говорит член ассоциации юристов России Асия Мухамедшина, ваучеры действительно были закреплены в законодательных нормах. Но только в качестве альтернативы. «То же гласит и Регламент №261/2004 Европейского парламента и Совета Европейского Союза, где европейские компании дают пассажиру выбор между возвратом денежных средств за отмененный рейс и возможностью обменять билет на другую дату», — подчеркивает она.

Если авиакомпания вводит в заблуждение и не возвращает денежные средства, а настаивает на ваучере, необходимо направить в ее адрес в досудебном порядке претензию с требованием возврата средств. Сделать это лучше всего заказным письмом. Средства, по словам Лоллы Кирилловой, должны быть возвращены в течение десяти дней с даты, когда перевозчик получил от пассажира заявление.

Если этот срок срок нарушен, можно смело обращаться в суд. «Гражданин может отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Это следует из ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ», — подсказывает эксперт.

Воздушный кодекс или Закон о защите прав потребителей

Авиаперевозки — это одна из услуг, на действия которой распространяются Закон о защите прав потребителей, Гражданский кодекс, Воздушный кодекс и также международные конвенции, говорит Мухамедшина.

«Важный момент, что суды неоднозначно трактуют эту категорию спора: кто-то по Воздушному кодексу, а кто-то по закону “О защите прав потребителей”. А разница большая. По закону “О защите прав потребителей” гражданин может подавать иск по месту жительства, либо по месту нахождения компании, на свое усмотрение. А согласно Воздушному кодексу пассажир обязан подавать иск только по месту нахождения авиакомпании. Поэтому пока законодательство не будет уточнено в этой части, по некоторым делам суду на территории РФ может быть отказано в принятии как по неподсудным, согласно Воздушному кодексу», — объясняет она.

Что касается ответственности за просрочку удовлетворения требования гражданина о возврате стоимости билета, специальных правил здесь не установлено. «Если авиакомпания тянет с выплатой, то суд может применить и нормы пункта 5 ст. 28 и статьи 31 Закона РФ “О защите прав потребителей”, а также ст. 15 и 13 Закона о компенсации морального вреда и взыскании штрафа в размере 50% от присужденной суммы за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя», — указывает Кириллова.

А если авиакомпания зарубежная?

Если авиаперевозчик иностранный и возвращать деньги он отказывается, в таком случае нужно обращаться в суд в той стране, где базируется авиакомпания, говорит Мухамедшина.

Источник https://aif.ru/money/mymoney/kesh_vmesto_vauchera_kak_vybit_iz_aviakompanii_dengi_za_otmenennyy_reys

5 комментариев
Понравилась публикация?
3 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 5
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Статья вводит читателей в заблуждение. В Воздушный кодекс РФ введена ст. 107.2. Особенности изменения и расторжения договора воздушной перевозки пассажира в отдельных случаях (введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ).

1. Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

2. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Вступило в силу постановление правительства, определяющее порядок возврата провозной платы за билеты в случае, например, введения режима повышенной готовности или ЧС.

Документ касается договоров со сроком исполнения начиная с 1 февраля - по перевозкам с КНР, с 18 марта - по всем внутренним и международным перевозкам. Договоры должны быть заключены до 1 мая. Постановление не применяется к перевозкам пассажиров по договору фрахтования воздушного судна (чартерные перевозки).

В документе подробно описаны действия по возврату денег за билеты. Разберемся с новыми правилами на примере распространенной ситуации: авиакомпания возвращает плату за проезд, так как из-за режима повышенной готовности рейс был отменен.

Перевозчик должен в течение 3 лет с даты отправления отмененного рейса принять от пассажира ранее внесенную сумму в счет оплаты услуг по новой воздушной перевозке, в том числе по другому маршруту. По сути, это ваучер. Его можно использовать и для оплаты допуслуг перевозчика.

Если пассажир хочет реализовать ваучер, нужно уведомить перевозчика. Это можно сделать по почте, с помощью сайта перевозчика. У клиента также должна быть возможность обратиться в специальные пункты авиакомпаний. По истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления перевозчик примет плату, о чем проинформирует пассажира. Он может и отказать, если, например, договор заключен после 1 мая.

Если ваучером не воспользуются в течение 3 лет с даты отправления отмененного рейса, авиакомпания вернет деньги по заявлению пассажира. На эту сумму начисляются проценты за пользование денежными средствами.

Отдельные категории граждан (например, инвалиды I и II групп, ветераны ВОВ) могут подать заявление на возврат провозной платы до истечения 3-летнего срока.

Документ: Постановление Правительства РФ от 06.07.2020 N 991.

ФЗК РФ является специальным законом по отношению к ГК РФ и закону о защите прав потребителей, поэтому обладает большей юридической силой.

Краткий вывод. До 3 лет вернуть деньги за отмененные из-за коронавируса рейсы могут инвалиды I и II групп, ветераны ВОВ. Остальные пассажиры смогут получить деньги только через три года. До этого срока можно оформить ваучер, которым можно оплатить любые услуги авиакомпании.

А/к могут по своему усмотрению вернуть деньги раньше. Это их право, но не обязанность.

Обращаться в суд бесполезно. На основании указанных статьи и Постановления Правительства будет отказ.

+1 / 0
картой
Ответить

Каких читателей? Её прочитали 14 человек. Благодаря, вашему комментарию эти 14 человек будут знать об изменении, спасибо.

0
Ответить

Для чего или для кого была написана эта статья? Поиск в интернете легко выдаст информацию, которую я выложил. Если бы не мой комментарий, люди понесли бы деньги юристам, которые проиграли бы дела в суде. Кстати, я - юрист. За проигрышные дела не берусь, объясняю людям ситуацию, даю ссылки на нормы права. Собственно это я сделал в комментарии.

+1 / 0
Ответить

Мои публикации не особо кому нужны.

0
Ответить

Тогда зачем Вы их публикуете?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Когда болезнь — не повод вернуть билет

Недавно Конституционный суд РФ (Определение от 27 марта 2025 года № 791-О) поставил точку в непростом споре между пассажиркой и авиакомпанией, отказавшейся возвращать деньги за «невозвратный» билет,...

Обязанности авиаперевозчиков при задержке рейсов в условиях введённых ограничений

Сегодня поговорим об обязанностях авиакомпаний в случае задержке рейсов по любым причинам, какие гарантии и права имеются у пассажиров (потребителей) и как защитить свои права в конкретном случае.

Переобулся — и попал на ремонт. Кто виноват?

Сезон “переобувки” — как экзамен для водителей и шиномонтажей одновременно. Кто-то спешит, кто-то экономит, кто-то клянётся “мы всё сделали по ГОСТу”, а потом начинаются сюрпризы: царапины на дисках,...

Как страховые делают вид, что бампер стоит 3000 рублей — и что с этим делать

Если вы хоть раз попадали в ДТП, то знаете этот квест: сначала авария, потом экспертиза, потом — долгожданная СМС от страховой. И вот вы стоите рядом с помятым бампером, с этой цифрой в телефоне и чувством,...

Запрет навязывания дополнительных товаров и услуг без отдельного согласия потребителя

В 2025 году российское законодательство о защите прав потребителей при онлайн-покупках претерпело важные изменения. Это напрямую затрагивает всех, кто совершает заказы в интернет-магазинах и на маркетплейсах.