![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/29/60x60/e5fe740ce02e11b3af590c88cebea325.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202310/06/60x60/248e003ba261f448c24b5625b460c90e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/05/60x60/715c76263c1ed08e3205238e3438b471.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/02/60x60/551c2a4381d6d67b2945fab12fc3782e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/08/60x60/ec6855980de5e409621b7e98ef9662e9.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202310/06/60x60/248e003ba261f448c24b5625b460c90e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/05/60x60/715c76263c1ed08e3205238e3438b471.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/22/60x60/9d904ef65827c20afba8d72e7b090452.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Г.png)
В феврале 2020 года Майя Замятина купила у авиакомпании «Сибирь» билеты по маршруту Москва-Ницца, по ее словам, на "конец апреля-начало мая". Но рейс отменили из-за коронавируса. Тогда она направила перевозчику претензию о возврате денг, в ответ ей прислали ваучер, от которого она отказалась. Клиент направила иск к авиакомпании «Сибирь» с требованиями вернуть деньги за несостоявшийся полет.
Параллельно Замятина обратилась и в ВС РФ, чтобы признать недействующими п. 3, 4, 6, 10 июльского правительственного Постановления № 991, где говорится о возврате денег за отмененные рейсы. Нормы устанавливают новые правила возврата стоимости билета, если договор подлежит исполнению с 18 марта по 1 мая 2020 года (а если это Китай - с 1 февраля). Потребителю дают ваучер, который можно потратить на другие перелеты, а если клиент хочет вернуть деньги, ему надо ждать 3 года. Замятина просила признать, что «отсрочка» для авиакомпаний в 3 года нарушает права пассажиров.
А рассмотрение исков к авиакомпании в Советском районном суде Нижнего Новгорода приостановили по ходатайству Замятиной до решения ВС (дела № 2-1788/2020 и 2-1911/2020 - дела два, так как разные бронирования на нескольких пассажиров).
Интересы пассажиров или экономики?
Дело № АКПИ 20-489 7 октября рассмотрела коллегия судей. Замятина заявила, что трехлетний срок для возврата денег за отмененные рейсы противоречит закону о защите прав потребителей, он должен быть 10 дней согласно ст. 31 ("Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя"). "Авиакомпания освобождается от ответственности, но неправомерно финансировать ее за счет граждан, - заявила Замятина.
Представитель ответчика поинтересовался, согласна ли она с тем, что положение не совсем снимает ответственность с перевозчика, а только по-новому регулирует порядок и сроки возмещения средств за отмененные рейсы. Истиц парировала, что отмена рейсов по причине карантина - это форс-мажор. Нормы об этом есть в ГК, и их достаточно.
Представитель Правительства сослался на ст. 107.2 Воздушного кодекса. Норма дает Правительству право при угрозе или возникновении ЧС, введении режима повышенной готовности устанавливать особенности исполнения договора воздушной перевозки, в том числе о возврате платы пассажиру.
-А почему нельзя было установить один год, полтора, два?-поинтересовался у него председательствующий судья Романенков.
-Срок установлен исходя из анализа и прогноза восстановления экономики особо пострадавших отраслей. Учитывались в том числе рекомендации Международной ассоциации воздушного транспорта, которые опубликованы на официальном сайте. Авиакомпании наиболее пострадали. Здесь правительство из двух зол выбрало меньшее, - ответил представитель ответчика.
-Эта организация [Международная ассоциация воздушного транспорта] защищает интересы перевозчика. А кто граждан будет защищать? Ваучер, конечно, хорошо, но за три года можно заболеть или обстоятельства жизненные изменятся, - отметил председательствующий.
На это представитель Правительства напомнил, что ваучер действует в течение трехлетнего срока. "По нашей информации, когда открыли ряд направлений, пассажиры этим воспользовались".
Представитель генпрокуратуры в своем заключении отметила, что оснований для удовлетворения иска нет.
Выслушав все стороны: суд решил в иске Замятиной отказать!
Источник: https://pravo.ru/news/226394/?utm_source=telegram&utm_medium=smm&utm_campaign=tg_channel