О проекте новых Правил торговли

Что нового
Минпромторг подготовил проект новых Правил торговли – официально-нормативный документ называется "Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
Предполагается, что соответствующее постановление Правительства РФ должно вступить в силу с 1 января 2021 года и прийти на смену действующему с 1998 года постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (с изменениями и дополнениями).
Анализ действующего постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и проекта постановления Правительства РФ не выявил каких-то принципиальных новшеств в проекте.
В проект постановления Правительства РФ внесен раздел III "Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами", чего нет в действующем постановлении.
Однако имеется отдельное постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами", где все более детально расписано по сравнению с разделом III.
Книга жалоб
Пожалуй, самым-самым новшеством в новых Правилах торговли является отсутствие нормы об обязанности продавца иметь книгу отзывов и предложений. Эту новость по всем каналам уже успело растиражировать телевидение.
В пункте 8 действующих Правил продажи отдельных видов товаров говорится: Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
В Минпромторге обязательное наличие у продавца книги отзывов и предложений, которую в народе называют жалобной книгой, посчитали анахронизмом советских времен.
Мол, все, что граждане пишут в жалобных книгах, не имеет для организаций торговли никаких юридических последствий.
В эпоху цифровой экономики должны быть новые способы коммуникации между продавцами и покупателями. Для быстрой коммуникации продавца с потребителем сформировались более эффективные каналы: социальные сети, мессенджеры, отзывы на маркетплейсах и на сайтах магазинов, отзывы в онлайн-геоинформационных системах, блогах. Кроме того, эффективным инструментом остаются и так называемые "горячие линии".
Вот таким образом нас постепенно отучают от жалоб на бумажных носителях.

Другое новшество новых Правил торговли в том, что потребителю официально разрешат фотографировать товары, но с оговоркой "если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации".
Фотографировать товары можно и сейчас, но многие не шибко грамотные охранники магазинов препятствуют такому фотографированию.
Одним словом, прощай, книга жалоб.
Нужно ли сохранить книгу жалоб?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
1. Далеко немногие пожилые люди могут быть уверенными пользователями интернета. Для них нужно оставить возможность оставлять отзывы в традиционном варианте
2. Бывают ситуации, когда после конфликта или нарушения каких либо правил, оставляешь свой отзыв именно здесь и сейчас. Через пару-тройку часов человек уже может остыть и просто махнуть рукой. Поэтому наличие жалобной книги остается актуальным даже для активных интернет-пользователей.
Думаю, такие книги не просто нужно бы сохранить, а обязать их иметь каждой торговой точке. Толку от них будет много в том случае, если система контроля будет организована по принципу СССР - каждый месяц сотрудники торговой инспекции проходят по своим точкам и проверяют записи в книгах предложений.
А затем делают выводы о количестве жалоб и нарушений и, соответственно, принимают административные меры в отношении собственников и руководителей торговых точек.
К сожалению, в нашей "вертикали" чиновники не работают, а только получают деньги.
Владимир Николаевич, согласно, что книгу жалоб нужно иметь. В торговле происходит множество нарушении, особенно в магазинах пятерочка и магнит. На прилавке одна цена, пишут "акция",купишь, если не проверишь, то пробита аналогичная цена и никакой акции, а просрочка. Главное, чтобы книга жалоб проверялась.
Кто мешает завести новую после такой жалобы? Однозначно анахронизм.
Вот, что значит не знать сути этих книг в СССР! Тогда никому в голову не приходило выкинуть такую книгу! Потому, что её выдавали в торговой инспекции, она была с номером и печатью. Фиг выкинешь! И страницы фиг вырвешь!
Книга нужна обязательно. Она необходима покупателю чтобы "выпустить пар", а руководителю торговой точки воспитывать нерадивых продавцов.
Юридических последствий для магазина, конечно не наступает. Но для грубых продавцов от администрации магазина часто бывают штрафные санкции. Да и при очередных проверках потребнадзору бы требовать эту книгу для ознакомления и по результатам принимать решение.
Книга жалоб нужна но она должна быть обязательно пронумерована и прошита а то бывает хорошие отзывы оставляют а плохие вырывают.